Размер резьбы в чугунной батарее

Какая резьба в радиаторах отопления сколько дюймов

Радиаторы отопления можно назвать самым известным оборудованием, так как практически каждый человек сталкивался с ним. Однако не все понимают, что необходимо для установки такого на первый взгляд простого прибора и как работают его составляющие элементы. В частности речь идет пробке радиатора, про которую, скорее всего, знают не многие.

В большинстве случаев радиаторы продают в собранном виде, для работы прибор необходимо только зафиксировать на стене и подключить к системе отопления. Однако помимо этого потребуется приобрести дополнительные приспособления. К ним относится следующее:

  • Проходная пробка для чугунного радиатора в количестве не менее 2 штук. Приспособление имеет отверстия с обеих сторон, в которых нарезана резьба.
  • Заглушки, вкручивающиеся в корпус радиатора для предотвращения утечки теплоносителя.
  • Краны Маевского для спуска воздуха из отопительного прибора.
  • Приспособления для установки радиаторов, это могут быть металлические анкеры или специальные кронштейны.

Количество секций радиатора определяется потребностью в тепловой энергии, поэтому длина прибора отопления наращивается или укорачивается.

Современные специализированные магазины предлагают радиаторы и полный комплект приспособлений для их установки. Это позволяет подобрать элементы одного цвета в соответствии с цветом отопительного прибора. Кроме того в этом случае имеется возможность подобрать максимально совместимые материалы. К примеру, если батарея сделана из чугуна, то и пробки должны быть чугунными. Не рекомендуется использовать пробку для чугунного радиатора на медных приборах отопления.

Из-за высокого риска возникновения эффекта гальванической коррозии очень важно учитывать сочетание материалов. Кроме того отдельные металлы склонны к образованию гальванической пары, в этом случае чугунная пробка для радиатора становится катодом, а материал, из которого изготовлена труба, превращается в анод. В результате срок службы отопительного прибора существенно сокращается.

Самым простым элементом, используемым при установке и сборке радиаторов, можно назвать алюминиевую пробку для радиаторов отопления. Но даже простейшее приспособление требует особого внимания, в противном случае при эксплуатации могут возникнуть большие проблемы.

Процесс установки радиаторной пробки нельзя назвать сложным, так как практически все они производятся одного типа, различными могут быть размеры или тип резьбы. Работают такие приспособления также по одному принципу.

Выбирая пробку для радиатора, важно учесть следующие моменты:

  • Материалы радиатора и пробки должны обязательно сочетаться.
  • Резьба пробки должна иметь определенный тип. Например, для установки с левой стороны батареи рекомендуется использовать левостороннюю резьбу, а с правой стороны устанавливается пробка радиатора отопления с правой резьбой.
  • Отверстие в радиаторе может перекрываться глухой или проходной пробкой.
  • Приспособление должно иметь эстетичный вид и соответствовать по цвету с отопительным прибором.
  • Большое значение имеет диаметр резьбы в чугунной батарее на входе и выходе, пробки могут использоваться в качестве переходных элементов.

Чаще всего батарея укомплектовывается следующими приспособлениями:

  • Пробки проходные для радиаторов в количестве 4 штук.
  • Кронштейны для установки отопительного прибора и пластиковые анкеры для установки самих крепежных элементов. Для радиатора стандартных размеров требуется по 2 кронштейна и анкера.
  • Заглушка и кран Маевского. Иногда второй элемент заменяют еще одной заглушкой.

По принципу действия пробки делятся на два вида. В первом случае они просто перекрывают путь теплоносителю, другими словами выполняют функцию заглушки. Второй вид является переходником с одного диаметра на другой. В этом случае пробка с одной стороны имеет внешнюю резьбу, с другой стороны – внутреннюю.

Прежде чем установить пробку для алюминиевого радиатора, следует надежно зафиксировать отопительный прибор на стене.

