Как снять кран с батареи отопления?

Как снять радиатор отопления в квартире без последствий

Как снять радиатор отпления в квартире, правильно и без сюрпризов? Потребность в демонтаже батареи может возникнуть по разным причинам – добавление или удаление секции, промывка внутренностей, замена. Их этой статьи вы узнаете, как снять батарею отопления, чтобы не повредить ее и не нанести ущерб себе и соседям.

Все описанные работы можно сделать самостоятельно без каких-либо специальных инструментов и приспособлений. Главное – придерживаться технологии демонтажа. Настоятельно рекомендуем прочитать советы экспертов в конце статьи.

Отключение системы водоснабжения

Если вы снимаете радиатор в отопительный сезон, необходимо перекрыть воду. В зависимости от конструкции системы отопления, это можно сделать тремя способами.

  • В новых домах у каждой квартиры свой контур отопления. Вам достаточно перекрыть идущий от основного стояка вентиль или кран.
  • В домах старой застройки, особенно построенных при СССР, перекрывать воду придется во всем стояке. Краны обычно находятся в подвальных помещениях.
  • В последние годы при установке делают байпас на радиаторе отопления (см. фото). Чтобы не доставить соседям неудобств, откройте вентиль байпаса. Перекройте идущий в батарею вентиль, подождите пять минут и перекройте выходящий кран. Так вы выключите батарею из системы и не доставите неудобств окружающим.

Радиатор отопления с байпасом.

Как слить воду из радиатора

Обязательно запаситесь тряпками и приготовьте емкость для слива воды. Объем воды зависит от типа батареи, количества и высоты секций. Для удобства смотрите таблицу:

Тип радиатора Высота (мм) / модель Минимальный объем секции (л) Максимальный объем секции (л)
Алюминиевый 350 0,2 0,3
500 0,35 0,45
600 0,4 0,5
900 0,6 0,8
1200 0,8 1
Биметаллический 350 0,1 0,15
500 0,2 0,3
600 0,25 0,35
900 0,3 0,5
1200 0,4 0,6
Чугунный МС 140-300 0,8 1,3
МС 140-500 1,3 1,8
МС-140 1,1 1,4
МС 90-500 0,9 1,2
МС 100-500 0,9 0,2
МС 110-500 1 1,4

Большинство производителей используют свои стандарты и нормы. Поэтому цифры приблизительные. Но благодаря приведенным в таблице данным вы можете подсчитать емкость воды или теплоносителя, которые содержатся в батарее отопления.

Алюминиевые, биметаллические и стальные радиаторы

На алюминиевых и биметаллических радиаторах предусмотрен кран Маевского. С его помощью можно безопасно слить воду. Чтобы его открутить потребуется специальный ключ. Часто на выступающей головке крана есть насечка под плоскую отвертку. Если нет ключа – воспользуйтесь ей.

Подставьте емкость для слива под кран и отворачивайте его. Когда польется вода, вы сможете регулировать ее напор поворотом головки.

На дешевых моделях вместо крана Маевского может стоять заглушка. Для слива воды придется открутить ее. Для этого понадобится гаечный ключ соответствующего размера. Также подойдет разводной или газовый.

Оберните место вокруг заглушки тряпкой или ветошью и медленно ее отворачивайте. Помните, что резьба бывает левой и правой. Придерживайте заглушку рукой, чтобы вода не хлынула сильным потоком.

Чугунные радиаторы

В чугунных батареях стоят заглушки большого размера. Они, как правило, покрашены и приржавели. Чтобы открутить ее понадобится газовый ключ с длинной ручкой. Для повышения усилия на него можно надеть кусок трубы соответствующего диаметра.

Резьба на заглушке может быть левой или правой, на глаз этого определить нельзя. Пытайтесь провернуть ее без рывков, прилагая равномерное усилие. Если сорвете резьбу – бед не миновать.

Когда первые один-два оборота сделаны, подставьте под слив емкость для воды. Откручивайте заглушку так, чтобы ее не выбило напором – давление в системе может быть большим.

Если заглушка не поддается – залейте в стык преобразователь ржавчины WD-40 или его аналог и подождите 5-10 минут. После этого открутить ее будет легче.

Радиаторы с нижним и седельным подключением

Нижнее или седельное подключение радиаторов обычно делают при двухтрубной системе отопления. На входящую и выходящую трубы обычно ставят вентиль или клапан, который можно перекрыть (см. фото). На них есть насечка для отвертки или посадочное место под шестигранник (размеры могут отличаться).

Стальной радиатор с нижним подключением.

Чтобы слить воду из радиатора достаточно перекрыть вентиль, после чего отсоединить патрубки. Если позволяет ход труб, можно их отодвинуть вниз или в стороны. Если нет такой возможности – придется снимать радиатор с кронштейнов. Для этого просто потяните его вверх и на себя.

Если на трубах, подающих и отводящих воду, нет заглушек – придется импровизировать. Оберните вентили тряпкой, подставьте под слив таз для воды. Постепенно откручивайте вентиль отсоединяя батарею от общей системы.

Как снять секцию с радиатора

Секции любого вида наборных радиаторов соединены ниппельной гайкой. Ее нужно выкрутить, чтобы снять секцию с алюминиевого, биметаллического или чугунного радиатора. Для этого необходим ниппельный ключ соответствующего размера.

Стандартный диаметр гайки – 3/4 дюйма (но могут быть варианты). Снаружи на ней находится резьба, которая вкручена в отдельные секции радиатора. С внутренней – два небольших фиксатора, за которые нужно зацепиться ключом. Дальше четко следуйте технологии демонтажа секции радиатора:

  • Приложите ниппельный ключ сверху радиатора так, чтобы его головка была напротив места, которое нужно раскрутить;
  • Вставьте его в верхний канал секции на отмерянную глубину;
  • Проверните против часовой стрелки на два оборота;
  • Вставьте его в нижний канал на такое же расстояние и выверните гайку на два оборота;
  • Попеременно переходите с одной части радиатора на другую, пока не открутите гайки полностью.

Бывает, что ниппельная гайка не поддается (такое часто случается со старыми чугунными радиаторами). В таком случае протрите место соединения ацетоном, растворителем или «Уайт Спирит». Снимите остатки краски.

