Какая резьба на чугунных батареях отопления?

Как просто разобрать старую чугунную батарею

Чугунные батареи — одни из самых популярных. Они по умолчанию устанавливались во всех квартирах. Если вы не делали капитального ремонта, то, скорее всего, у вас до сих пор остались подобные радиаторы. Иногда после ремонта такие батареи оставляют на своих местах. Конечно, их нужно очистить от старой краски и грязи, отреставрировать, и тогда они будут иметь отличный вид и дальше согревать вас своим теплом. Для реставрации радиаторы придется демонтировать. Поэтому дальше мы поговорим о том, как разобрать чугунную батарею.

Считается, что чугунные радиаторы остались в прошлом. Но их до сих пор выпускают, хотя производители подходят к дизайну творчески. Стараются придать им оригинальный вид, чтобы они идеально вписались в интерьер. Особенно это касается классических дизайнов, где современные биметаллические радиаторы будут смотреться безвкусно.

Какие преимущества имеют чугунные батареи

  • Долговечность. После установки срок эксплуатации может достигать 50 лет.
  • Надежность. В процессе эксплуатации не требуют никаких вмешательств и обслуживания, кроме покраски.
  • Высокая теплоотдача. Одна секция радиатора выделяет 140 Вт тепловой мощности.
  • Стойкость к гидроударам. Такое частое явление возникает во время запуска и тестирования систем отопления коммунальными службами. Чугун обладает высокой прочностью, поэтому без проблем выдерживает любые нагрузки.
  • Хороший коэффициент сохранения тепла. Спустя час после отключения, батарея в состоянии сохранить около 30% тепла.
  • Стойкость к ржавлению. Чугун плохо ржавеет, поэтому его можно увидеть не только в системах отопления, но и как материал, используемый в канализации.

Несмотря на все свои преимущества, чугун хрупок — учитывайте это при демонтаже. Батареи нужно аккуратно носить и разгружать, старайтесь их не бросать.

Для чего может понадобиться разборка радиатора

  1. Для того, чтобы убавить количество секций, когда в комнате слишком жарко.
  2. Для добавления дополнительных секций, если установленных не хватает для нормального теплоснабжения помещения.
  3. Для соединения двух готовых радиаторов между собой в один большой. Чтобы не добавлять каждую секцию поштучно, можно соединить несколько готовых радиаторов.

Чугунные батареи производятся согласно ГОСТу 8690. Они делятся на 3 типа, в зависимости от расстояния между ниппельными отверстиями:

  1. Низкие. 30 см. Полная высота 40 см.
  2. Средние. 50 см. Полная высота 60 см.
  3. Высокие. 100 см. Полная высота 110 см.

Учитывайте это, если заказываете отдельные секции батареи дистанционно.

Устройство батареи

Каждая секция соединяется с последующей с помощью двух ниппелей с наружной резьбой 5/4 дюйма. Ниппель до середины имеет правую резьбу, далее — левую резьбу. Между двумя секциями на каждый ниппель одевается резиновая или паронитовая прокладка. Учитывайте, что после демонтажа использовать её больше нельзя, нужно перед сборкой заранее купить новые. Некоторые говорят, что их можно вырезать самостоятельно из куска резины, но, учитывая их стоимость, лучше использовать готовые заводские.

Внутренняя часть ниппеля сделана следующим образом:

  • диаметр 32 мм;
  • две дополнительные насечки (усики), уменьшающие диаметр до 26 мм.

Насечки сделаны для того, чтобы ниппель можно было вкрутить или выкрутить с помощью специального ключа.

Схема отвинчивающихся элементов радиатора: а) — проходная пробка под ключ 36 мм; б) — глухая пробка под ключ 55 мм; в) — ниппель

Собранный радиатор имеет в качестве заглушек 4 пробки. Две из них — глухие, с левой резьбой. При демонтаже важно понимать, что эти пробки закручиваются в левую сторону, то есть, против часовой стрелки, а откручиваются — в правую, то есть, по часовой стрелке. Внешняя часть глухой пробки имеет вид шестигранника размером 55 мм.

Две другие заглушки — сквозные. Через них подается вода в радиатор. Диаметр входных отверстий может быть разным. Резьба, соответственно, нарезается 3/4 дюйма или 1/2 дюйма, в зависимости от подходящей к батарее трубы.

У сквозных заглушек правая резьба. То есть, закручиваются они в правую сторону, или по часовой стрелке. А откручиваются — в левую, или против часовой стрелки. Внешняя часть сквозной пробки имеет вид шестигранника под ключ 36 мм.

Инструменты, которые понадобятся при разборке чугунной батареи:

  • Рожковый ключ 36 мм. Ключ достаточно распространённый, с ним проблем не должно возникнуть.
  • Рожковый ключ 55 мм, или головка 55 мм, шестигранная или двенадцатигранная, с воротком для неё. Лучше использовать головку или ключ на 55 мм трубчатого типа. Таким образом снижается вероятность того, что вы повредите грани пробки.
  • Ключ для разборки радиаторов. Желательно заказать его заранее. Предпочтительно, чтобы он имел длину не менее 50 сантиметров. Можно попробовать изготовить ключ самостоятельно.
  • Ножовка по металлу.
  • Трубный ключ 1,5 или 2 дюйма.
  • Газовая горелка. Для этого подойдет любая газовая горелка со сменным баллоном.