В целом можно придерживаться следующей инструкции:

  • Вначале выполняют сборку отдельных секций в единый прибор отопления, количество секций подбирается индивидуально для каждого случая. При соединении элементов пользуются ФУМ лентой, позволяющей достичь максимальной герметичности.
  • Далее выбирают место, где будет располагаться радиатор, чаще всего их устанавливают под окном. При этом очень важно придерживаться рекомендованных расстояний от стены, пола и подоконника.
  • Затем в стене делают отверстия с помощью специальных инструментов, забивают в них пластиковые анкеры и вкручивают металлические кронштейны. На них навешивают радиатор.
  • Теперь можно устанавливать пробки для биметаллических радиаторов, тем более что сложности в этом процессе нет. Их корпус выполнен в форме шестигранника, это позволяет использовать для закручивания любой ключ. Не следует сильно затягивать пробку, чтобы не повредить резьбу или корпус. В процессе закручивания может образоваться невидимая микротрещина, в которую может протекать вода под давлением. Кроме этого ремонт батарей в зимнее время никому не доставляет удовольствия.
  • После того как пробки будут установлены, можно подключать входящий и выходящий трубопровод. Параллельно устанавливают кран Маевского в верхнее отверстие радиатора, а заглушкой закрывают нижнее отверстие. Стоит отметить, что приспособление для спуска воздуха стоит недорого, а эффективность отопления повышается в значительной степени. Чтобы воздух легче выходил из системы, приборы отопления устанавливают с небольшим уклоном, в несколько градусов.
  • Проводят тестирование отопительных приборов и мест соединений. Для этой цели в систему наливают жидкость и осматривают проблемные места.

Опытные мастера и профессионалы рекомендуют принять во внимание следующие моменты:

  • При использовании пробки чугунной радиаторной на отопительных приборах следует проявлять осторожность. Дело в том, что чугун легко поддается сжатию, но считается довольно хрупким материалом. Поэтому даже слабое механическое воздействие или удар о твердую поверхность может стать причиной образования микротрещин. Что касается стальных изделий, то они в этом плане более надежны.
  • При изучении материалов по сборке и установке отопительных приборов встречаются рекомендации по использованию обычной краски для более герметичных соединений. В какой-то степени эти утверждения верны, однако следует учесть, что такие соединения имеют не очень привлекательный внешний вид, а при их разборке можно столкнуться с определенными трудностями. Важно понимать, современные отопительные приборы и их дополнительные приспособления не требуют окрашивания.

Выбрать и установить радиаторные пробки не сложно, но необходимо подойти к этому процессу достаточно ответственно. Очень важно подобрать сочетающиеся материалы, правильно определить тип резьбы и размеры пробки, а также ее назначение. Соблюдая рекомендации профессиональных мастеров, можно избежать множества проблем в процессе эксплуатации отопительной системы, включая батареи и радиаторы.

Для сборки алюминиевых радиаторов отопления нам понадобятся: универсальный ключ для американки и накидной гаечный ключ.

Примечание: при использовании металлических ключей — накидных и особенно рожковых, велика вероятность, повредить финишное покрытие на поверхности перечисленных изделий, как получилось в моем случае, так что обратите на это снимание и не повторите моей ошибки. Рекомендую использовать ключ пластиковый для радиаторных пробок, футорок и воздухоотводчиков, пример которого показан на фото.

При покупке радиаторов отопления купил сразу же и стандартные комплекты из расчета один комплект на один радиатор отопления, итого – 5 комплектов. В стандартный комплект входят: заглушка, воздухоотводчик (крана «маевского»), четыре футорки и уплотнительные кольца. Переходники должны иметь размер соответствующий диаметру труб подключаемых к радиаторам отопления.

В доме сделана система отопления с использованием полипропиленовых труб 25х3,5 мм, поэтому покупал комплекты с футорками для перехода с резьбы в отверстии секции радиатора, диаметр которой равен 1” на ¾”, это диаметр резьбы для установки фитингов и комплектующих, которые необходимы для подключения радиаторов к системе отопления.

Наглядно рассмотрим стандартный комплект для алюминиевых радиаторов отопления:

  • А – футорки переходные с внутренней резьбой ¾”.
  • Б – заглушка с наружной резьбой ¾”.
  • В – воздухоотводчик (кран «маевского») с наружной резьбой ¾”.
  • Г – ключ от воздухоотводчика.
  • Д – уплотнительные кольца (четыре уплотнителя под футорки и два под кран «маевского» и заглушку).