Обработайте стык преобразователем ржавчины WD-40 или аналогом. Легонько обстучите соединение молотком (помните, что чугун прочный, но хрупкий). Возможно, придется несколько раз обрабатывать стык и ждать час-полтора.

Если ниппельная гайка намертво прикипела – придется потрудиться. Подробный процесс отделения секций описан в статье «Как правильно разобрать радиатор отопления: алюминиевый, биметаллический, чугунный»

Как отсоединить радиатор отопления

Есть три вида подключения радиаторов отопления – сварное, через муфту и американку. Определить на глаз это несложно (см. фото).

Если в вашем доме установлены конвекторы, а не радиаторы, скорее всего их трубы сварены с общей системой. Остается только обрезать входящие трубы болгаркой. Для демонтажа конвектора выберите наиболее удобное для вас место – в любом случае, придется нарезать резьбу на трубах отопления.

Демонтаж муфты отопления

Муфты устанавливали при Союзе, это простой, но эффективный метод стыковки труб. При скручивании муфты придерживайтесь следующих рекомендаций:

  1. Обработайте стыки муфты и труб растворителем, подождите пока старая краска сойдет;
  2. На муфте, как правило, есть два выступающих ребра. За них удобно ухватиться газовым ключом;
  3. Откручивайте муфту на себя и вниз.

Позовите помощника, который придержит трубу. Одним ключом нужно удерживать трубу подачи (или отвода) воды от проворачивания. Вторым – срывать муфту.

Отключение американки

Фитинг американка для пропиленовых труб отличается от остальных тем, что в нем есть прижимная гайка. Для отключения радиатора от труб открутите ее до тех пор, пока не освободится ответная часть. После этого можно достать из радиатора часть патрубка.

Старые образцы «американок» обжимают концы вентиля. Со временем резьба принимает форму ответной части и не может быть обжата заново. Если радиатор был установлен более пяти лет назад, то стоит поменять весь вентиль или сгон.

Как снять радиатор отопления в квартире – советы экспертов

Некоторые модели радиаторов отопления, в особенности алюминиевые, могут иметь сложную внутреннюю конструкцию. После слива воды в них может остаться некоторый объем. Не брезгуйте тряпками и держите их наготове.

При обустройстве отопления частного дома нередко используют теплоноситель. Со временем он разлагается и выделяет токсичные продукты. Поэтому при работе соблюдайте меры предосторожности. Надевайте перчатки, очки, респиратор.

Не пренебрегайте мерами безопасности, всегда держите наготове тряпки, ветошь и все, что может впитать жидкость. Лучше один раз перестраховаться, чем платить соседям за новый ремонт.

При боковой системе подключения все работы выполняйте максимально синхронно. Особенно это касается алюминиевых радиаторов отопления – они больше подвержены деформации. Откручивая муфту с одной стороны на один-два поворота, переходите на другую сторону.

При нижнем и седельном подключении трубы проходят через напольное покрытие. Чтобы дать им дополнительный ход можно снять пару паркетных досок, ламинат. Это убережет и трубы, и покрытие.

Никогда, повторяю, никогда, не рвите силой и рывками резьбу! Вы можете промахнуться с направлением, большим усилием можно обломать кромку. После этого нормально зафиксировать заглушки не получится. А если и выйдет – то ненадолго. Равномерное усилие – лучший вариант. Если не хватает сил – используйте рычаг.

Подведем итоги

В комментариях нам часто отписываются люди, имеющие опыт ремонта. Настоятельно рекомендуем их прочитать, чтобы знать, как снять радиатор отопления в квартире самостоятельно.

Если у вас есть опыт демонтажа батарей – просим вас им поделиться. Надеемся, что ваши знания будут полезны нашим читателям.

Как просто разобрать старую чугунную батарею

Чугунные батареи — одни из самых популярных. Они по умолчанию устанавливались во всех квартирах. Если вы не делали капитального ремонта, то, скорее всего, у вас до сих пор остались подобные радиаторы. Иногда после ремонта такие батареи оставляют на своих местах. Конечно, их нужно очистить от старой краски и грязи, отреставрировать, и тогда они будут иметь отличный вид и дальше согревать вас своим теплом. Для реставрации радиаторы придется демонтировать. Поэтому дальше мы поговорим о том, как разобрать чугунную батарею.

Считается, что чугунные радиаторы остались в прошлом. Но их до сих пор выпускают, хотя производители подходят к дизайну творчески. Стараются придать им оригинальный вид, чтобы они идеально вписались в интерьер. Особенно это касается классических дизайнов, где современные биметаллические радиаторы будут смотреться безвкусно.

Какие преимущества имеют чугунные батареи

  • Долговечность. После установки срок эксплуатации может достигать 50 лет.
  • Надежность. В процессе эксплуатации не требуют никаких вмешательств и обслуживания, кроме покраски.
  • Высокая теплоотдача. Одна секция радиатора выделяет 140 Вт тепловой мощности.
  • Стойкость к гидроударам. Такое частое явление возникает во время запуска и тестирования систем отопления коммунальными службами. Чугун обладает высокой прочностью, поэтому без проблем выдерживает любые нагрузки.
  • Хороший коэффициент сохранения тепла. Спустя час после отключения, батарея в состоянии сохранить около 30% тепла.
  • Стойкость к ржавлению. Чугун плохо ржавеет, поэтому его можно увидеть не только в системах отопления, но и как материал, используемый в канализации.

Несмотря на все свои преимущества, чугун хрупок — учитывайте это при демонтаже. Батареи нужно аккуратно носить и разгружать, старайтесь их не бросать.

Для чего может понадобиться разборка радиатора

  1. Для того, чтобы убавить количество секций, когда в комнате слишком жарко.
  2. Для добавления дополнительных секций, если установленных не хватает для нормального теплоснабжения помещения.
  3. Для соединения двух готовых радиаторов между собой в один большой. Чтобы не добавлять каждую секцию поштучно, можно соединить несколько готовых радиаторов.

Чугунные батареи производятся согласно ГОСТу 8690. Они делятся на 3 типа, в зависимости от расстояния между ниппельными отверстиями:

  1. Низкие. 30 см. Полная высота 40 см.
  2. Средние. 50 см. Полная высота 60 см.
  3. Высокие. 100 см. Полная высота 110 см.

