Как спустить давление в батарее?

Как спустить воздух из батареи отопления правильно: в квартире или доме, с помощью крана Маевского и другими способами

Знать о том, как спустить воздух из батареи отопления, должен каждый хозяин частного дома или квартиры с водяным отоплением. Всё дело в том, что скопившийся воздух в радиаторе становится непреодолимым препятствием и перекрывает поток теплоносителя.

В результате радиатор обогрева перестаёт полноценно функционировать, то есть вся или часть его поверхности перестаёт нагреваться и отдавать тепло в окружающее пространство.

Чтобы устранить это явление, нужно выпустить воздух из батареи. Как это сделать своевременно и эффективно, об этом пойдёт речь в данной статье. Проведение такой операции не вызывает особых затруднений, если система отопления собрана правильно с учётом всех особенностей водяного обогрева помещений. В течение всего отопительного сезона необходимо время от времени проводить профилактические мероприятия такого характера.

Причины и признаки образования воздушных пробок в системе отопления

Появление воздушных пробок внутри радиаторов, прежде всего, связано с запуском системы обогрева в начале отопительного сезона и по окончании её капитального ремонта. Но практика показывает, что завоздушивание может происходить во время интенсивной эксплуатации сети отопления. Тому есть несколько причин:

  • незапланированные ремонтные работы (сборка и разборка) элементов системы отопления;
  • перегрев теплоносителя, в результате чего выделяются газы, которые будут завоздушивать батареи;
  • использование загрязнённого теплоносителя с воздушными примесями;
  • заливка в систему дополнительного объёма воды;
  • узлы соединений элементов радиаторов и трубопроводов начинают пропускать воду;
  • при монтаже отопительной системы не соблюдена горизонтальность коллекторов радиаторов;
  • отсутствие автоматики стравливания воздуха;
  • засоренность ржавчиной внутренних проходов в радиаторах;
  • низкое давление в трубопроводах с горячей водой.

Признаками завоздушивания могут быть:

  1. Тактильно ощущают холодные участки поверхности батареи;
  2. Падает температура в помещении;
  3. В автономных системах отопления становится заметным повышение расхода топлива;
  4. В радиаторах слышится, как булькает и журчит теплоноситель.

Опасные последствия завоздушенности батарей отопления

Скопления газов в отопительной системе приводит к образованию воздушных пробок. Радиаторы становятся холодными, насос не может продавить теплоноситель через воздушные заторы. Это может привести к тому, что выйдет из строя не только насос, но и сам котёл. Отсутствие нормальной циркуляции воды в системе вызовет их перегрев и в итоге поломку.

В местах мелкого скопления воздуха, который не сильно влияет на нагрев радиаторов, могут возникнуть очаги коррозии. Кислород активно вступает в связь с металлом батареи, что вызывает появление ржавчины и разрушение стенки сегмента отопительного прибора.

Неравномерный прогрев металла вызывает деформационные усилия, которые отрицательно влияют на плотность соединений элементов радиаторов и труб. В результате возникает протечка системы, и горячая вода будет поступать наружу.

Когда нужно стравливать воздух из батарей

Любой газ намного легче воды, и поэтому, попадая в радиатор, он начинает скапливаться в верхней точке. Если процесс будет продолжаться, то воздух начинает расширяться и опускать уровень воды. В результате 50% объёма радиатора и более может оставаться без воды. Отопительный прибор практически перестаёт функционировать. Поэтому стравливать воздух из батарей нужно обязательно в любом случае.

Чтобы знать, когда нужно спустить воздух из радиатора отопления в квартире многоэтажного дома, надо понимать, когда чаще всего он туда попадает. Это происходит при следующих обстоятельствах.

  1. По окончании отопительного сезона в летний период службы теплоснабжения осуществляют профилактические мероприятия, в течение которых теплоноситель сливают из системы, как частично, так и полностью. Перед началом холодов в систему заливают новую воду. Вместе с ней в радиаторы попадают газовые смеси.
  2. Владельцы частных домов летом часто сами занимаются ремонтом автономной системой отопления. В результате неумелых действий в систему обогрева заходит воздух.
  3. В многоквартирных домах с чугунными батареями в летний период специально спускают воду. Это делают, чтобы избежать работ по замене прокладок между регистрами. Если в системе оставлять теплоноситель, то старые радиаторы могут потечь в местах соединений секций из-за охлаждения воды и падения давления. Когда придётся запускать систему отопления снова, в неё зайдёт большое количество воздуха.
  4. За летний период объём теплоносителя заметно уменьшается в объёме. При открытии запорной арматуры из-за отрицательного давления заливаемая вода всасывает в себя газы и заполняет ими все стояки.