Также необходимо приобрести кронштейны для крепления радиаторов отопления к стене дома. Покупал угловые кронштейны из расчета — три кронштейна на один радиатор, два установил вверху, один внизу по центру радиатора отопления.

Как уже ранее говорил, у меня сделана однотрубная система отопления с диагональным подсоединением радиаторов отопления. Соответственно, исходя из этого, установку комплекта на радиаторы отопления осуществлял в следующем порядке:

Сначала установил в резьбовые отверстия радиатора футорки с левой и правой резьбой. Тут главное, не перепутать, какие футорки куда ставить. Если футорка имеет левую резьбу, а вы ошибочно вкручиваете ее в отверстие радиатора с правой резьбой (с правой стороны радиатора), то, конечно же, футорку закрутить не получится.

В этом случае не надо прикладывать усилий и пытаться завернуть футорку, используя трубный ключ – просто возьмите другую, с нужной (правой) резьбой. Установку футорок осуществлял через силиконовые прокладки, которые были в комплекте.


Установка американки и шарового крана

На входе теплоносителя в алюминиевый радиатор отопления установил шаровый кран с американкой 25х3/4”, такой же кран установил и на выходе теплоносителя из радиатора отопления (внизу). Сначала скрутил американку (А) с крана и установил ее на радиатор отопления (резьба Б вкручивается в резьбовое отверстие футорки). Такой способ позволяет удобно и надежно зафиксировать резьбовое соединение футорки и американки, чтобы в дальнейшем полностью исключить протечку теплоносителя.

Как видно на фото 5 на внутреннем диаметре американка имеет два шлица (Г), эти шлицы предназначены для затяжки американки с помощью специального ключа (В), которым я и осуществлял затяжку американок полипропиленового крана. Когда американка была зафиксирована к радиатору отопления, соединил ее с краном.

С левой стороны (внизу радиатора) установил заглушку, а в верхней части радиатора с правой стороны установил кран «маевского», для исключения завоздушивания как радиатора отопления, так и все системы в целом.

Важно! При установке комплекта на алюминиевый радиатор отопления, не забывайте устанавливать имеющиеся прокладки, чтобы не пришлось после подачи теплоносителя в систему отопления разбирать резьбовые соединения для исключения течи в местах их соединения.

Когда на все пять радиаторов отопления были установлены комплекты, приступил к выполнению следующего этапа работы – установка радиаторов отопления.

Как определить резьбу на батареях отопления?

Здравствуйте, уважаемые форумчане! У меня к вам вот такой вопрос: — как определить на батареях отопления, где левая, а где правая резьба? Чем они отличаются между собой? И можно ли это определить на батареях, когда пробка на чугунном радиаторе уже закручена?

Материалы по теме

У меня проблема с радиаторами отопления. Дом у нас уже старенький, радиаторы соответственно тоже. В конце апреля в доме отключили.

На работе делаем ремонт в кабинете, на пол хотим положить ламинат, но проблема состоит в том что текут некоторые секции.

Хочется установить полотенцесушитель в ванной комнате. В продаже имеются электрические и подключаемые в проток подачи горячей воды. У нас установлены.

Комментарии пользователей:

На всех батареях резьбы зеркальные, это сделано для удобства их установки, правая резьба будет находиться с права, а левая слева, они так расположены в не зависимости от того из чего изготовлена батарея из чугуна или метала.

Действительно, правая резьба удобно расположена с правой стороны, а левая, соответственно, с левой. Но ещё на пробке, закрученной на вашей чугунной батарее, должна быть пометка- буква, соответствующая направлению резьбы: Л- левая резьба, П- правая резьба. Бывает, что пробка закрашена краской, тогда можно поскоблить и заметить букву. Таким образом можно определить направление резьбы.

По поводу 2-х первых ответов: «Это чтоли такая договоренность между водопроводчиками земного шара, располагать батарею так, чтобы правая резьба была справа, а левая — слева. » У меня в квартире стоит батарея и на правом фланце выбита буква «Л». Кому верить?

Читайте также  Как установить экран на батарею отопления?

В большинстве случаев левая резьба на заглушках, а правая — на футорках.

по клейму на секции радиатора… где клеймо — там правая резьба…, а может и наоборот , подзабыл немного.)))