Приступаем к разборке

Для этого лучше выбрать период, когда отопление отключено. Прежде чем разбирать радиатор, рекомендуем демонтировать его со стены. Так с ним будет намного проще и удобнее работать. Кроме того, если ранее вы никогда не снимали батарею, то, скорее всего, на входе не стоит никаких кранов. Так радиаторы устанавливались во время постройки дома.

Рекомендуется установить запорные краны на трубах, в местах соединения с батареей, на случай, если вы при последующей сборке радиатора допустите ошибку и появится течь. Для дальнейшего демонтажа вам потребуется перекрыть доступ воды к радиатору, либо снова ждать окончания отопительного сезона.

Батарея в разобранном виде

При разборке радиатора не рекомендуется прикладывать слишком большое усилие к заглушкам. Для того чтобы их открутить, возьмите газовую горелку и начинайте прогревать одну из пробок равномерно со всех сторон. Потребуется около 5 минут. За это время вы избавитесь от старой краски на гранях пробки, а также заставите пробку расширяться в месте соединения с секцией батареи.

Возьмите ключ на 55 мм и попробуйте провернуть пробку по часовой стрелке. Если пробка не поворачивается, не нужно прилагать лишних усилий — включите горелку и начните снова прогревать пробку. Нежелательно использовать трубный ключ. Он хоть и имеет широкий диапазон размеров, но может испортить грани пробки.

Помните, что глухая пробка имеет левую резьбу. Её нужно откручивать по часовой стрелке.

Чем больше возраст вашей батареи, тем дольше придётся нагревать пробку. За период эксплуатации в местах соединения может скопиться множество грязи, мусора, ржавчины. Часто бывает, что нижняя часть батареи полностью забита, и совсем не греет. Будьте готовы к тому, что пробку придётся нагревать докрасна. Но зато после этого она легко открутится. Проделайте ту же процедуру со второй глухой пробкой.

Для снятия проходных пробок возьмите ключ на 36 мм. Точно также с помощью горелки в течение 5 минут прогрейте место соединения пробки с секцией батареи. На этот раз откручивайте пробки против часовой стрелки — на них правая резьба.

Нагрев пробки батареи

Отсоединение первой секции батареи

Возьмите ключ для разборки радиаторов. Если вы не нашли в продаже такой ключ, можно попробовать изготовить его самостоятельно. Для этого потребуется кусок арматуры диаметром 20 мм и длиной, как минимум, 60 см. Для того, чтобы выкрутить ниппель, нам нужно расплющить один из концов арматуры до такого состояния, чтобы он был шире 26 мм, но уже 32 мм. Для этого возьмите имеющуюся у вас горелку, которой вы разогревали пробки. Нагрейте участок арматуры длиной около 4 см на любом из концов. После нагревания с помощью молотка придайте наконечнику плоскую форму. При необходимости, повторите процедуру нагрева и обработайте молотком участок арматуры снова.

Ключ можно изготовить также из куска трубы диаметром 20 мм. Для этого одному из концов трубы придайте плоскую форму, согласно заданным размерам. При использовании заводского ключа для разборки радиаторов вам не потребуется дополнительное оборудование. Если же у вас самодельный ключ из арматуры или трубы, крутить его удобнее всего с помощью трубного ключа. Он имеет достаточный рычаг для того, чтобы сорвать ниппель с места. Вставьте ключ в радиатор на глубину, достаточную для зацепления ключа и усиков ниппеля.

Далее начинайте откручивать ниппель в ту сторону, в которую откручивали пробку.

Вы можете начинать разбирать радиатор как со стороны глухих пробок, так и со стороны проходных пробок. Помните, что они имеют левую и правую резьбу соответственно. Если вы выкручиваете ниппель со стороны глухой пробки, то и ниппель вы крутите по часовой стрелке, как пробку. Иначе вы сломаете усики ниппеля, и далее сможете разобрать батарею только с помощью ножовки по металлу.

Сделайте один или полтора оборота. Далее, точно так же, сделайте один или полтора оборота в нижней части батареи. Откручивайте по очереди каждый ниппель, пока полностью не снимите секцию.

Нельзя сразу пытаться открутить ниппель полностью. Секция, как и ниппель сделаны из чугуна и очень хрупкие. Нужно выкручивать постепенно чтобы они не лопнули. Если крепеж не поддаётся, нагрейте горелкой место соединения. Это поможет, как и в случае с пробкой.

Для того, чтобы отсоединить более одной секции, не обязательно откручивать каждую секцию по очереди. Вы можете перейти сразу к нужной секции. Для этого с помощью ключа для разборки радиаторов отмерьте расстояние до нужного ниппеля. Сделайте на ключе пометку с помощью мела или маркера. Это позволит вам не промахнуться с нужной глубиной, на которую нужно вставить ключ. Далее начните откручивать ниппель точно так же, как если бы вы откручивали одну секцию. Важно иметь длину ключа, как минимум, 50-60 см, чтобы без проблем добраться до нужной секции радиатора и снять ее.