Как спустить воздух из батарей отопления в квартире

Спустить воздух из батареи отопления, возможно с помощью воздушного клапана. На сегодня существует два способа спустить смесь газов правильно. Делается это с помощью крана Маевского или автоматического воздухоотводчика. В старых чугунных батареях выгонять пробки можно только через обычный кран или заглушки.

Как спустить воздух в радиаторе отопления

Воздух внутрь радиатора попасть может разными способами. Самый очевидный – во время монтажа или ремонта отопительной системы. Но не только. Причиной могут стать неточности, допущенные при сборке системы и даже сама вода. Все возможные причины собрали для вас виде списка:

  • В самотечной системе отопления трубы установлены под неправильным углом
  • Радиатор расположен не строго по горизонтали
  • Вода в систему залита некорректно или слишком поспешно
  • Вода, поступившая в систему, содержит примесь воздуха
  • Произошла разгерметизация системы отопления вследствие поломки или износа
  • Отсутствует или сломалась автоматическая система стравливания
  • Внутри радиатора скопилось много ржавчины

Причин может быть одна или несколько, полностью исключить попадание воздуха в систему почти не реально. Но, при возможности, еще при установке стоит позаботиться о минимизации рисков.

Стоит обратить внимание на тот факт, что воздух может попасть в отопительную систему даже летом. Если кто-то в доме решит поменять трубу или поставить новые радиаторы, например.

Качественный алюминиевый или биметаллический радиатор можно найти в нашем магазине по ссылке Радиаторы бренда STOUT

Как понять, что батарея завоздушена

Это не сложно. Когда в радиатор попадает воздух, оттуда обычно доносятся посторонние звуки – шипение, бульканье или хрюканье. Сама батарея начинает прогреваться неравномерно, что легко определяется при прикосновении.

Кроме того, если в систему закрытого отопления встроен манометр, при попадании туда воздуха, показания на приборе падают ниже нормы. И это тоже сигнал, что следует принимать срочные меры, то есть – спустить воздух.

Чем опасен воздух, скопившийся в системе отопления

Раздражающие звуки – не самая большая неприятность из тех, что вызывает воздух в системе отопления. Заметно падает эффективность обогрева. Завоздушенная часть радиатора, в зависимости от величины пробки, вообще может перестать нагреваться, а прилежащая нагревается намного меньше обычного. В результате в квартире или в доме зимой будет холодно, часть отопительной системы вообще может выйти из строя, в крайнем случае, вся система или ее часть вообще может замерзнуть.

Еще одна опасность воздушной пробки состоит в том, что кислород провоцирует эрозию нагревательного прибора. Это особенно важно учитывать, если у вас биметаллические или алюминиевые радиаторы. Именно они в большей степени подвержены коррозии, которую вызывает кислород. Скопление ржавчины может заблокировать трубу, по которой поступает вода в радиатор.

Если насос долгое время вместо воды будет перекачивать воздух, это может привести к тому, что он, или подшипник вала выйдет из строя.

В результате срок службы системы значительно снижается. В крайнем же случае, может понадобиться внеплановый ремонт.

Как убрать лишний воздух из батареи

В зависимости от системы, это можно сделать двумя способами. Если при монтаже это предусмотрено – воздух спускается автоматическим воздухотводчиком. Это устройство устанавливается при монтаже отопления в самых высоких точках подъема труб или за котлом. Его преимущество именно в полной автономности.

Можно также установить за котлом сепаратор воздуха. Этот прибор улавливает не только воздушные пузырьки, но и грязь. Но стоит, конечно, дороже.

Чтобы спустить воздух в ручном режиме, чаще всего используется кран Маевского или, как его еще называют, игольчатый клапан. Это недорогое и очень надежное устройство. Его устанавливают на верхней части каждого радиатора и, желательно, на каждом сложном участке трубопровода, где есть изгиб или большой перепад высоты. Это небольшого размера конус с герметичным винтом. Для стравливания воздуха в нем предусмотрено маленькое отверстие, через которое не может вылиться много воды, что исключает возможность затопления. Чтобы установить такой кран, не нужно быть слесарем. Только внимательно подбирать устройство соответствующего диаметра. Устанавливается кран Маевского после того, как из системы спущена вода. Игольчатые клапаны бывают разных конструкций и изготавливаются чаще всего из латуни.