Сегодня разобрал старую чугунную батарею. Справой стороны, вверху, есть отлив в виде бонки. Со стороны бонки правая резьба.

Метка л не всегда обозначает левую резьбу.У меня 40 футорок с маркеровкой л ,а на них правая резьба. как мне объяснили на заводе это отметка ,что это литьё..)Л)Я торгую сантехникой.Продаю людям футорки , а мне их возвращают …-Сантехник сказал не те,надо поменять на правые,а это левые..я им говорю это и есть правые…-сантехник сказал л левая)))сложно приходиться )не всегда сантехник Вася вешает батареи правильно,выпив немного недорогого алкоголя вполне возможно что он её и перевернёт..На каждом ребре есть различные пометки с правой стороны.

я сантехникой занимаюсь 40 лет . )) …так вот — надо после вскрытия смотреть !! левая или правая . и только так . и через жо ..у ставят и плашмя ))) и под 45 градусов )) Одним словом — Россия матушка — с какой ноги встал — так и поставил )))

…то есть взять молоток , разбить батарею и посмотреть какая где резьба .

Пишут все, что хочешь! Ерунда полная! Завод-изготовитель никогда не выпускает «левые» пробки для чугунных батарей с отверстиями. Пробки с левой резьбой — заглушки! Все пробки, выпущенные заводом с отверстиями для подсоединения труб, имеют только правую резьбу!ОДНАКО, в процессе эксплуатации батарей отопления возникает потребность подсоединить радиатор с той стороны, где имеется заглушка (пробка с левой резьбой). В этом случае прибегают к помощи токаря или покупают ЗАГЛУШКУ с отверстием. Последнюю изготавливают кустарным способом с применением промышленного оборудования, т.е. в какой-то мастерской.И ЕЩЁ… Если в батарее имеется пробка, в торце которой видны следы сварки или другого вмешательства, то это пробка с правой резьбой, так как ранее она имела отверстие, которое впоследствии кто-то когда-то заглушил. Обычно это делают так: в отверстие пробки (с правой резьбой) вкручивают металлическую трубу нужного размера, вставляют в эту трубу отрезок металла необходимого диаметра и приваривают его к вкрученной ранее трубе. Последнюю операцию по заглушиванию пробки с правой резьбой делают по мере необходимости. С последнее время выпускаются специальные заглушки различного диаметра и резьбой, предназначенные для заглушивания пробок с правой резьбой.Если в батарее отопления имеется хоть одна пробка без отверстия и следов вмешательства (заводская пробка), то с этой стороны батареи резьба — левая. Соответственно, с противоположной стороны батареи — правая.)))С ув. Бывший.

P.S. Дополнение к сообщению от 05.10.2016 10:47. В ГОСТе есть оговорка, что по требованию потребителя дополнительно поставляются глухие пробки с правой резьбой. Чтобы не ошибиться, пробуйте открутить пробку в ту или иную сторону, основательно (до обгорания краски) ПРЕДВАРИТЕЛЬНО прогрев резьбу паяльной лампой. Пробка обязательно начнет проворачиваться и по величине образовавшегося зазора можно определить направление резьбы. C ув. Бывший.)

я сегодня только купил футорки с левой и правой резьбой и с отверстиями полдюйма…и я бы тоже хотел знать где у батареи правая сторона….

совершенно верно говорит гость от 05.10.2016 10:47, заводские радиаторы идут с пробками с левой резьбой, а футорки с отверстиями 1/2″ резьба — правая !

все написано интересно,но я ничего не понял. все равно придется бегать и искать магазин в котором могут обменять — это понял.

На батарее есть отливки с той сторонв и левая

Заметил определённую закономерность …… в секциях есть верх , а есть низ….верх маркируется какими нибудь символом похожим на букву ….. как бы отливка….. .она очень заметна …… и ребро верха если присмотрется больше чем ребро низа ……………….. Вот эта самая отливка в виде буквы — находится со стороны обратной резьбы (ПРАВОЙ ……..закручивается против часовой стрелки )

На секциях есть отливка в виде буквы или символ. поставить батарею и эти символы должны быть с задней верхней части. вот так батарея стоит правильно и то есть с право резьба правая , а с лева левая.