Читайте также  Щелчки в батареях отопления многоквартирного дома

Что делать, если ниппель сломался

В случае с самодельными ключами, спешкой, или прикладыванием слишком больших усилий, можно сломать усики ниппеля. Тогда можно попытаться открутить следующую секцию радиатора вместе с той, которую снять уже не удастся, или прибегнуть к помощи ножовки по металлу. Пилить нужно в месте соединения двух секций. Скорее всего, обе секции будут испорчены и соединить их вы больше не сможете.

Также можно распилить секцию со сломанным ниппелем пополам. Сделать ещё один пропил, чтобы оставить между половинками просвет около 5 см. После этого, с помощью монтировки или лома, вращайте не внутренний ниппель, а половинки самой секции, и таким образом избавитесь от секции со сломанным ниппелем.

Крайней мерой в разборе проблемных участков радиатора может быть их разрушение. Для этого можно использовать кувалду. Рекомендуем всё-таки не спешить и делать каждый шаг постепенно. Тогда вы успешно завершите разборку без применения крайних мер.

Как промыть батареи отопления в домашних условиях не снимая и с демонтажем, можно узнать из статьи по ссылке.

Предлагаем посмотреть видео по теме разборки батареи:

Радиаторный ниппель: функции, замена, герметизация

Какие функции выполняет ниппель для радиаторов отопления? Как он устроен? Как заменить сломанный ниппель и чем обеспечить герметичность соединения после его замены? В этой статье мы постараемся ответить на перечисленные вопросы.

Стальной ниппель с защитным кадмиевым покрытием.

Что это такое

Секционные радиаторы получили наибольшее распространение, среди прочего, благодаря возможности гибкой регулировки теплоотдачи прибора. Если его эффективность окажется недостаточной, всегда можно добавить еще несколько секций, увеличив тепловую мощность. Понятно, что их цена несопоставима с расходами на новый конвектор или панельный радиатор больших размеров.

Ниппель для радиатора, собственно, и обеспечивает их соединение между собой. Он представляет собой короткую трубку с противонаправленными резьбами, которые одновременно вкручиваются в две смежные секции, притягивая их друг к другу. Внутри он снабжен парой выступов для радиаторного ключа.

Диаметр резьбы ниппеля и, соответственно, коллекторов секций составляет:

Тип радиатора Размер резьбы
Чугунный ДУ32 (1 1/4 дюйма)
Алюминиевый, биметаллический ДУ25 (1 дюйм)

В качестве материалов при производстве ниппелей используются:

  • Ковкий чугун;
  • Сталь.

Полезно: стальные изделия гораздо прочнее на разрыв, зато обладают меньшей коррозионной стойкостью.
Если система отопления сбрасывается на лето, то предпочтителен радиаторный чугунный ниппель : он позволит обойтись при разборке отопительного прибора куда меньшими усилиями.

Стальной ниппель для чугунных радиаторов прочен, но неустойчив к коррозии.

Проблемы

Какие проблемы секционных отопительных приборов так или иначе связаны с ниппелями?

Межсекционные течи

Причина их появления – в том, что прокладки между стянутыми ниппелем секциями постепенно утрачивают эластичность из-за длительного нагрева и известкования. При каждом нагреве и охлаждении линейные размеры секций незначительно изменяются; при этом прокладка раз за разом деформируется.

Наконец, при очередном охлаждении батареи она перестает полностью перекрывать просвет между коллекторами секций, и на стыке выступает влага.

Течь между секций.

Разрыв ниппеля

Куда более неприятен своими последствиями разрыв ниппеля. Если в первом случае худшее, что вам грозит – небольшая лужица под батареей, то расстыковка одного из коллекторов чревата затоплением вашей и соседних квартир горячей водой с большим количеством ила и песка.

Что может быть причиной разрыва достаточно прочного ниппеля?

  • Перетянутое при сборке соединение. Как уже говорилось, секции несколько расширяются при нагреве; стоит температуре теплоносителя подрасти – и едва наметившаяся трещина расширится и превратится в источник серьезных проблем.
  • Гидроудар. Так называется распространяющаяся в практически несжимаемой среде волна, созданная резкой остановкой потока при отрыве клапана винтового вентиля, падении щечки задвижки или просто резко перекрытой запорной арматуре. Давление на фронте потока при гидроударе может достигать 20 – 25 атмосфер.

Механизм возникновения гидроудара.

Справка: чугунные радиаторы рассчитаны на рабочее давление в 9-12 атмосфер, алюминиевые – в 6 – 16.

Герметизация

Чем обеспечивается герметичность межсекционных соединений?

  • Вплоть до середины 20 века для этой цели использовался сантехнический лен со свинцовым суриком. Краска предотвращала выгорание натурального волокна при высоких температурах и загнивание при увлажнении. Подмотка укладывалась вокруг ниппеля плотным пучком и надежно стягивалась при соединении секций.
  • Следующие несколько десятилетий при заводской сборке чугунных отопительных приборов использовались прокладки из паронита (жесткой термостойкой резины). Солидный ресурс этого материала сочетается с низкой эластичностью, требующий большого усилия стягивания.