Порядок работы:

  • Специально предусмотренным ключом или обычной отверткой провернуть винт на кране Маевского на пару оборотов против часовой стрелки. Не нужно откручивать его полностью, давление в системе может помешать потом вкрутить его обратно. На скорость процесса это не повлияет, поскольку количество выходящего воздуха и воды регулируется диаметром выходного отверстия на боку крана. Воздух выходит из радиатора с характерным шипением.
  • Спустить воздух, пока из отверстия не начнет тонкой равномерной струйкой сочиться вода без примеси воздуха. Под кран заранее нужно подставить емкость для ее сбора или подложить тряпку.
  • Закрутить винт в обратном направлении.
Читайте также  Шумит батарея отопления в одной комнате

Некоторые нюансы

  • Обратите внимание, причиной плохой работы батареи может стать пробка в водопроводной трубе. Из-за скопления ржавчины или грязи. Вы поймете, что проблема не в воздухе, если при попытке спуска из крана начнет бить сильная струя, но воздуха не будет.
  • Вероятность возникновения воздушной пробки тем выше, чем ближе к верхнему этажу находится ваша квартира в многоэтажном доме.
  • Выходное отверстие для слива воды на кране Маевского можно расположить под разным углом, это видно на приведенном ниже видео. Стоит следить, чтобы оно не было развернуто в стену, для избегания намокания обоев. Лучше всего развернуть его вниз.

Удаление воздушной пробки из батареи отопления:

Как часто надо спускать воздух

На протяжении отопительного сезона воздух спускается каждый раз, когда появляются посторонние звуки или падает температура радиатора.

Делать это в качестве профилактики рекомендуется также в конце сезона и летом.

Как избежать появления воздушных пробок

Лучшим методом профилактики образования воздушных пробок считается монтаж многоуровневой системы защиты в помещении с автономным отоплением. Это схема, состоящая из нескольких видов устройств, встроенных в контур отопления: на батареях – краны Маевского; возле котла котлом и на коллекторах – воздухоотвод; за котлом – сепаратор.

Весь ассортимент запорной арматуры имеется в нашем интернет магазине, ознакомиться с ним можно по ссылке Каталог регулирующей арматуры

Также следует убедиться, что:

  • Радиаторы на кронштейнах установлены строго горизонтально
  • Трубопровод смонтирован с учетом необходимого уклона.
  • Каждая батарея и дополнительно каждый сложный узел системы должны быть снабжены кранами Маевского.
  • Необходимо следить, чтобы давление в системе не падало ниже установленной нормы.

Советы от специалистов Stout

В заключение приведем несколько полезных советов для безопасного удаления воздушной пробки и минимизации риска ее возникновения:

  • С началом отопительного сезона заливать воду в систему нужно всегда только снизу. Делать это нужно не торопясь под небольшим давлением и в полностью остывший контур.
  • После заполнения системы воду нужно прогреть градусов до 60, после чего стравить воздух из каждой батареи.
  • После этого, если есть необходимость еще раз долить немного воды.
  • Пробку на радиаторе в квартире выкручивать нельзя ни в коем случае. В отопительной системе многоквартирного дома достаточно большое давление и удаление пробки спровоцирует потоп.
  • В среднем слить необходимо около 30 литров воды, чтобы гарантировано избавиться от проблемы.

В том случае, если развоздушить батарею некому, нет времени, возможности или желания, вы можете воспользоваться услугами одного из наших специалистов по ссылке Найти специалиста

Как стравить воздух из радиатора отопления

Если радиатор отопления не прогревается до своей обычной температуры, не стоит спешить вызывать специалиста. Если стравить воздух из батареи, то в большинстве случаев работоспособность прибора будет восстановлена.

Читайте в статье

Признаки и негативные последствия завоздушивания довольно понятны

Сигналом о том, что в батарее появилась воздушная пробка, которая мешает циркуляции теплоносителя, могут служить:

  • неравномерный нагрев поверхности отопительного прибора;
  • различие температуры радиаторов, установленных в одном контуре;
  • звуки протекающей жидкости в батарее, шумы и характерное бульканье, которых не было в процессе предыдущей эксплуатации;
  • высокая температура подводящих труб и значительно более низкая у секций радиатора – жидкость перетекает по трубам обвязки.

В частном доме обращают внимание на снижение давления во всей системе отопления. «Холодные» радиаторы плохо отапливают помещение, вызывают ухудшение микроклимата.

Если воздух не удалить, это негативно скажется на работе и долговечности инженерного оборудования:

  • в присутствии водяных паров быстрее идёт коррозия внутренних поверхностей батареи;
  • окислы и ржавчина ухудшают теплоотдачу радиатора, увеличивается расход энергоресурсов.

В многоквартирном доме все доступные работы ограничивают попыткой спустить воздух из батареи.

В частном же доме неисправность индивидуального отопления может быть вызвана завоздушиванием циркуляционного насоса или неисправностью автоматического воздушного клапана. Типичным признаком может быть недостаточный прогрев радиаторов в одном из контуров или во всём строении.

В этом случае проверяют состояние насоса (в котле или вынесенного) и исправность автоматического воздухоотводчика.