Учитывайте это, если заказываете отдельные секции батареи дистанционно.

Устройство батареи

Каждая секция соединяется с последующей с помощью двух ниппелей с наружной резьбой 5/4 дюйма. Ниппель до середины имеет правую резьбу, далее — левую резьбу. Между двумя секциями на каждый ниппель одевается резиновая или паронитовая прокладка. Учитывайте, что после демонтажа использовать её больше нельзя, нужно перед сборкой заранее купить новые. Некоторые говорят, что их можно вырезать самостоятельно из куска резины, но, учитывая их стоимость, лучше использовать готовые заводские.

Внутренняя часть ниппеля сделана следующим образом:

  • диаметр 32 мм;
  • две дополнительные насечки (усики), уменьшающие диаметр до 26 мм.

Насечки сделаны для того, чтобы ниппель можно было вкрутить или выкрутить с помощью специального ключа.

Схема отвинчивающихся элементов радиатора: а) — проходная пробка под ключ 36 мм; б) — глухая пробка под ключ 55 мм; в) — ниппель

Собранный радиатор имеет в качестве заглушек 4 пробки. Две из них — глухие, с левой резьбой. При демонтаже важно понимать, что эти пробки закручиваются в левую сторону, то есть, против часовой стрелки, а откручиваются — в правую, то есть, по часовой стрелке. Внешняя часть глухой пробки имеет вид шестигранника размером 55 мм.

Две другие заглушки — сквозные. Через них подается вода в радиатор. Диаметр входных отверстий может быть разным. Резьба, соответственно, нарезается 3/4 дюйма или 1/2 дюйма, в зависимости от подходящей к батарее трубы.

У сквозных заглушек правая резьба. То есть, закручиваются они в правую сторону, или по часовой стрелке. А откручиваются — в левую, или против часовой стрелки. Внешняя часть сквозной пробки имеет вид шестигранника под ключ 36 мм.

Инструменты, которые понадобятся при разборке чугунной батареи:

  • Рожковый ключ 36 мм. Ключ достаточно распространённый, с ним проблем не должно возникнуть.
  • Рожковый ключ 55 мм, или головка 55 мм, шестигранная или двенадцатигранная, с воротком для неё. Лучше использовать головку или ключ на 55 мм трубчатого типа. Таким образом снижается вероятность того, что вы повредите грани пробки.
  • Ключ для разборки радиаторов. Желательно заказать его заранее. Предпочтительно, чтобы он имел длину не менее 50 сантиметров. Можно попробовать изготовить ключ самостоятельно.
  • Ножовка по металлу.
  • Трубный ключ 1,5 или 2 дюйма.
  • Газовая горелка. Для этого подойдет любая газовая горелка со сменным баллоном.

Приступаем к разборке

Для этого лучше выбрать период, когда отопление отключено. Прежде чем разбирать радиатор, рекомендуем демонтировать его со стены. Так с ним будет намного проще и удобнее работать. Кроме того, если ранее вы никогда не снимали батарею, то, скорее всего, на входе не стоит никаких кранов. Так радиаторы устанавливались во время постройки дома.

Рекомендуется установить запорные краны на трубах, в местах соединения с батареей, на случай, если вы при последующей сборке радиатора допустите ошибку и появится течь. Для дальнейшего демонтажа вам потребуется перекрыть доступ воды к радиатору, либо снова ждать окончания отопительного сезона.

Батарея в разобранном виде

При разборке радиатора не рекомендуется прикладывать слишком большое усилие к заглушкам. Для того чтобы их открутить, возьмите газовую горелку и начинайте прогревать одну из пробок равномерно со всех сторон. Потребуется около 5 минут. За это время вы избавитесь от старой краски на гранях пробки, а также заставите пробку расширяться в месте соединения с секцией батареи.

Возьмите ключ на 55 мм и попробуйте провернуть пробку по часовой стрелке. Если пробка не поворачивается, не нужно прилагать лишних усилий — включите горелку и начните снова прогревать пробку. Нежелательно использовать трубный ключ. Он хоть и имеет широкий диапазон размеров, но может испортить грани пробки.

Помните, что глухая пробка имеет левую резьбу. Её нужно откручивать по часовой стрелке.

Чем больше возраст вашей батареи, тем дольше придётся нагревать пробку. За период эксплуатации в местах соединения может скопиться множество грязи, мусора, ржавчины. Часто бывает, что нижняя часть батареи полностью забита, и совсем не греет. Будьте готовы к тому, что пробку придётся нагревать докрасна. Но зато после этого она легко открутится. Проделайте ту же процедуру со второй глухой пробкой.

Для снятия проходных пробок возьмите ключ на 36 мм. Точно также с помощью горелки в течение 5 минут прогрейте место соединения пробки с секцией батареи. На этот раз откручивайте пробки против часовой стрелки — на них правая резьба.

Нагрев пробки батареи

Отсоединение первой секции батареи

Возьмите ключ для разборки радиаторов. Если вы не нашли в продаже такой ключ, можно попробовать изготовить его самостоятельно. Для этого потребуется кусок арматуры диаметром 20 мм и длиной, как минимум, 60 см. Для того, чтобы выкрутить ниппель, нам нужно расплющить один из концов арматуры до такого состояния, чтобы он был шире 26 мм, но уже 32 мм. Для этого возьмите имеющуюся у вас горелку, которой вы разогревали пробки. Нагрейте участок арматуры длиной около 4 см на любом из концов. После нагревания с помощью молотка придайте наконечнику плоскую форму. При необходимости, повторите процедуру нагрева и обработайте молотком участок арматуры снова.

Ключ можно изготовить также из куска трубы диаметром 20 мм. Для этого одному из концов трубы придайте плоскую форму, согласно заданным размерам. При использовании заводского ключа для разборки радиаторов вам не потребуется дополнительное оборудование. Если же у вас самодельный ключ из арматуры или трубы, крутить его удобнее всего с помощью трубного ключа. Он имеет достаточный рычаг для того, чтобы сорвать ниппель с места. Вставьте ключ в радиатор на глубину, достаточную для зацепления ключа и усиков ниппеля.