На фото – намертво прилипшая к коллектору паронитовая прокладка.

  • Сейчас для секционных алюминиевых, чугунных, стальных и биметаллических батарей наряду с паронитом используются силиконовые прокладки. Они отличаются тороидным сечением (проще говоря, внешне похожи на тонкий бублик). Силикон долгое время сохраняет эластичность и не требует большого усилия стягивания.

Однако: при сборке межсекционного соединения своими руками прокладку довольно трудно отцентровать так, чтобы она не выдавилась за пределы секций.
Силиконовые колечки удобнее использовать с секциями, имеющими кольцевые проточки на плоскостях коллекторов.

Замена

Как заменить прокладку между секциями или межсекционный ниппель?

Вот инструкция по замене для случая, когда проблемное соединение находится близко к концу радиатора:

  1. После сброса теплоносителя отворачиваются глухие пробки.
  2. На радиаторном ключе маркером отмечается расстояние до проблемного соединения.
  3. Ключ заводится в радиатор и поворачивается до сцепления с ребрами ниппеля.
  4. Ниппель отворачивается по часовой стрелке (со стороны глухой пробки резьба всегда левая) на один оборот.
  5. Операция повторяется с вторым ниппелем. Далее они отворачиваются поочередно: перекос может заклинить соединение или просто порвать ниппеля.

После замены дефектной детали сборка проводится в обратном порядке. Если проблемное соединение находится близко к подводке, радиатор демонтируется и разбирается на полу.

Для доступа к первым от подводки секциям батарею лучше снять.

При ремонте секционных радиаторов полезно знать пару тонкостей.

  • Если соединение не поддается ключу – прогрейте коллектор секции паяльной лампой или строительным феном. Благодаря температурному расширению необходимое для разборки усилие станет вполне посильным.
  • Если под рукой нет готовых радиаторных прокладок, их можно изготовить самостоятельно. Разрежьте ненужную автомобильную камеру, обведите на ней контур старой прокладки шариковой ручкой и вырежьте новую прокладку обычными ножницами.

Несмотря на неровные края, такое изделие способно обеспечить герметичность соединения секций.

Заключение

Как видите, ремонт секционных отопительных приборов не требует высокой квалификации или каких-то особых навыков. Узнать о нем больше читателю поможет видео в этой статье. Успехов!

Крепление чугунных отопительных радиаторов и сколько стоит установка

Чугунные батареи – приборы, которые знакомы всем владельцам домов и квартир. Безупречная длительная служба агрегатов заслужила уважение и потому они до сих пор востребованы в магистралях центрального отопления. Прочные и практичные батареи обладают множеством достоинств, но есть и некоторые минусы. Рассмотрим, как выполняется установка чугунных радиаторов отопления своими руками, а также возможности и особенности батарей.

  • Достоинства и недостатки чугунных радиаторов
  • Подготовка батарей из чугуна к установке
  • Техника соединения секций чугунных батарей
  • Материалы и инструменты для выполнения работ
  • Крепление радиатора к стене
  • Правила обвязки чугунных радиаторов
  • Процедура опрессовки и тестирования системы
  • Чистка чугунного радиатора при выявлении засора
  • Сколько стоит поставить чугунный радиатор?

Достоинства и недостатки чугунных радиаторов

Мастера наделяют батареи немалым количеством преимуществ:

  1. Долгий срок эксплуатации. Пользоваться батареями можно от 50 и более лет.
  2. Стойкость к коррозии. Чугун практически никогда не ржавеет, а отметки коррозии, появляющиеся снаружи, легко снимаются шлифовкой.
  3. Прочность, накопление больших объемов тепла. Толстостенные отопительные приборы не деформируется от случайных ударов, а благодаря толщине стенок, способны накапливать тепло и медленно его отдавать. Благодаря такому свойству в доме сохраняется тепло даже после отключения котла.
  4. Сравнительно небольшая стоимость приборов, простой монтаж.
  5. Сниженные требования к качеству теплоносителя.

На заметку! Чугунные батареи протекают крайне редко. Встречается протечка только при повышении давления в системе или при плохой герметичности стыков. Если батареи стоят давно, теплоноситель не менялся, то благодаря естественному засорению малая щель затягивается сама.

К недостаткам относятся:

  • батареи служат долго, поэтому повышается угроза скопления ржавчины, осадка – приборы придется промывать;
  • небольшая площадь теплоотдачи, из-за чего приходится увеличивать количество секций;
  • большой вес батарей – чтобы установить чугунный радиатор отопления, нужны крепкие стены, слабые конструкции придется упрочнять;
  • малая скорость передачи тепла, отчего помещение прогревается дольше, чем при использовании стальных или других агрегатов.

На заметку! Чтобы комната прогревалась быстрее, секций в батарее должно быть 7-10 штук.

Подготовка батарей из чугуна к установке

Прежде чем фиксировать радиаторы, необходимо подготовить стену. Зона монтажа должна быть прочной, если стены отделаны гипсокартоном или другой облицовкой на каркасе, следует либо разобрать обрешетку, либо подготовить прочную опору.