какой шаг резьбы у левой заглушки?

Ну и чушь вы тут понаписывали

У любого радиатора есть 4 отверстия с резьбой: 2 справа и 2 слева. Понятно если например слева вверху заглушка то у нее левая резьба судя по вашим разговорам. Тогда левая нижняя какая, а часто это футорка. Ведь не будут же делать левый верх с левой резьбой, а нижний левый с правой резьбой. Правая резьба — заворачиваем по часовой стрелке, а левая — против.

Бывает что именно слева вверху устанавливают микровоздушник — тогда это уже футорка.

Самый правильный ответ: отливка в батарее с левой стороны. Следовательно слева от отливки левая резьба, справой — правая

Пробка радиатора: виды, монтаж, выбор обвязки

Какими бывают радиаторные пробки? Как опознать изделие с левой или правой резьбой? Как работает пробка радиатора с автоматическим воздухоотводчиком? Чем герметизировать эти фитинги, и с какими элементами обвязки их соединять? Давайте разбираться.

Комплект пробок и арматуры для подключения алюминиевого радиатора.

Классификация

Пробки для радиаторов отопления можно условно разделить на группы по нескольким признакам.

Материал

Как правило, он соответствует материалу радиатора:

  • Для чугунной батареи используется радиаторная чугунная пробка;
  • Для секционных стальных и биметаллических радиаторов приобретаются стальные трубные фитинги.

Однако: для алюминиевых батарей за редким исключением используются не алюминиевые, а те же стальные изделия.
Алюминиевую пробку слишком легко повредить при вкручивании и монтаже обвязки; в частности, нарезанную в алюминии резьбу диаметром 1/2 дюйма можно сорвать при совсем небольшом усилии.

Стальной фитинг для алюминиевых и биметаллических батарей.

Резьба

Она может быть правой (вкручивается по часовой стрелке) и левой. Как правило, левая пробка для чугунного радиатора и произведенная в России стальная пробка для алюминиевых/стальных/биметаллических приборов маркируются буквой «Л».

Если маркировка отсутствует, идентифицировать тип резьбы несложно: достаточно проследить одну ее нитку на протяжении пары витков.

Функции

С глухой пробкой все просто и ясно: ее единственная функция — заглушить резьбу концевой секции.

Проходная радиаторная пробка служит для присоединения к отопительному прибору подводки и/или элементов обвязки. Фактически, она представляет собой переходник на резьбу меньшего диаметра. Резьба на секции зависит от материала отопительного прибора:

Тип батареи Размер резьбы
Чугунная ДУ32 (1 1/4 дюйма)
Алюминиевая, биметаллическая ДУ25 (1 дюйм)

Диаметр присоединяемой к проходной пробке резьбы тоже может быть разным:

Тип батареи Размер резьбы
Чугунная ДУ15, ДУ20, ДУ25
Алюминиевая, биметаллическая ДУ15, ДУ20

Чугунная пробка под подводку диаметром ДУ20.

Любопытно: при подключении к чугунной батарее подводки диаметром 25 мм используется не рассверленная пробка, а обыкновенный чугунный переходник ДУ25-ДУ32.

В некоторых случаях обвязка или подводка может использовать для подключения не проходные пробки, а непосредственно резьбу коллектора концевой секции.

Когда это практикуется?

  • При подключении чугунных батарей в разрыв розлива в системе с естественной циркуляцией. Здесь важен максимальный диаметр розлива — он влияет на гидравлическое сопротивление контура; поэтому труба ДУ32 вкручивается непосредственно в секции.
  • При установке сварного промывочного крана. Эти изделия тоже, как правило, изготавливаются под размер резьбы самих секций.
  • При монтаже воздушника. Многие производители выпускают краны Маевского и автоматические воздухоотводчики под резьбы ДУ25.

Пробка-воздушник

На последнем пункте мы ненадолго остановимся. Что такое кран Маевского и для чего он нужен? Это несложное приспособление для стравливания воздуха из отопительного контура.

Воздух может появиться там после сброса всего контура или его отдельных участков. Поскольку перепад давлений, обеспечивающий циркуляцию в системах ЦО и в гравитационных системах отопления, невелик — не более 2-3 метров — воздушная пробка способна полностью остановить циркуляцию.