Далее начинайте откручивать ниппель в ту сторону, в которую откручивали пробку.

Вы можете начинать разбирать радиатор как со стороны глухих пробок, так и со стороны проходных пробок. Помните, что они имеют левую и правую резьбу соответственно. Если вы выкручиваете ниппель со стороны глухой пробки, то и ниппель вы крутите по часовой стрелке, как пробку. Иначе вы сломаете усики ниппеля, и далее сможете разобрать батарею только с помощью ножовки по металлу.

Сделайте один или полтора оборота. Далее, точно так же, сделайте один или полтора оборота в нижней части батареи. Откручивайте по очереди каждый ниппель, пока полностью не снимите секцию.

Нельзя сразу пытаться открутить ниппель полностью. Секция, как и ниппель сделаны из чугуна и очень хрупкие. Нужно выкручивать постепенно чтобы они не лопнули. Если крепеж не поддаётся, нагрейте горелкой место соединения. Это поможет, как и в случае с пробкой.

Для того, чтобы отсоединить более одной секции, не обязательно откручивать каждую секцию по очереди. Вы можете перейти сразу к нужной секции. Для этого с помощью ключа для разборки радиаторов отмерьте расстояние до нужного ниппеля. Сделайте на ключе пометку с помощью мела или маркера. Это позволит вам не промахнуться с нужной глубиной, на которую нужно вставить ключ. Далее начните откручивать ниппель точно так же, как если бы вы откручивали одну секцию. Важно иметь длину ключа, как минимум, 50-60 см, чтобы без проблем добраться до нужной секции радиатора и снять ее.

Что делать, если ниппель сломался

В случае с самодельными ключами, спешкой, или прикладыванием слишком больших усилий, можно сломать усики ниппеля. Тогда можно попытаться открутить следующую секцию радиатора вместе с той, которую снять уже не удастся, или прибегнуть к помощи ножовки по металлу. Пилить нужно в месте соединения двух секций. Скорее всего, обе секции будут испорчены и соединить их вы больше не сможете.

Также можно распилить секцию со сломанным ниппелем пополам. Сделать ещё один пропил, чтобы оставить между половинками просвет около 5 см. После этого, с помощью монтировки или лома, вращайте не внутренний ниппель, а половинки самой секции, и таким образом избавитесь от секции со сломанным ниппелем.

Крайней мерой в разборе проблемных участков радиатора может быть их разрушение. Для этого можно использовать кувалду. Рекомендуем всё-таки не спешить и делать каждый шаг постепенно. Тогда вы успешно завершите разборку без применения крайних мер.

Как промыть батареи отопления в домашних условиях не снимая и с демонтажем, можно узнать из статьи по ссылке.

Предлагаем посмотреть видео по теме разборки батареи:

Важно не затопить соседей и самому не остаться без тепла! Принципы замены батарей отопления в квартире

Демонтаж радиаторов отопления требуется в различных ситуациях: перед установкой новых батарей; во время ремонта помещения; для замены протекающих секций; при замене сгонов из-за возникших свищей; для прочистки батарей от накопившихся отложений.

Виды радиаторов

Для установки в систему отопления используются различные типы радиаторов. Их основные свойства указаны в таблице.

Вид радиатора Коррозионная устойчивость Теплоотдача Вес Стоимость
Чугунный Высокая Высокая Тяжёлый Низкая
Биметаллический Высокая Высокая Средний Средняя
Алюминиевый Высокая Средняя Лёгкий Средняя
Стальной Низкая Повышенная Лёгкий Низкая
Медный Высокая Высокая Средний Высокая

Опираясь на эти данные, можно подобрать прибор, подходящий для установки в квартиру.

Демонтаж старого оборудования

Демонтаж старых радиаторов отопления проходит в несколько этапов.

Какие понадобятся инструменты

Для проведения работ необходимы:

  • разводной ключ;
  • крестовая отвёртка;
  • тряпка и таз для сбора воды;
  • деревянные бруски для укладывания под снятую батарею.

Помимо этого, для снятия радиатора могут потребоваться:

  • паяльная лампа для разогрева закисших гаек;
  • болгарка или пилка по металлу для распиливания сгонов, если не удалось снять батарею другими способами.

Как слить воду

Перед снятием радиатора необходимо избавить его от воды:

  • отключить отопление;
  • слить жидкость.

Если перед радиатором на трубах отопления установлены запорные краны, то достаточно их перекрыть и приступать к дальнейшей работе.

Внимание! Между подводками к батарее должна быть установлена перемычка для пропуска жидкости мимо радиатора — байпас. Если его нет, то запорные краны перекроют движение теплоносителя во всём стояке и без тепла останутся все квартиры, через которые он проходит.

Если же запорная арматура отсутствует, то придётся сливать воду из всего стояка. В многоквартирном доме система отопления может быть построена двумя способами, в зависимости от которых слив воды производится разными способами:

  • Верхний розлив. Теплоноситель в такой системе в каждый стояк поступает из трубы, расположенной на чердаке и уходит в трубу, уложенную в подвале. Один запорный кран стоит на чердаке, второй — в подвале.
  • Нижний розлив. Теплоноситель в дом подаётся и принимается по двум трубам в подвале. Оба запорных крана в этом случае установлены в подвале.

Фото 1. Схема однотрубной и двухтрубной отопительной системы в многоквартирном доме с верхним и нижним разливом.

Определить тип розлива просто: когда по периметру стен уложены две трубы в теплоизоляции, то это нижний розлив, если одна — верхний.

Важно! Для того чтобы найти свой стояк, нужно точно сориентироваться в подвале по окнам-продухам или лестничным маршам, иначе можно случайно слить воду из стояка чужой квартиры и в дальнейшем устроить потоп из не слитого своего.

Порядок действий при сливе воды из стояка следующий:

  1. Закрыть краны на подаче теплоносителя и на обратке.
  2. Осторожно вывернуть в подвале сливную заглушку на 2—3 оборота или слегка приоткрыть сбросной кран. Вода, находящаяся в стояке, будет при этом сливаться небольшой струёй.
  3. Полностью вывернуть заглушку или открыть кран и убедиться в отсутствии воды в стояке.