В настоящее время разработаны и внедрены различные устройства, позволяющие удалять воздух из системы отопления в ручном или автоматическом режиме. Работа не требует особых навыков, но необходимо точно выполнять инструкцию для каждого вида приборов.

Ручной кран Маевского

Ручным воздухоотводчиком Маевского оснащены большинство современных радиаторов. Устройство идёт в установочном комплекте, который прилагается к большинству современных радиаторов, реже его приобретают отдельно от батареи.

Так выглядит универсальный установочный комплект для радиаторов отопления.

Изделие изготовлено из латуни и пластика и имеет в своём составе игольчатый конусный клапан, который открывают вручную. Небольшое по диаметру отверстие в открытом положении выпускает воздух и теплоноситель минимальными порциями, что делает работу безопасной, исключая ожоги и затопление помещения.

Краны Маевского выпускают с диаметром присоединительной резьбы 1, ¾ или ½ дюйма.

Для манипуляции прилагается специальный пластиковый ключ в виде бабочки. С ним нужно обращаться осторожно, так как при больших прилагаемых усилиях он может сломаться. Открыть кран можно плоской отвёрткой, а также существуют разновидности для манипуляций без дополнительных приспособлений.

Совет! После монтажа радиаторов сохраните все имеющие ключи в отдельном месте или подвяжите их на батарее, чтобы не потерять. Работать в нише под подоконником неудобно, потребуется нестандартная отвёртка небольшой длины, так как батарея может занимать бо́льшую часть пространства.

Краны Маевского могут отличаться по внешнему виду, но принцип работы и эксплуатации у большинства из них одинаковы.

Самые распространенные типы кранов Маевского.

Инструкция по работе с краном Маевского

Перед тем как спускать воду, рекомендуется 1–2 раза закрутить и открутить отсекающие краны радиатора или терморегулятор, если такие устройство установлены. Если приборами долго не пользовались, то причина холодных батарей может заключаться в их засорении, мешающем циркуляции теплоносителя.

Если неисправности в регуляторе не выявлено, то приступают к стравливанию воздуха в по следующему алгоритму:

Фото Описание
Поворачивают сопло слива в сторону от стены, чтобы струйка воды не испортила обои (краску).
Ключом (отвёрткой, рукой) открывают кран против часовой стрелки на четверть или половину оборота в зависимости напора выходящего воздуха и жидкости.
Дожидаются, пока перестанет выходить воздух и начнёт течь сплошной поток теплоносителя.
Закрывают кран до упора.
Через 1–2 минуты повторяют процедуру.

Если через 5–10 минут батарея разогрелась равномерно, можно считать, что операция по спуску воды прошла успешно.

Если из батареи совсем не вытекает теплоноситель, то засорён игольчатый клапан в кране Маевского. Перекрыв отсекающие краны радиатора, можно полностью выкрутить регулятор и прочистить отверстие иголкой.

Внимание! Полностью выкручивать клапан под давлением в системе, не перекрыв отсекающие краны, опасно. Давление теплоносителя не позволит вкрутить клапан обратно, а температура жидкости (до 110 о С) причинит ожоги.

Заглушки на чугунных радиаторах

Для стравливания воздуха из чугунных батарей старого образца на заглушках иногда устанавливали специальные клапаны.

Специальный клапан в заглушке.

Врезали краны Маевского или обычные водопроводные краны.

Так выглядит врезанный для спуска воздуха водопроводный кран.

Если на чугунном радиаторе старого образца установлена стандартная заглушка, стравить воздух непосредственно через него невозможно. Поэтому в частном доме рекомендуется оснастить клапанами все батареи, прибегнув к услугам специалистов или самостоятельно.

Устанавливать приборы в многоквартирных домах нецелесообразно, так как больший напор теплоносителя и построение схем отопления подразумевают централизованное развоздушивание всего стояка.

Работа с клапанами и кранами, установленными на чугунных батареях, аналогична алгоритму стравливания с помощью крана Маевского.

Автоматические стравливатели для радиаторов

Для упрощения обслуживания системы отопления и недопущения скапливания воздуха, на радиаторы можно установить автоматические стравливатели.

В их составе есть поплавок, воздействующий на запирающий клапан:

  1. Пока система заполнена жидким теплоносителем, поплавок находится в поднятом положении и запирает отверстие клапана.
  2. Если в радиаторе появился воздух, поплавок «падает» вниз и открывает выпускное отверстие, воздух выходит из системы.
  3. Далее процесс повторяется, не позволяя образовываться воздушным пробкам.
Читайте также  Батарея течет в резьбовом соединении

В процессе эксплуатации может произойти заклинивание клапана из-за окисления или засорение отверстия. В этом случае воздух выпускают вручную, действуя аналогично работе с краном Маевского:

  1. Готовят ветошь или ёмкость для сливающегося теплоносителя.
  2. Откручивают внешнюю пробку.
  3. Дают выйти воздуху.
  4. Дожидаются стабильного течения струйки жидкости.
  5. Закрывают пробку.