Кран Маевского устанавливается на радиатор в том случае, если его верхний коллектор является наивысшей точкой стояка или любого другого участка контура.

Радиаторная чугунная проходная пробка с установленным в нее краном Маевского.

Заметьте: в многоквартирных домах с нижним розливом краны Маевского часто выносятся на чердак вместе с перемычками между парными стояками.

Кран Маевского хорош всем, кроме того, что требует внимания владельца: после сброса участка контура и его последующего запуска воздух нужно стравить сразу же. В противном случае остановка циркуляции может привести к разморозке участка контура.

В автономной системе с этим проблем нет; а вот в многоквартирных домах, где жилищные службы не имеют возможности согласовать график ремонтов с жильцами верхних этажей, невозможность вовремя стравить воздух порой превращается в серьезную проблему.

В таких случаях на выручку приходит автоматический воздухоотводчик — несложное механическое устройство, которое стравливает воздух в автоматическом режиме, сразу после заполнения контура водой.

Автоматический воздушник установлен в резьбу концевой секции.

Принцип работы пробки радиатора с автоматическим воздушником сильно напоминает устройство заливного клапана бачка унитаза:

  1. Когда система сброшена, поплавок в поплавковой камере находится в нижней позиции и удерживает запорный клапан открытым.
  2. Как только воздух вытесняется водой, поплавок вскрывает и перекрывает клапан.

Цена пробки-автомата, разумеется, несколько выше, чем у крана Маевского под резьбу ДУ25 — примерно 500 рублей против 100 — 120.

Обвязка

Что из запорно-регулирующей арматуры монтируется на подводках перед проходными пробками?

Вот несколько типичных вариантов.

  • Пара шаровых кранов. Они позволяют полностью отключить прибор в случае ремонта или замены без сброса всего контура.

Пара вентилей полностью отсекает прибор от подводок.

  • Дроссель и шаровый кран. Дроссель обеспечивает возможность ручной регулировки теплоотдачи.
  • Пара дросселей дает возможность выполнить базовую балансировку системы (ограничение проходимости ближних к котлу отопительных приборов) и регулировать теплоотдачу прибора в дальнейшем.
  • Наконец, дуэт дросселя с термоголовкой позволяет сделать регулировку теплоотдачи полностью автоматической: в помещении с приемлемой точностью будет поддерживаться заданная температура.

Монтаж

Как и чем закручивать пробки в радиаторах отопления при их монтаже? Каким образом герметизировать соединения? Инструкция зависит от материала пробки.

В алюминиевые радиаторы фитинг вкручивается разводным или рожковым ключом. Герметичность обеспечивается штатной паронитовой или силиконовой прокладкой.

Прокладка под пробкой хорошо видна на фото.

Пробки для чугунных радиаторов отопления вкручиваются газовыми ключами №2 — 4.

Порядок действий таков:

  1. Резьба наживляется — своими руками, без использования инструмента.
  2. В зазор между дном пробки и секцией укладывается по ходу трубной резьбы прядка сантехнического льна, пропитанного любой быстросохнущей краской или силиконовым герметиком.
  3. Фитинг затягивается до выдавливания излишков пропитки.

Заключение

Надеемся, что наши несложные рекомендации помогут читателю в монтаже или ремонте собственного отопительного оборудования. Дополнительные материалы, как всегда, можно обнаружить в видео в этой статье. Успехов!

Какие радиаторные пробки лучше использовать при монтаже радиаторов отопления

Радиаторы отопления можно назвать самым известным оборудованием, так как практически каждый человек сталкивался с ним. Однако не все понимают, что необходимо для установки такого на первый взгляд простого прибора и как работают его составляющие элементы. В частности речь идет пробке радиатора, про которую, скорее всего, знают не многие.

Основные элементы для монтажа радиатора

В большинстве случаев радиаторы продают в собранном виде, для работы прибор необходимо только зафиксировать на стене и подключить к системе отопления. Однако помимо этого потребуется приобрести дополнительные приспособления. К ним относится следующее:

  • Проходная пробка для чугунного радиатора в количестве не менее 2 штук. Приспособление имеет отверстия с обеих сторон, в которых нарезана резьба.
  • Заглушки, вкручивающиеся в корпус радиатора для предотвращения утечки теплоносителя.
  • Краны Маевского для спуска воздуха из отопительного прибора.
  • Приспособления для установки радиаторов, это могут быть металлические анкеры или специальные кронштейны.
Читайте также  Чем закрыть чугунную батарею в комнате?