Совет! Чтобы избежать риска обрушения стены, для деревянных конструкций лучше купить прочную планку или подставку, а для кирпичных стен подготовить нишу и купить длинные кронштейны.

Крепление радиаторов отопления к стене начинается с определения зоны монтажа.

Читайте также  Можно ли нарастить батареи отопления в квартире?

Проще всего брать за основу требования к размещению агрегатов по отношению к подоконнику, стенам и полу:

  1. Найти середину оконного проема. От найденной точки вправо и влево отложить половину длины радиатора – определить зону крепежей.
  2. Между полом и нижней границей радиатора должно быть 8-14 см.
  3. От верхней части радиатора до подоконника нужно оставить пространство в 10-12 см.
  4. От стены батарея должна отстоять на 3-5 см.

Подготовка к монтажу – это выравнивание стены, включая заделку сколов, выбоин. После этого панель обработать жидким стеклом и защитить теплоотражающим фольгированным экраном. Такая мера позволит снизить потерю тепла до минимума.

После подготовки покупаются необходимые крепежи, комплектующие, которые нужны для установки и запуска батарей в работу.

Совет! Монтаж чугунных радиаторов отопления выполняется с наклоном в сторону течения теплоносителя. Так можно избежать завоздушивания отопительной магистрали.

Техника соединения секций чугунных батарей

Сборка чугунных радиаторов отопления своими руками проводится с помощью специального ключа в 5/4 дюйма для уже эксплуатируемых радиаторов и в 1 дюйм для новых. Также потребуется футорка.

Ничего сложного в стыковке секций нет:

  • для замера глубины вставить ключ в батарею;
  • отметить глубину мелом;
  • осмотреть футорку для ключа, которая бывает правой/левой и обозначает схождение и расхождение секций;
  • если ход футорки по часовой стрелке – резьба правая, вкручивать следует именно по часовой стрелке, если против – резьба левая, крутить придется именно так;
  • совместить секции так, чтобы они прижимали прокладку с ключом;
  • считая полные повороты, повернуть ключ – все секции соединяются на одинаковое количество поворотов ключа;
  • стыки прихватить, оценить ровность совмещения и потом прикрутить все соединения.

На заметку! Для прочной стыковки хватит 3-4 полных оборота ключа.

Материалы и инструменты для выполнения работ

Чтобы выполнить работы, пригодится весь набор расходных элементов для установки радиаторов и некоторые дополнительные материалы:

  1. Заглушки. Их считают по количеству выходов из батареи и виду подключения. При боковом типе подключения будет 4 выхода, из которых 2 на трубопроводы, 1 для крана Маевского, а заглушку нужно на 1 выход. На 2 радиатора при боковом подключении – 2 заглушки и так далее.
  2. Кронштейны. На чугунную батарею нужно 4 кронштейна – 2 на верхний коллектор и 2 на нижний.
  3. Кран Маевского. Это арматура для спуска воздуха, которая устанавливается на верхний выход радиатора.
  4. Переходники. Элементы продаются в комплекте с батареей, если их нет, то нужно подбирать детали по диаметру трубопровода, к которому подключается радиатор.
  5. Запорную арматуру. Это шаровые, регулировочные краны.

На заметку! Если на батарее в квартире уже установлен кран Маевского, то запорная арматура не нужна.

К вспомогательным материалам относятся:

  • фум-лента;
  • сантехническая паста для герметизации стыков;
  • льняная подмотка;
  • дрель или перфоратор;
  • дюбеля с пластиковыми колпачками;
  • присоединительная арматура для стыковки с трубопроводом и фитингами – выбирается арматура по типу трубопровода.

Крепление радиатора к стене

Сначала в стене нужно просверлить отверстия, в которые потом вставить колпачки от дюбелей и вкрутить в колпачки кронштейны. Если пластикового колпачка нет, можно обойтись деревянной пробкой, в которую вкрутить дюбель с кронштейном. Фиксаторы размещаются строго по горизонтали, проще всего сделать промеры предварительно, отметить зоны монтажа точками.

Совет! Если стена неровная, то проще всего устанавливать радиаторы на вкручиваемые крюки. Такие фиксаторы позволяют регулировать расстояние от стены до батареи.

Нижние кронштейны нужно устанавливать так – отложить от нижнего коллектора батареи вниз 1-1,5 см, это упростит процесс навешивания. Можно приложить батарею к стене, отметить границы коллектора, места вкручивания кронштейнов. Потом убрать батарею, вкрутить фиксаторы, поместить радиатор на стене.

Совет! Перед тем как навешивать батареи, необходимо проверить прочность фиксации всех кронштейнов. Если крепежи дают свободный ход, лучше перекрутить крюки, иначе фиксатор рано или поздно расшатается от веса радиатора с теплоносителем, батарея обрушится.

Правила обвязки чугунных радиаторов

Есть несколько видов обвязки – односторонняя, диагональная, седельная. Присоединение выполняется по рекомендации производителя, который рекомендует выходы для подключения трубопровода прямого и обратного тока жидкости.