При необходимости процедуру повторяют.

Сепараторы воздуха

На рынке теплового оборудования появились приборы нового класса: сепараторы воздуха, устанавливаемая в разрыв подводящих труб.

В конструкции устройства имеется металлическая сетка, создающая вихревые потоки теплоносителя. В сетке происходит отделение воздушных пузырьков и выведение их из системы через автоматический клапан.

Часть таких устройств оснащена сепараторами (отделителями) шлама, которые периодически удаляют через нижнее отверстие.

Через верхний клапан удаляется воздух в автоматическом или ручном режиме.

Сепараторы полезны в индивидуальных системах, как позволяют очищать теплоноситель от скопившегося осадка. Использование устройств в многоквартирных домах нецелесообразно.

Особенности работы в частном доме

Индивидуальные системы отопления имеют особенности построения, влияющие на последовательность работы.

Так при развоздушивании радиатора, за 3–5 минут до стравливания отключают циркуляционный насос. Это необходимо, чтобы дать возможность воздуху скопиться в верхней части батареи — при постоянной циркуляции пузырьки разносятся по всей системе. Операция необязательна, но позволяет упростить процесс и сделать его эффективнее.

В верхней точке гравитационных (самотёчных) систем, их ещё называют открытыми, находится расширительный бачок. С целью исключения перелива теплоносителя их также оборудуют автоматическими или ручными развоздушивателями.

В случаях, когда перестали греть батареи одного контура (стояка) или вся система функционирует недостаточно эффективно, производят спуск воздуха с помощью клапанов на расширительном бачке. Работа не отличается от действий, описанных выше.

В закрытых системах с верхней подводкой труб к батареям в наивысшей части системы должны быть установлены автоматические или ручные клапаны. При возникновении проблем проводят стравливание воздуха через них.

В системах с нижним подключением радиаторов весь воздух можно стравить через краны Маевского установленные не батареях верхнего этажа дома.

Внимание! Воздух из компенсационного бачка, установленного в котле отопления спускать категорически запрещается, это чревато аварией в системе.

Спуск воздуха из циркуляционного насоса

Современные (открытые и закрытые) системы отопления частных домов почти всегда оснащены циркуляционными насосами. Они есть в оборудовании котла или устанавливаются как отдельный элемент. Скопление воздуха снижает производительность насоса в несколько раз, а значит теплоноситель медленнее циркулирует, температура в помещениях снижается.

Судить о некорректной работе можно по посторонним шумам – кроме небольшого гула ротора, слышны звуки протекающей жидкости.

Внимание! Большинство современных насосов построены по схеме с мокрым ротором. Это значит, что охлаждение насоса и смазка движущихся частей происходит теплоносителем. Если в корпусе появился воздух, то смазка и охлаждение происходят в недостаточной мере и насос быстро выйдет из строя. Проверять устройство необходимо ежемесячно.

Выпустить воздух из насоса можно, открутив отвёрткой заглушку на передней крышке.

Расположение циркуляционного насоса внутри настенного газового котла на примере Navien DELUXE ONE.

Алгоритм работы для насоса, установленного в котле:

  1. Снимают переднюю крышку котла.
  2. Готовят ёмкость для теплоносителя.
  3. Отвёрткой откручивают на 1–2 оборота заглушку.
  4. Дожидаются пока выйдет весь воздух и начнёт течь теплоноситель.
  5. Закручивают заглушку.

Если посторонние звуки в насосе исчезли, а трубы стали прогреваться – обслуживание проведено правильно.

Часто задаваемые вопросы

Посетители сайта часто задают похожие вопросы про некорректную работу системы отопления.

Внимание! При отсутствии опыта в подобных работах или просто сомнениях в своих навыках, необходимо обратиться в управляющую компанию, цена работы несравнимо ниже возможного ущерба имуществу и здоровью.

Стравить воздух из системы отопления несложно и своими руками. Важно точно выполнять инструкции и соблюдать меры безопасности.

Как спустить воздух из батареи — способы для разных типов конструкций

Зачастую в первые дни после начала функционирования отопительной системы обнаруживается, что некоторые батареи работают не в полную силу. Причиной этого может быть завоздушенность элементов. Решение данной проблемы в многоквартирных домах – задача работников ЖЭКов. Но далеко не всегда они ее выполняют добросовестно. А в частных домовладениях устранение неполадок полностью ложится на плечи хозяев. Рассмотрим, как спустить воздух из батареи самостоятельно.