Как снять алюминиевую батарею

После того как из стояка слита жидкость, можно приступать к демонтажу батарей:

  1. В нижней части радиатора крестовой отвёрткой закрутить две заглушки, перекрывающие выход воды из него.
  2. Подставить таз под место нижнего соединения радиатора и подходящей к нему трубы.
  3. Разводным ключом аккуратно открутить на несколько оборотов крепление батареи к трубе, чтобы вытекшая жидкость попала в таз.
  4. Полностью открутить крепления.
  5. Окрутить крестовой отвёрткой заглушки и слить воду, оставшуюся в батарее.
  6. Приподнимая прибор вверх и на себя, снять его с мест крепления.
  7. Снятый радиатор желательно уложить на деревянные бруски, чтобы избежать повреждений и его, и покрытия пола.
  8. Тряпкой собрать в таз всю разлитую жидкость.

Как снять чугунную батарею

После слива воды из стояка работы выполняются в следующем порядке:

  1. Разводным ключом откручиваются контргайка и гайка, крепящие трубу к радиатору.
  2. Если гайки закисли и не откручиваются, их можно прогреть при помощи паяльной лампы.
  3. Когда и это не помогло, остаётся только отрезать сгоны. Затем придётся либо нарезать на оставшейся части новую резьбу, либо приварить к отрубам новые сгоны.
  4. Осторожно сливается вода, оставшаяся в радиаторе.
  5. Батарея снимается с мест крепления.

Справка. Чугунная батарея имеет большой вес, поэтому снимать её лучше с помощником.

  1. Чтобы не повредить покрытие пола, радиатор укладывается на деревянные бруски.
  2. Пролитая в ходе работ вода собирается тряпкой.

Замена батарей отопления в квартире

Перед проведением работ нужно:

  • Проверить качество резьбы на сгонах, при необходимости восстановить её.
  • Если при демонтаже обрезались металлические сгоны, то они навариваются до требуемой длины.
  • Место работ очищается от мусора.

Предварительные замеры

Строительные правила и нормы определяют, как правильно установить радиаторы отопления, и эти правила одинаковы для всех типов батарей.

Нормируются расстояния между прибором отопления и окружающими предметами, чтобы обеспечить качественную теплоотдачу:

  • между подоконником и радиатором 5—10 см;
  • между полом и нижней частью прибора отопления 8—12 см;
  • между стеной и батареей 2—5 см, при установке теплоотражающих экранов это расстояние отмеряется от них.

Помимо этого, измеряются:

  • диаметр труб отопления;
  • количество необходимых фитингов, уголков, труб и муфт для монтажа радиатора.

Проект подключения лучше изобразить на бумаге с соблюдением масштаба. Так, будет намного понятнее, какие именно материалы и в каком количестве потребуются.

Необходимые инструменты

  • карандаш или маркер для нанесения меток;
  • рулетка для измерения расстояний;
  • шуруповёрт для закручивания крепежа;
  • строительный уровень для размещения радиатора строго горизонтально;
  • пассатижи;
  • разводной ключ для патрубков;
  • специальный ключ для соединения дополнительных секций радиатора;
  • дрель для сверления отверстий.

Кран Маевского

Важной частью прибора отопления является кран Маевского. Это специальное устройство, закрепляемое на радиаторе, предназначается для стравливания скопившегося там воздуха. Оно представляет собой игольчатый клапан, положение которого регулируется при помощи специального ключа или отвёртки. Кран Маевского устанавливается в верхней части радиатора отопления вместо заглушки.

Фото 2. Кран Маевского, установленный на биметаллическом радиаторе. Предназначается для удаления лишнего воздуха из системы отопления.

Установка радиатора

Сборка проводится в следующем порядке:

  • Все части батареи собираются воедино: заглушки, прокладки, пробки, запирающие краны. При сборке необходимо обращать внимание на направление соединительной резьбы — правую или левую. Правая резьба закручивается по часовой стрелке и обычно наносится с правой части прибора, а левая — против часовой и наносится с левой. Все соединения прокладываются термопастой или паклей для исключения протекания.
  • При необходимости на радиатор крепятся кран Маевского и терморегулятор.
  • На стену наносится разметка для установки крепёжных элементов радиатора отопления. Метки должны быть нанесены таким образом, чтобы батарея располагалась строго горизонтально.
  • По нанесённой разметке устанавливается крепёжная арматура.
  • На крепёж навешивается батарея отопления. Прибор должен сидеть на крепеже плотно, без малейших качаний и шевелений.
  • При помощи уровня проверяется соблюдение горизонтального размещения радиатора.

Фото 3. Проверка соблюдения горизонтального размещения радиатора при помощи строительного уровня.

  • Радиатор соединяется с трубами теплоподачи. В зависимости от типа батареи и вида труб могут использоваться различные фланцевые соединения, американки.
  • После завершения всех работ с биметаллических радиаторов снимается защитная плёнка.

Испытание

После завершения установки радиатора необходимо провести его испытание:

  • Открыть краны и пустить в систему теплоноситель.
  • Визуально контролировать появление протечек.

Внимание! Наиболее часто протечки возникают в местах резьбовых соединений, но не исключено и обнаружение бракованной секции, имеющей свищи или трещины.

  • Места протечек в соединениях дополнительно протягиваются.

Перед началом отопительного сезона в многоквартирных домах производят испытание системы отопления под повышенным давлением — опрессовку. В этот период лучше находиться в квартире и проверять, не появятся ли дополнительные протечки в установленном приборе.

Полезное видео

Посмотрите видео, в котором рассказывается, как правильно заменить батареи отопления в квартире в зимнее время года.

Как не затопить соседей

От правильности монтажа батарей зависит не только наличие тепла в квартире, но и качество теплоснабжения всего дома. Гарантией безопасности служит приобретение качественных материалов и тщательное выполнение работ. Замена радиаторов технически несложна, но при отсутствии опыта лучше прибегнуть к помощи специалистов.

Кран на батарею отопления: описание технических сторон, а также особенностей установки и эксплуатации

Если вы желаете добиться оптимальной работы вашей системы отопления, то обязательно оборудуйте её специальными кранами, позволяющими контролировать и оптимизировать движение теплоносителя. Какие модели для этого используются, а также где и как их устанавливать, мы подробно разберём в данной статье.