Количество секций радиатора определяется потребностью в тепловой энергии, поэтому длина прибора отопления наращивается или укорачивается.

Современные специализированные магазины предлагают радиаторы и полный комплект приспособлений для их установки. Это позволяет подобрать элементы одного цвета в соответствии с цветом отопительного прибора. Кроме того в этом случае имеется возможность подобрать максимально совместимые материалы. К примеру, если батарея сделана из чугуна, то и пробки должны быть чугунными. Не рекомендуется использовать пробку для чугунного радиатора на медных приборах отопления.

Из-за высокого риска возникновения эффекта гальванической коррозии очень важно учитывать сочетание материалов. Кроме того отдельные металлы склонны к образованию гальванической пары, в этом случае чугунная пробка для радиатора становится катодом, а материал, из которого изготовлена труба, превращается в анод. В результате срок службы отопительного прибора существенно сокращается.

Правила выбора и монтажа пробок

Самым простым элементом, используемым при установке и сборке радиаторов, можно назвать алюминиевую пробку для радиаторов отопления. Но даже простейшее приспособление требует особого внимания, в противном случае при эксплуатации могут возникнуть большие проблемы.

Процесс установки радиаторной пробки нельзя назвать сложным, так как практически все они производятся одного типа, различными могут быть размеры или тип резьбы. Работают такие приспособления также по одному принципу.

Выбирая пробку для радиатора, важно учесть следующие моменты:

  • Материалы радиатора и пробки должны обязательно сочетаться.
  • Резьба пробки должна иметь определенный тип. Например, для установки с левой стороны батареи рекомендуется использовать левостороннюю резьбу, а с правой стороны устанавливается пробка радиатора отопления с правой резьбой.
  • Отверстие в радиаторе может перекрываться глухой или проходной пробкой.
  • Приспособление должно иметь эстетичный вид и соответствовать по цвету с отопительным прибором.
  • Большое значение имеет диаметр резьбы в чугунной батарее на входе и выходе, пробки могут использоваться в качестве переходных элементов.

Чаще всего батарея укомплектовывается следующими приспособлениями:

  • Пробки проходные для радиаторов в количестве 4 штук.
  • Кронштейны для установки отопительного прибора и пластиковые анкеры для установки самих крепежных элементов. Для радиатора стандартных размеров требуется по 2 кронштейна и анкера.
  • Заглушка и кран Маевского. Иногда второй элемент заменяют еще одной заглушкой.

По принципу действия пробки делятся на два вида. В первом случае они просто перекрывают путь теплоносителю, другими словами выполняют функцию заглушки. Второй вид является переходником с одного диаметра на другой. В этом случае пробка с одной стороны имеет внешнюю резьбу, с другой стороны – внутреннюю.

Процесс установки пробки

Прежде чем установить пробку для алюминиевого радиатора, следует надежно зафиксировать отопительный прибор на стене.

В целом можно придерживаться следующей инструкции:

  • Вначале выполняют сборку отдельных секций в единый прибор отопления, количество секций подбирается индивидуально для каждого случая. При соединении элементов пользуются ФУМ лентой, позволяющей достичь максимальной герметичности.
  • Далее выбирают место, где будет располагаться радиатор, чаще всего их устанавливают под окном. При этом очень важно придерживаться рекомендованных расстояний от стены, пола и подоконника.
  • Затем в стене делают отверстия с помощью специальных инструментов, забивают в них пластиковые анкеры и вкручивают металлические кронштейны. На них навешивают радиатор.