Причины появления воздушных пробок

Прежде чем выяснить, как спустить воздух из системы отопления, разберемся, почему он там скапливается. Основные причины:

  • проведение ремонтных работ – во время разбора/сбора элементов в них неизбежно попадает воздух;
  • неправильный запуск системы отопления в многоквартирном доме – по нормативам трубы должны заполняться водой медленно с одновременным стравливанием лишнего воздуха;
  • неплотное прилегание частей системы или плохая герметизация стыков – теплоноситель незаметно вытекает и испаряется, а извне втягивается воздух;
  • пониженное давление в трубопроводе, приводящее к образованию пустот и их заполнению воздухом;
  • повышенное количество кислорода в теплоносителе – в воде всегда присутствуют пузырьки газа, но если их слишком много, то могут образовываться воздушные пробки;
  • неправильное подключение системы теплого пола – расположение веток на разной высоте;
  • некорректная работа или отсутствие воздухоотводчика на батарее.

Кроме того, к скоплению воздуха может привести низкое качество радиатора. Алюминиевые приборы отличаются доступной ценой и высокой теплопроводностью. Но металл активно вступает в реакцию с водой, в результате которой выделяется газ водород. Проблему быстрой коррозии частично решает пленка, которой покрывается изнутри алюминий, но она со временем исчезает. Более надежный, долговечный и дорогостоящий вариант – биметаллические батареи, в которых алюминий совмещен со сталью, не поддающейся воздействию воды.

Как правило, с проблемой, как развоздушить батареи, сталкиваются жители последних этажей в многоквартирных домах. При нагревании кислород, растворенный в воде, поднимается вверх, формируя пробки. В частных домах с открытой системой отопления пузырьки воздуха свободно выходят через расширительный бак в верхней точке системы, поэтому воздух обычно не скапливается, за исключением некоторых случаев.

Признаки воздушной пробки и ее вред

Заподозрить наличие воздушной пробке в радиаторе можно по следующим признакам:

  • температура воздуха в квартире существенно ниже, чем у соседей;
  • батарея нагревается неравномерно – часть, в которой есть воздух, остается холодной;
  • слышны шипящие и булькающие звуки.

Из-за скопления воздуха в радиаторе нарушается работа системы отопления. Возможные последствия:

  • снижение эффекта от работы батареи – воздух в комнате не прогревается до необходимого уровня при существенных затратах энергии;
  • повреждение элементов трубопровода из-за разницы в температурах – одни части остаются холодными, другие – перегреваются;
  • ускорение коррозии радиаторов из-за длительного контакта металла с воздухом;
  • выход из строя циркуляционного насоса под воздействием эффекта «сухого трения».

Совет: Обнаружить скопление воздуха можно, постучав по батарее металлическим предметом. В зоне пробки звук будет более высоким и звонким, чем в части, наполненной водой.

Как выпустить воздух из батареи?

Ответ на вопрос, как спустить воздух из радиатора отопления, зависит от типа установленного на нем воздухоотводчика. Эти устройства необходимы для облегчения удаления лишнего газа из системы. Их стоит монтировать в тех зонах, где есть риск образования пробок, либо, что еще удобнее, – на каждой батарее. Возможные варианты:

  • кран Маевского (ручной регулятор);
  • автоматическая (поплавковая) система.

Кроме того, на батарее может быть установлен водоразборный кран либо заглушка.

Кран Маевского

Кран Маевского представляет собой запорный клапан игольчатого типа. Он монтируется в торце радиатора вверху. Если необходимо спустить воздух, его следует открутить с помощью специального ключа, который можно купить в хозяйственном магазине, или обычной отвертки. Некоторые модели оснащаются пластиковой рукояткой, для их открытия не нужны инструменты.

Использование крана Маевского для избавления от воздушных пробок в батарее

Этапы работы по удалению воздуха:

  1. Поставить под запорный клапан емкость для сбора теплоносителя.
  2. Плавно открутить кран Маевского. При этом начнет выходить воздух, что будет сопровождаться шипением. Необходимо дождаться вытекания равномерной струйки воды – это признак устранения пробки. Обычно на это требуется 5-7 минут.
  3. Закрыть клапан.

В процессе развоздушивания вода может начать выходить под давлением, брызгая в разные стороны. Следует положить ветошь на воздухоотводчик, чтобы жидкость впитывалась в нее и плавно стекала в емкость. Стоит учитывать, что вода может быть достаточно горячей, важно избегать ее попадания на кожу.

Важно: Перед открытием крана Маевского не нужно перекрывать весь стояк отопительной магистрали или дожидаться остывания теплоносителя. Эти действия не только являются лишними, но и снижают эффективность развоздушивания из-за падения давления в системе отопления.