Фото крана, устанавливающегося на отопительный радиатор

Шаровый кран

Кан шарового типа в разрезе

Данная модель на сегодняшний день широко используется в сантехнике благодаря наличию следующих преимуществ:

Достоинства

  • Компактные размеры, которые практически не влияют на габариты всей конструкции.

Компактность всегда приветствуется

  • Привлекательный внешний вид, основным фрагментом которого является элегантная ручка.
  • Доступная цена. Достигается за счёт простоты конструкции изделия.
  • Высокая износостойкость. Для изготовления используются только прочные и стойкие к коррозии материалы.
  • Простота эксплуатации своими руками. Для изменения режима работы такой запорной арматуры достаточно повернуть рукоятку на 90 градусов.

Совет: не рекомендуется использовать половинчатое положение.
Шаровый кран должен быть или открыт или закрыт, в обратном случае значительно увеличивается износ его внутренней части.

Структура

Схема строения шарового крана

Обозначение на схеме Название
1 Корпусная часть из латуни
2 Запирающий шар – основной рабочий элемент, создаётся из стали
3 Седельные кольца
4 Шток, соединяет рукоятку с шаром
5 Уплотняющий сальник
6 Кольцевые уплотнители
7 Опорная шайба
8 Сальниковая втулка
9 Гайка, фиксирующая рукоятку
10 Рукоять

Совет: при покупке шаровой запорной арматуры обязательно обратите внимание на её вес.
Если изделие подозрительно лёгкое, то вполне вероятно, что у вас в руках подделка, выполненная не из латуни и стали, а из силумина, обладающего гораздо меньшим сроком службы.

Принцип работы

Момент поворота рукоятки

Работает рассматриваемый механизм очень просто:

  • Поворачивается внешняя рукоять, которая обычно оббита резиной или пластиком для удобства.
  • Это приводит в движение шток, который подсоединён к запорному шару.
  • Шар же имеет посередине сквозное отверстие, которое при его повороте совпадает с выходной частью крана.

То есть, пока ручка в одном положении, внутреннюю часть крана перегораживают две стенки стального шара, а когда мы изменяем её позицию на 90 градусов, то получаем открытый сквозной проход.

Положения рукояток крана в разных режимах

Назначение

Инструкция предполагает установку и последующее использование шаровых кранов со следующими целями:

  1. Изоляция радиатора с целью его замены или выполнения ремонтных работ. В таком случае применяются краны с двумя соединительными патрубками и монтируются в трубы подачи и отвода теплоносителя. Перекрыв их, вы полностью заблокируете доступ жидкости в батарею.

Совет: рекомендуется при этом устанавливать также и перемычку между трубами, для того, чтобы контур мог продолжать работать даже при отключённом от системы радиаторе.

Два крана и перемычка позволят изолировать радиатор без последствий для всей системы

  1. Вывод грязной воды. Дело в том, что после летнего простоя теплоноситель в дома подаётся невероятно грязный с множеством различных примесей. И если вы желаете продлить эксплуатационный срок своей отопительной системе, то необходимо слить первую жидкость.

В идеальном случае это стоит делать не менее двух дней, но достаточно будет хотя бы открыть кран на ночь. Для того же, чтобы это было возможно, нужно его заранее установить на край батареи или на трубу отвода.

Пример удаления воды из радиатора отопления

Игольчатый кран

Кран Маевского имеет несколько иное предназначение, он не перекрывает и не сливает теплоноситель, а выпускает скопившийся в контуре воздух, препятствующий эффективной работе системы отопления. Требуется такая операция в следующих случаях:

Ситуация Причины её возникновения
Начало работы отопительной конструкции После сборки трубопровода в его компонентах обязательно останется некоторое количество воздушных масс, которые сам по себе из замкнутой системы не выйдет
Запуск отопления после летнего простоя В воде всегда имеется некоторое содержание воздуха, который во время длительного состояния покоя соберётся в верхней части, образуя пробку
Длительный эксплуатационный период Коррозийные процессы внутри труб провоцируют выделение водорода, нуждающегося в обязательном периодическом устранении

Эксплуатация

Если одна из вышеперечисленных ситуаций имеет место быть, и воздушный кран установлен, то поступить следует так:

  1. Подготавливаем емкость на случай появления потока воды.
  2. Отключаем центробежные насосы, если таковые имеются.
  3. Отвёрткой или ключом проворачиваем рабочую часть изделия против часовой стрелки на один оборот.

Открытие крана Маевского

  1. После этого с характерным шипением начинает выходить скопившийся воздух. Если его количество слишком велико, то допускается дальнейшая регулировка крана на батарее отопления, с целью усиления выходящего газового потока.
  2. После того как звук прекращается, а с крана начинает капать вода, закрываем его.

Существуют также автоматические модели, которые хоть и стоят дороже, но зато не нуждаются в принудительном спуске газовых скоплений, а выполняют эту задачу самостоятельно.

Монтажные работы

Кран и ФУМ лента

Как установить кран на батарею самостоятельно? Для этого потребуется сама запорная арматура, трубный ключ, пакля или ФУМ лента, а в некоторых случаях могут понадобиться плашка и «болгарка».

Установка крана на батарею отопления осуществляется так:

  1. Перекрываем воду в системе.
  2. Выбираем запорную арматуру подходящего диаметра.
  3. Если сборка трубопровода только начинается и резьба на концах труб перед радиатором нарезана, как и на патрубке самой батареи, то сразу переходим к её обмотке паклей или лентой ФУМ. Это необходимо делать до тех пор, пока кран не станет накручиваться с трудом.

Намотанная на резьбу ФУМ лента

  1. Если же осуществляется замена кранов на батареях отопления или монтаж на «голую» трубу, то задача немного усложняется:
    • Старое изделие откручиваем с помощью трубного ключа и проверяем состояние резьбового соединения, так как оно больше всего подвержено коррозии. Если его состояние неудовлетворительное, то отрезаем его «болгаркой», иначе потом не спрашивайте себя: «Кто виноват если сорвало кран на батарее?». Также поступаем и в том случае, когда сам кран приржавел настолько, что не поддаётся откручиванию.
    • Делаем новую резьбу плашкой для труб.