После изучения техпаспорта выполнить обвязку:

  1. Односторонний тип применяется в квартирах, может быть одно-, двухтрубным. Если система однотрубная, необходимо установить байпас, который нужен для спуска теплоносителя из батареи без нарушения функциональности системы отопления. Кран на байпас ставить не нужно, потому кран Маевского и регулировочные краны из комплекта следует убрать. Стыковка осуществляется сгонами, оснащенными резьбой с обоих концов. После соединения зоны стыков подмотать льняной нитью, сверху обмазать герметизирующей сантехнической пастой. При наличии двухтрубной системы в квартире или доме байпас не нужен, а вот кран Маевского устанавливается в обязательном порядке. Подключение чугунных радиаторов отопления к магистрали осуществляется так – в верхнее выходное отверстие подводится труба подачи, в нижнее – обратной циркуляции теплоносителя.
  2. Диагональная обвязка с нижней разводкой подразумевает подключение трубопровода подачи к верхнему отверстию в коллекторе с одной стороны батареи, обратки – к нижнему отверстию с другой стороны. Второй верхний выход закрывается краном Маевского, а 4-е отверстие закрывается заглушкой. Если система отопления однотрубная с вертикальными стояками, то батарея к магистрали присоединяется только с предварительной установкой байпаса.
  3. Седельная обвязка при нижней однотрубной разводке осуществляется с байпасом или без него. Краны нужно устанавливать даже без применения байпаса, а между кранами размещается перемычка – сгон с резьбой на обоих концах.

Важно! Установка кранов на батареи отопления при седельной обвязке – обязательная процедура. Краны позволяют быстро осуществить прочистку батарей, сгонку воздуха и демонтаж радиаторов при необходимости замены.

Процедура опрессовки и тестирования системы

Опрессовкой называется заполнение контура водой под давлением и последующий замер показателей манометра. Если показатели изменяются, в системе есть течь, ее нужно устранить. В процессе залива воды надо открыть кран для спуска воздуха, запор расположен в самой крайней точке системы.

При отсутствии протечки можно делать тестовый прогон теплоносителя и запускать батарею в эксплуатацию. Иногда возникают сложности и вопросы, как подсоединить полипропиленовую трубу к чугунной батарее. Мастеру нужно взять американку (МНР) с накидной гайкой на вентиле, стыковать детали с уплотнением и последующей герметизацией.

Чистка чугунного радиатора при выявлении засора

Нужно снять батарею, промыть и установить на место. Работы выполняются с помощником, так как вес изделия достаточно большой. Проводить процедуру следует в летнее время, когда теплоноситель не циркулирует по системе. Чтобы устранить внутренние засоры, нужно в горячей воде растворить соду кальцинированную, затем раствор залить в батарею и немного встряхнуть прибор. Главное – закрыть заглушки по обеим сторонам, чтобы жидкость не вытекла.

Оставить батарею на 1,5-2 часа с содовым раствором внутри, затем простучать по радиатору молотком или палкой, но не сильно, так от внутренних стенок отвалится ржавчина и примеси. Теперь остается открыть заглушки, вставить в одно из отверстий шланг и промыть радиатор изнутри хорошим напором воды. После промывки батарея устанавливается на место.

Сколько стоит поставить чугунный радиатор?

Если по каким-то причинам поставить батарею своими силами не получается, на помощь придут специалисты. Узнавая, сколько стоит установка радиатора отопления, нелишним будет уточнить комплекс работ. Если мастер только навесит батарею, то работы оцениваются от 15$ (1000 руб.), а при закупке расходников, стыковке секций и выравнивании стены смета значительно повысится.

Секция стоит от 25$ (1600 руб.), вместе с комплектующими и кранами радиатор обойдется в 300$ (21000 руб.) – это своими руками. Те же работы в фирме оцениваются от 500-550$ (35000 руб.).

Как заменить чугунную батарею на биметаллическую в квартире

Без специальных знаний вы своими руками сможете заменить чугунную батарею на биметаллическую в квартире. Срок службы чугунных батарей в среднем составляет 35-40 лет. В системах отопления без слива воды (на лето) период продлен до 50 лет.

Это значит, что не замененный советский фонд грозит хозяевам квартир (и нижним соседям) внезапным порывом.

Опыт показывает, что провести демонтаж-монтаж домашних приборов отопления по силам даже специально не обученным людям.

Магазины предлагают обширный ассортимент биметаллических батарей и принадлежностей для установки и замены.

Как самостоятельно заменить чугунную батарею на биметаллическую

Что понадобится для работы

Рекомендуется перед началом провести подготовительные мероприятия:

  • осмотреть места соединения батареи к стояку на предмет степени легкости/трудности демонтажа;
  • понять какого диаметра (в дюймах) необходим новый фитинг и его комплектацию;
  • рекомендуется сделать схематичный рисунок системы с размерами.

Как правило, потребуется (смотрите фото ниже):

  1. Заглушки и гайки к устанавливаемому радиатору.
  2. Тройник, муфта «папа-папа», шаровой кран, гайка-американка. Комплект необходим в двух экземплярах.
  3. Клапан Маевского.
  4. Кронштейны для навешивания нового прибора (при необходимости).
  5. Отрезок оцинкованной трубы ½ дюйма и длиной 60-70 см (для монтажа байпаса)

Стандартное расстояние между патрубками стояка считается 50 см, поэтому биметаллический радиатор подбирается с соответствующими параметрами.