Автоматический воздухоотводчик

Если установлен автоматический воздухоотводчик, то вопрос, как правильно спустить воздух из батареи, не возникает. Это устройство, которое может иметь прямую или угловую конструкцию, работает в автономном режиме. Оно монтируется на радиатор строго вертикально или горизонтально.

Читайте также  Как покрасить стену за батареей не снимая?

Автоматический воздухоотводчик оснащен поплавком, который герметично закрывает клапан при условии достаточного уровня воды в системе. Как только в батарее скапливается воздух, поплавок опускается, отверстие открывается, и газ выходит. То есть развоздушивание происходит без участия человека.

Радиатор с автоматическим отводчиком воздуха

Недостатком такого прибора для отвода воздуха является восприимчивость к качеству воды. Наличие примесей в теплоносителе приводит к скорой поломке механизма. В связи с этим следует использовать фильтры. Кроме того, нужно периодически заменять уплотнительное кольцо и чистить иглу клапана. В противном случае вода может начать подтекать.

Заглушка

Непростая задача – выпустить воздух из батареи отопления, если воздухоотводчик отсутствует, а вместо него установлена заглушка. Перед началом работы следует перекрыть доступ теплоносителя к радиатору.

Современные секционные батареи оснащаются верхними заглушками. Полностью снимать фитинг не нужно. Достаточно осторожно медленно провернуть его, сделав несколько оборотов, и дождаться, пока воздух выйдет. Предварительно все смежные поверхности стоит защитить тряпками.

Развоздушить старый чугунный радиатор сложнее, так как обычно заглушка на нем надежно зафиксирована паклей и краской. Алгоритм действий:

  1. Нанести на место соединения фитинга и батареи немного растворителя. Подождать 10-20 минут.
  2. Поставить под отверстие ведро. Положить тряпки на полу.
  3. С помощью разводного ключа открутить заглушку (неполностью), чтобы начал выходить воздух.
  4. Обмотать резьбу уплотнительным материалом и закрутить заглушку.

Удаление воздуха из старого чугунного радиатора может потребовать больше усилий

Важно делать все аккуратно. Если не перекрыть воду и снять фитинг полностью, то из отверстия польется горячая вода под давлением.

Определить, что воздушная пробка устранена, можно, оценив температуру батарей. Секции, которые раньше были холодными, должны потеплеть.

На многих старых батареях стоят обычные водоразборные краны. При откручивании вентиля из отверстия начинает течь вода, а вместе с ней выходит накопившийся воздух. Может потребоваться слить несколько ведер жидкости, чтобы убрать весь лишний газ.

Для облегчения работы, желательно использовать длинный гибкий шлаг: один конец присоединить к крану, а второй – опустить в унитаз. Вентиль необходимо открывать максимально, чтобы обеспечить высокую скорость вытекания воды.

Частный дом

При возникновении воздушной пробки в отопительной системе частного дома нужно не только работать с каждой батареей в отдельности, но и производить удаление из всей системы в целом. Процедура может несколько отличаться в зависимости от того, используется система отопления с открытым или закрытым расширительным баком. Но в целом она сводится к тому, что и батарей выпускается воздух с помощью одного из описанных выше способов.

Воздушные пробки снижают эффективность работы отопительных систем и повышают риск поломок. Удалить лишний воздух из радиатора можно самостоятельно. Проще всего это сделать, если установлен ручной воздухоотводчик. В дальнейшем важно выяснить причину возникновения проблемы и устранить ее. В сложных ситуациях лучше обращаться к сотрудникам жилищно-эксплуатационных контор.

При первом столкновении с проблемой, как стравить воздух из батарей отопления, видео помогут вам избежать ошибок.


Дали отопление, а батареи холодные? Рассказываю, как спустить воздух

Частая проблема – отопление включено, а батареи как были, так и остались холодные. Если при этом слышно бульканье воды, можно предположить завоздушенность системы. Необходимо выпустить воздух из батареи. Процедура займет не больше 15 минут.

Пошаговое руководство

Если у вас стоит кран Маевского, стравить воздух из батареи не составит труда. Кран Маевского – это не совсем кран, а скорее пробка с заглушкой. Выглядит он следующим образом (чаще всего):

Встречаются и другие типы воздухостравливателей. О них мы поговорим отдельно.