Нарезка нового резьбового соединения

    • После чего совершаем герметизацию, как это описано выше.
  1. Накручиваем кран в соответствие со стрелкой на корпусе, которая указывает направление движения теплоносителя. Доводим его положение с помощью разводного ключа до упора.
  2. Проверяем, не мешает ли что-либо полному повороту рукояти.
  3. Включаем систему и тестируем запорную арматуру.

Если вдруг потек кран на батарее, то:

  1. Для начала просто пробуем подтянуть резьбу.
  2. При отсутствии устранения течи снова отключаем отопление и откручиваем изделие. Новая деталь сойдёт легко и её точно не придётся обрезать.
  3. Перематываем ФУМ ленту. Именно перематываем, так как старое уплотнение свою герметичность после снятия крана с резьбы уже потеряло.
  4. Накручиваем снова до упора, используя для этого трубный ключ.

Стрелкой помечено место, где течет кран на батарее отопления

Заключение

Радиатор отопления должен быть обязательно оборудован кранами. Шаровый отвечает за изоляцию секции и слив грязного теплоносителя, а игольчатый – за удаление воздушных пробок. Такие несложные дополнения к вашей батарее позволят значительно улучшить её эффективность и эксплуатационный срок.

Радиатор, оборудованный всеми необходимыми кранами

Видео в этой статье представит вашему вниманию на дополнительное рассмотрение некоторые материалы, которые имеют непосредственное отношение к изложенной теме.Позаботьтесь об эффективной работе батарей в своём доме заранее.

Оставить комментарий

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Технология демонтажа радиатора отопления

Отслужившее оборудование демонтируется и заменяется новым для улучшения теплового режима в помещении. Снятие отопительной батареи — несложный процесс, если знать, как снять радиатор правильно. Работа проводится летом, чтобы не сливать воду из магистрали. Откручивается резьба или применяется болгарка, если используется сварное соединение.

  1. Ситуации для демонтажа радиатора
  2. Способы демонтажа
  3. Фитинговое подключение
  4. С помощью сгонов
  5. Отключение подачи теплоносителя
  6. Верхнее подключение
  7. Нижнее подключение
  8. На американках
  9. Батареи на сгонах
  10. Батарея на сварке
  11. Используемые материалы
  12. Монтаж радиаторов на стену
  13. Установка проходных и глухих пробок
  14. Проверка под давлением

Ситуации для демонтажа радиатора

Снять радиатор можно, открутив соединение в месте подключения к трубе

Работы проводятся самостоятельно в технологической последовательности. Оборудование снимается аккуратно, если требуется дальнейшее использование. Кронштейны должны остаться неповрежденными, иначе потребуют дополнительного укрепления или замены.

Батареи снимаются по разным причинам:

  • Течь между секциями. Радиаторный ключ не достает до ниппелей, находящихся за глухими пробками. Отопительный прибор снимается со стороны подводки.
  • Течь в месте подводки на сгонах. Демонтаж требуется для смены участка трубы с резьбой.
  • Необходимость замены радиатора на устройство с другими характеристиками.
  • Профилактика. Секции требуется чистить от накипи и менять прокладки.
  • Ремонт в комнате. Батареи демонтируются для декоративной отделки стены за ними.

Снятие радиатора требуется, если переделывается система, например, с однотрубной схемы в доме на двухтрубную.

Способы демонтажа

Снятие батареи в сезон отопления происходит после опорожнения стояка. В частном доме это касается хозяина, а в многоэтажке оформляется разрешение управляющей конторы. Услуга платная и проводится в удобное для ЖКХ время. Большинство отопительных приборов снабжаются блокировочными вентилями, теплоноситель перестает поступать на отдельный участок.

Фитинговое подключение

Фитинговые соединения могут быть покрыты краской, поэтому разогреваются паяльной лампой

Резьба сохраняется целой, если межосевой размер от одной подводки до другой у нового прибора аналогичен старой батарее.

  1. Контргайки скручиваются по подводкам с пробками. Если мешает слой краски, соединение прогревается феном или паяльной лампой. Старая подмотка снимается с резьбы.
  2. Раскручивается пробка радиатора с применением газового ключа под № 3 или 4. Обычно используется правая нарезка при боковом подсоединении.
  3. Радиатор снимается с держателей.
  4. На подводке скручиваются радиаторные пробки и контрящие элементы.

Действующие подводки срезаются, если планируется перенос отопительного прибора, установка крана, терморегулятора или обратный монтаж на американки. На свежих участках делается новая нарезка под краны или фитинги.

С помощью сгонов

Данный способ обычно применяется для чугунных радиаторов

Герметичность обеспечивается за счет использования системы двух гаек. Одна связывает радиатор с трубой, вторая является контргайкой. Откручивается элемент меньшего размера по длине нарезки сгона, затем также поступают с соединительной гайкой. Процесс выполняется на подающей и обратной магистрали.

Радиатор снимается с креплений. Чугунные изделия тяжелые, поэтому нужна помощь, либо радиатор разбивается на отдельные секции. В батарее остается вода, поэтому используются тряпки, чтобы не залить соседей.

Проблема появляется, когда соединения заржавели и стали неподвижными. Помогает паяльная лампа или места стыковки срезаются. Оставшейся длины может не хватить для новой нарезки, поэтому приваривается дополнительный сгон.

Отключение подачи теплоносителя

Перед раскручиванием труб необходимо полностью слить воду

Перед тем как открутить батарею, отключают систему и сливают воду. В индивидуальном отоплении, чтобы снять батарею, опорожняют контур от печки.

В многоэтажном строении варианты зависят от конструкции отопительной системы:

  1. В квартирах новой постройки есть отдельный контур. Вода перекрывается краном, врезанным на пути от стояка до радиатора.
  2. В старом жилом секторе вода отключается в общем стояке, а вентиль находится в подвале.
  3. Последние установки проходят с врезкой байпаса на батарее. Открывается указанный вентиль, перекрывается кран подачи теплоносителя, через 5-7 минут отключается клапан на выходе.