Важно. Для систем централизованного отопления необходимо оборудование с максимальным давлением не менее 16 атм и выдерживаемой температурой не ниже 70 градусов С.

Тройник подбирается с показателями:

  • резьбовые соединения к патрубкам и радиатору — 2/3 дюйма;
  • места подключения байпаса (перемычки между магистралями прямой подачи и обратки) — ½ дюйма.
  • разводные или гаечные рожковые ключи;
  • болгарка;
  • дрель или перфоратор;
  • молоток, уровень, рулетка, карандаш;
  • сантехническая пакля или лента фум.
Читайте также  Расчет количества батарей отопления в частном доме

Комплектующие и инструменты для установки радиатора

Последовательность замены радиатора

Рекомендуется заранее подготовить тряпки или тазик.

  1. Перекрыть стояк и слить воду из чугунной батареи. Для этого болгаркой сделать надрезы вверху и в нижней части радиатора (возможно, понадобится тазик). Открутить гайки крепления к стояку, снять прибор. При необходимости обрезать трубы максимально ближе к батарее.
  2. Подготовить детали крепежа для биметаллической системы: гайки-американки накрутить на радиатор. Шаровый кран через муфту соединить с тройником 2/3 дюйма. В местах сочленений использовать паклю, ленту. (Смотрите видео в конце раздела).
  3. Если старые резьбовые соединения на отводах стояка сохранились пригодными, то навинтить на них подготовленные тройники с кранами. Входы ½ дюйма тройников должна быть направлена друг на друга. В худшем случае придется нарезать новую резьбу на патрубках. Рекомендуется пригласить для этой цели специалиста, т. к. работа ответственная и должна быть выполнена с первой попытки.
  4. Извлекается из упаковки биметаллический прибор, защитную пленку не снимать. Радиатор имеет 4 входных отверстия (по две с каждой стороны). В незадействованные в монтаже вкрутить: в нижнюю — глухую заглушку с прокладкой, в верхнюю — заглушку с краном Маевского для стравливания воздушной пробки во время эксплуатации.
  5. Прикрутить радиатор на стояк (не окончательно). Наметить места крепления кронштейнов к стене, система нивелируется по уровню.
  6. Открутить и снять батарею. Установить кронштейны.
  7. Вторично навесить отопительный прибор, проверить устойчивость на крюках. Затянуть в рабочее состояние фитинговые элементы.
  8. Установка байпаса. Перемычка позволит в последующем заменить радиатор без перекрытия всего стояка.

Измерить расстояние между входами тройника резьбой ½ дюйма. Подготовить отрезок оцинкованной трубы соответствующего размера. С учетом вхождения концов в тройники.

  1. Часть, зашедшую в фитинг освободить от пластика (1,5-2 см). Завальцевать концы, чтобы не повредить внутренние резиновые прокладки.
  2. Установить перемычку в тройник, выровнять линию. Затянуть гайки крепления.
  3. Открыть подачу по стояку, открыть шаровые краны, заполнить радиатор. Воздух выпустить клапаном Маевского до устойчивого появления воды без шипения.

Проконтролировать герметичность резьбовых соединений, при необходимости дополнительно протянуть.

Работа выполняется 4-5 часов при условии, что все подготовлено. Если замена проводилась вне отопительного сезона, то рабочее давление будет подано в период подготовки жилого фонда к зиме, т. е. осенью.
Следует это помнить и еще раз обратить внимание на вновь установленную систему.

Кран Маевского: применение и обслуживание

Проблема воздушных пробок

Как заменить чугунную батарею на биметаллическую, мы выяснили. Теперь поговорим подробнее о том, что такое кран Маевского и зачем он нужен.

При запуске отопительного сезона в систему вместе с горячей водой попадает воздух. Накапливаясь в объемах системы, он препятствует циркуляции жидкости. Это значительно снижает уровень обогрева здания. Для устранения воздушных пробок в отопительной системе был придуман кран Маевского.

Применение, установка крана Маевского

Механизм работы очень прост, поэтому это устройство очень распространено. Его устанавливают, как в многоэтажных домах, так и в частных одноэтажных постройках. Воздух всегда легче воды и скапливается в самых верхних точках системы отопления и в радиаторах, расположенных на возвышенных ответвлениях от системы.

Причинами этого может быть скорость заполнения труб при запуске системы в начале отопительного периода или после аварии. Зачастую системы на время летнего периода остаются без воды, и при заполнении часть воздуха скапливается в верхних точках. Еще одной причиной может быть высокая концентрация растворенного воздуха в воде.

Использование

Кран состоит из частей: корпус, винт с головкой, поворотная часть, каналы для воздуха. Запорный винт можно повернуть обычной отверткой или пластиковой вертушкой, идущей в комплекте с краном. Кран Маевского устанавливают на самых высоких точках системы отопления. Можно устанавливать данное приспособление на верхней точке радиатора со стороны, противоположной отводу стояка отопления.