  1. Итак, кран Маевского обнаружен. Теперь нужно вспомнить, где лежит ключ от него. После установки батарей многие забрасывают его в дальний ящик. Если вы понятия не имеете, где он находится, вооружитесь плоской отверткой.
  2. Ключ (плоская отвертка), ведро с ручкой и тряпки на случай непредвиденной ситуации – это все, что понадобится для развоздушивания батареи.
  3. Ведро подвешиваем на выступ батареи. Можно использовать большое ведерко от сметаны, майонеза, мороженого.
  4. Вставьте наконечник отвертки или ключ в шлиц винта. Сделайте 1–2 оборота против часовой стрелки на 180 градусов. Полностью выкручивать винт не стоит: это не ускорит процесс. Более того, вернуть деталь на место будет крайне проблематично – давление в системе не позволит это сделать.
  5. Как только винт будет ослаблен, из отверстия сбоку крана польется тонкой струйкой вода и послышится характерное шипение. Нужно, чтобы весь воздух вышел. Обычно это происходит в первые несколько минут.
  6. Мероприятие считается завершенным при появлении теплой воды. Струйка при этом должна быть равномерная, и никаких посторонних звуков не должно быть слышно.
  7. Теперь можно закрыть кран, повернув винт в обратную сторону (по часовой стрелке) на 1–2 оборота. После этого вода перестанет капать, батареи очень быстро станут теплыми.

Отверстие для выхода воздуха должно находиться внизу. Отрегулируйте его положение перед началом работы. В противном случае вода польется не в ведро, а на пол или стену.

Если на батарее стоит другой кран

Краны Маевского появились достаточно давно – в 1933 году – и сразу стали использоваться специалистами. До этого на батареи устанавливались обычные водоразборные краны. Однако население сливало горячую воду для своих нужд. С воздухоотводчиком несанкционированный слив теплоносителя удалось пресечь.

Кран Маевского может иметь совершенно разный вид:

На старых чугунных батареях он часто закрашен и практически неузнаваем.

На самом деле конструктивно все краны Маевского похожи:

Используются все ручные воздухоотводчики одинаково. Разница лишь в выборе инструмента для откручивания запорного винта – это может быть ключ, отвертка, разводной (гаечный) ключ. Нередко к винту уже прикреплена ручка – тогда ее можно просто повернуть пальцами.

Исключение составляют воздухоотводчики автоматического типа. Они выпускают воздух самостоятельно. Внешне отличаются наличием колпачка.

Такие устройства устанавливаются только на современные батареи. Они удаляют воздух по мере его накопления, но склонны к засорению. Если воздухоотводчик засоряется, воздух не удаляется. Более того, может появиться течь из клапана. Автоматические воздухоотводчики сложно чистить. Обычно их меняют.

Воздуху в батареях не место. Воздушные пробки – это не только холод зимой, но и причина разрушения металла.

Кран не открывается

Иногда спустить воздух в батарее не получается по одной простой причине – кран заржавел. В такой ситуации важно не спешить. Если применить слишком большую силу, можно сорвать резьбу. Тогда вызова ремонтников не избежать.

Попробуйте размягчить ржавчину, пропитав резьбу керосином или WD-40. После нанесения средства подождите 5–10 минут. Покрутите винт снова. Теперь он должен поддаться. Во избежание повторения проблемы прокручивайте вентиль туда и обратно 1–2 раза в год.

Вопросы и ответы

Как выпустить воздух, если на батарее отсутствуют какие-либо краны?

Воздухоотводчики устанавливаются на верхних точках системы отопления. У жителей нижних этажей многоквартирного дома они не обязаны быть. Вы можете поставить такой кран, но мероприятие не будет эффективным. Весь воздух скапливается вверху. Нужно попросить соседа выпустить воздух или обратиться к коммунальщикам.

Запрещается откручивать глухие пробки (даже частично). Обратно их потом не закрутить, а хлынувший кипяток принесет массу негативных эмоций и убыток бюджету.

Кто должен заниматься развоздушиванием батарей?

К сожалению, жилищным законодательством России не установлено, кто должен заниматься этим вопросом – управляющая компания (УК) или жильцы верхних этажей. Однозначно можно сказать одно: плохой нагрев батарей – профессиональное дело УК. Какими средствами будут сделаны батареи горячими, вас волновать не должно. Выпустить воздух из батарей можно и в подвале, так называемой «продувкой стояков». Если развоздушить систему самостоятельно не получается, смело подавайте письменную заявку-сообщение в УК о плохом нагреве. При письменном отказе пишите жалобу в Государственную жилищную инспекцию.

В стравливании воздуха нет ничего сложного. Нужно всего лишь открутить винт сбоку батареи, подставить ведро и через 5–15 минут закрутить. Будьте готовыми к тому, что повторять мероприятие придется несколько раз. Если проблема все равно не исчезает, значит, искать причину нужно в другом. Старые батареи и стояки могут быть сильно загрязнены («забиты»). Также возможно, что у теплоносителя не хватает давления. Все эти моменты коммунальщиками учитываются и регулируются.

После подачи тепла коммунальщикам дается 10 дней на развоздушивание и регулировку системы отопления проблемных домов.