Разобрать биметаллический радиатор отопления или алюминиевую батарею просто, т. к. на них установлен кран Маевского для безопасного слива воды. На недорогих моделях ставится заглушка, откручивающаяся гаечным ключом. Резьба бывает правой и левой, требуется аккуратность, чтобы ее не сорвать.

Верхнее подключение

В этом варианте разводки запорный вентиль располагается на чердаке. Он перекрывается, но заглушка остается на месте. В подвале отключается общий стояк и раздача обратки. На чердаке заглушка поворачивается на пару оборотов и нужно подождать, пока снизится давление воды, стекающей по нарезке. Уменьшение напора говорит об исправности запорных устройств.

Заглушка откручивается полностью. Зависший теплоноситель сольется после вскрытия подводящей трубы к батарее.

Нижнее подключение

Перекрывается стояк, на котором меняется радиатор, и два соседних. На смежных вертикальных трубах перекрываются вентили, чтобы обнаружить парный стояк. Затем откручивается заглушка на своем и поочередно запускаются краны на соседних. Открытие запорного устройства на парном стояке приведет к сбросу теплоносителя. Этот кран закрывается, запускается второй.

Седельное или нижнее подсоединение выполняется при двухтрубной системе, на выход и вход труб монтируется клапан для отключения. Перекрывается вентиль, отсоединяются патрубки, трубы смещаются в стороны или вниз, радиатор снимается с кронштейнов.

На американках

Подключение с использованием крана-американки

Гайки имеют правую резьбу и свинчиваются при помощи трубного или рожкового ключа. Снять батарею отопления в квартире на американках можно за небольшой промежуток времени. Подводящие трубы отделяются от пробки радиатора на 3-5 мм, затем батарея снимается с крюков. Иногда требуется усилие, чтобы распрямить подводки из стали в случае диагонального подключения.

Американка для труб из полипропилена характеризуется наличием прижимной гайки, в отличие от остальных фитингов. Для отсоединения отопительного оборудования она выкручивается, пока не станет свободным ответный участок. Затем из батареи вынимается часть патрубка.

Старые фитинги обжимают выходы крана, с течением времени нарезка обретает форму ответной части и повторно не используется. В этом случае меняется сгон или запорный вентиль.

Батареи на сгонах

При сварном соединении для снятия радиатора используют болгарку

Если подключение с одной стороны, проходные пробки имеют правую нарезку резьбы. Диагональное подсоединение характеризуется тем, что одна из втулок будет иметь левую. На противоположное движение указывает буква Л на поверхности пробки, находящейся на той же стороне.

Применяется трубный ключ для вращения чугунной пробки. Иногда требуется подогрев коллектора правой секции, что приведет легкому отвинчиванию. Сгон одновременно завинчивается в радиатор при откручивании левой втулки. Если на подводке есть резьба, конверторная пробка не вынимается, а сгон демонтируется из муфты. Он задвинется в пробочное отверстие, а после снятия батареи выйдет из гнезда без усилий.

Батарея на сварке

Сварное соединение относится к неразборным видам, поэтому места подводок перерезаются болгаркой или ножовкой. Для электроинструмента используется круг для работы по металлу. Рез направляется под прямым углом к продольной оси. Новая резьба выполняется для подсоединения батареи из чугуна или биметалла, может потребоваться удлинение подводного и отводящего участка с помощью сварки.

Используемые материалы

Если стыки труб и радиаторов не совпадают, можно воспользоваться гофрированным шлангом

Применяются стальные оцинкованные трубы для изменения системы или удлинения подводок к отопительным аккумуляторам. Они стыкуются резьбовыми соединениями, сварка не используется. Температура плавления стали +1400°С, а цинка — +900°С. Цинк полностью испаряется на участке сварочного шва.

  • глухие и проходные радиаторные втулки;
  • два запорных вентиля;
  • парные контргайки при установке на сгоны, их размер соответствует диаметру подводок;
  • кронштейны для фиксации конвектора на стене.

Иногда применяются нержавеющие гофрированные трубы. Прочные изделия гнутся, для соединения берутся компрессионные фитинги, устанавливающиеся разводными ключами.

Монтаж радиаторов на стену

Один шаровой кран меняется на термоголовку или клапан для координации степени нагревания и охлаждения отопительного оборудования. Дроссель (клапан) регулируется вручную, а термостатический элемент работает автоматически.

Жители верхних этажей ставят на радиаторы воздушники для отвода скопившегося воздуха. Ставятся краны Маевского или автоматические приборы. В многоэтажном строении подводки к батарее оснащаются перемычкой к вентилям или дросселям. Соединение обеспечивает передвижение воды в стояке при перекрытии подводного участка. Полное или частичное перекрытие подводки без перемычки приведет к охлаждению батарей у соседей.

Установка проходных и глухих пробок

Глухие пробки применяются, если необходимо закрыть дальнейший проход теплоносителю

Группировка секционных коллекторов завершается установкой втулок в требуемой комбинации, которая зависит от схемы. Пробки бывают глухие и проходные. Глухие элементы не имеют сквозных отверстий, а внешняя резьба не отличается от проходных.

Проходные изделия отличаются центральным отверстием. Оба вида выпускаются с левой и правой нарезкой витков, т. к. в секции батареи есть по два соответствующих входа. Можно выточить втулку на токарном станке из стали, чугуна или латуни.

Проверка под давлением

Стыки проверяются под давлением после навески и подключения отопительного оборудования. Используется электрический или ручной компрессор, нагнетающий атмосферный воздух. Проверка проводится для выявления утечек в системе.

  • закрываются запорные вентили;
  • заглушки заворачиваются и перекрываются воздушники на стояках;
  • на стояке приоткрывается один вентиль и медленно заполняется;
  • после прекращения шипящего звука оба крана запускается полностью:
  • утечки контролируются внутри жилья;
  • медленно приоткрывается запорная арматура на подводящих участках.

Сначала приводится в действие нижний кран, затем воздух удаляется через кран Маевского, потом открывается вентиль верхней подводки.

Завоздушивание удаляется из стояка полностью, если в доме отопление смонтировано по системе с нижним розливом. Это делается в квартире жильцов верхнего этажа.