Воздушные клапаны также ставят на участках изгибов труб. При изгибе трубы вверх, а потом вниз, в виде буквы П, образуется область скопления воздуха. Здесь постоянно высока вероятность возникновения воздушных пробок. Кран необходимо установить на верхней точке между изгибами. Когда образуется скопление воздуха в верхней точке рядом с устройством, достаточно открыть кран и приложить к нему снизу небольшую емкость.

Весь воздух под давлением воды в системе начнет с шипением выходить из канала. Затем в подставленную емкость начнет сочиться горячая вода под небольшим напором. После окончания выхода воздуха кран необходимо закрыть. При необходимости данные действия нужно будет повторить.

Обслуживание

Качество теплоносителя часто бывает очень низким. В воде присутствует песок и камни, из-за этого при эксплуатации в кране могут образовываться засоры. Чаще всего кран изготавливают из латуни, имеющей устойчивость к коррозии. Но отверстие для выхода воздуха очень мало. Летом, когда система отопления отключена и в системе нет воды, достаточно снять устройство, и прочистить отверстие швейной иглой.

Как без специальных знаний заменить чугунную батарею на биметаллическую вы уже можете, также и что такое кран Маевского и для чего он нужен, тоже выяснили, теперь можно с уверенностью приступать к работе.

Можно ли заменить бимталический радиатор на чугунный

Можно ли на старую обвязку или на старые сгоны биметалического радиатора поставить чугунную батарею?

Бывают такие ситуации когда установленные по незнанию биметалические радиаторы хочется поменять обратно на чугунные старого типа, в связи с чем возникает вопрос – а подойдут ли классические чугунные батареи на старые сгоны на которых уже установлены радиаторы? Ответ да – подойдут но есть ньюансы о которых нужно знать. Первое на что нужно обратить внимание меняя один радиатор на другой это межосевое расстояние, обычно самое распрастраненное расстояние по осям это 50 сантиметров (классика встречающаяся в 90% случаев) И второе это футрки сгоны которые могут быть только двух видов по размеру резьбы 3/4 и 1/2 дюйма. О том как выяснить все эти моменты для успешной замены радиаторов рассмотрим все подробно.

Начнем с измерения межосевого расстояния на радиаторе который предстоит заменить.

После того как вы измерили межосевое расстояние старого радиатора – обычно это 500 мм и озадачились поиском нового радиатора аналогичной высоты. Так же следует обратить внимание на диаметр сгонов измерив которые вы точно смодете укомплектовать новую батарею отопления без вызова мастера,сделав это самостоятельно при наличии отсекающих кранов в обвязке старого радиатора.

Футорки и сгоны какие понадобятся?

Как правило в многоквартирных домах отопление проводится трубами диаметром в 3/4 и очень редко 1/2 дюйма. Однако ледует выяснить какой диаметр труб у вас лично. И под этот диаметр купить футорки соответствующего диаметра для новой – чугунной батареи.

на рисунке показаны две футорки и одна глухая пробка для чугунных радиаторов. Других не бывает. Та футорка которая изображена посредине сечением 3/4 комплект трех четвертных футорок понадобится если трубы и сгоны обвязки старого радиатора соответствующего сечения. Ну и крайне правая футорка на рисунке показана сечением 1/2 дюйма и комплект таких футорок понадобится для тонких полдюймовых труб отопления.

После того как все материалы закуплены верно можно приступать к самому ответственному моменту самой заменебатарей отопления новых на старые сгоны. Для этого перекрыв отсекающие краный открутите накидную гайку снизу и сверху для того что бы снять старую биметалическую батарею.

Это неотемлимаю часть крана либо разборной муфты (американки) для извлечения которого из старого радиатора может понадобится специальный ключ для выкуручивания этих самых фанцев. Вот так он выглядит.

Не всегда получается выкрутить из старого радиатора фланцы из футорок, особенно есл они были вклеены на анайробный герметик – фиксатор. И в 70% приходится покупать новые фланцы для американок либо кранов укомплектованных американками. для того что бы вкрутить эти фланцы в новые футорки нового чугунного радиатора.В результате получится что то вроди этого..

После успешного перекидывания флавнцев из старых батарей в новые можно приступить к финальной установке радиатора на сену, поле чего останется прикрутить накидные гайки на краны что бы те в свою очередь прижали евроконусный фланец к крану, на этом работу по замене старых радиаторов на новые можно считать выполненной.

Рекомендации

Есть ли смысл ставить второй радиатор на обратку, спрашивают на посетители сайта «монтажников отопления в квартире» и ответ да есть. Но! Это называется не установкой доп. радиатора на обратку а обвязкой двух радиаторов в едином…

За сколько можно поменять стояк отопления? Самый дешевый вариант замены это трубы из полипропилена, их можно купить почти в каждом хозмаге а сварочный аппарат для полипропиленовых труб такая же распространенная вещь как молоток или пила,…

Невозможно подключить радиатор неправильно если подключать его на подачу в независимости в какую сторону движется теплоносителя по стояку отопления — вверх или вниз. Множество посетителей сантехнических сайтов, задаются вопросом о правильном и неправильном подключении радиаторов…