  • Теперь можно устанавливать пробки для биметаллических радиаторов, тем более что сложности в этом процессе нет. Их корпус выполнен в форме шестигранника, это позволяет использовать для закручивания любой ключ. Не следует сильно затягивать пробку, чтобы не повредить резьбу или корпус. В процессе закручивания может образоваться невидимая микротрещина, в которую может протекать вода под давлением. Кроме этого ремонт батарей в зимнее время никому не доставляет удовольствия.
  • После того как пробки будут установлены, можно подключать входящий и выходящий трубопровод. Параллельно устанавливают кран Маевского в верхнее отверстие радиатора, а заглушкой закрывают нижнее отверстие. Стоит отметить, что приспособление для спуска воздуха стоит недорого, а эффективность отопления повышается в значительной степени. Чтобы воздух легче выходил из системы, приборы отопления устанавливают с небольшим уклоном, в несколько градусов.
  • Проводят тестирование отопительных приборов и мест соединений. Для этой цели в систему наливают жидкость и осматривают проблемные места.

Общие рекомендации

Опытные мастера и профессионалы рекомендуют принять во внимание следующие моменты:

  • При использовании пробки чугунной радиаторной на отопительных приборах следует проявлять осторожность. Дело в том, что чугун легко поддается сжатию, но считается довольно хрупким материалом. Поэтому даже слабое механическое воздействие или удар о твердую поверхность может стать причиной образования микротрещин. Что касается стальных изделий, то они в этом плане более надежны.

  • При изучении материалов по сборке и установке отопительных приборов встречаются рекомендации по использованию обычной краски для более герметичных соединений. В какой-то степени эти утверждения верны, однако следует учесть, что такие соединения имеют не очень привлекательный внешний вид, а при их разборке можно столкнуться с определенными трудностями. Важно понимать, современные отопительные приборы и их дополнительные приспособления не требуют окрашивания.

Выбрать и установить радиаторные пробки не сложно, но необходимо подойти к этому процессу достаточно ответственно. Очень важно подобрать сочетающиеся материалы, правильно определить тип резьбы и размеры пробки, а также ее назначение. Соблюдая рекомендации профессиональных мастеров, можно избежать множества проблем в процессе эксплуатации отопительной системы, включая батареи и радиаторы.

Характеристики чугунных радиаторов отопления: сколько весит одна секция, размер, плюсы и минусы.

Несмотря на то, что развитие производства отопительных приборов не стоит на месте, люди всё так же продолжают пользоваться чугунными моделями, несмотря на их некоторые недостатки. И всё благодаря тому, что изделия из чугуна обладают рядом несомненных положительных качеств.

  1. Характеристики чугунных радиаторов отопления
  2. Вес секции чугунного радиатора
  3. Размер секции чугунного радиатора
  4. Объем секции чугунного радиатора
  5. Теплоотдача чугунного радиатора
  6. Габариты чугунного радиатора.
  7. Производители чугунных радиаторов
  8. Устройство чугунных радиаторов.
  9. Но большинство радиаторов не имеет специальных конструктивных элементов. Поэтому они просто подвешиваются на особые кронштейны вмонтированные в стену. Так же возможна установка радиаторов на пол на специальных лапках. Прочие характеристики чугунных радиаторов.
  10. Достоинства чугунных радиаторов отопления
  11. Недостатки чугунных радиаторов

Характеристики чугунных радиаторов отопления

До покупки того или иного чугунного радиатора нужно рассмотреть его технические характеристики, которые будут подходить под особенности вашей отопительной системы.

Вес секции чугунного радиатора

Вес 1 секции стандартно чугунного радиатора 7.5 килограмм.

Таким образом вес чугунной батареи из:

2 секций будет 15 килограмм.

3 секций будет 22.5 килограмма.

4 секций будет 30 килограмм.

5 секций будет 37.5 килограмма.

6 секций будет 45 килограмм.

7 секций будет 52.5 килограмма.

8 секций будет 60 килограмм.

9 секций будет 67.5 килограмма.

10 секций будет 75 килограмм.

11 секций будет 82.5 килограмма.

12 секций будет 90 килограмм.

13 секций будет 97.5 килограмм.

14 секций будет 105 килограмм.

Размер секции чугунного радиатора

Высота каждой секции чугунного радиатора 59 сантиметров (590 мм)

Размер 1 секции стандартно чугунного радиатора: 59 см высота и 10.8 см ширина

Таким образом длина чугунной батареи из:

2 секций будет 21.6 см.

3 секций будет 32.4 см.

4 секций будет 43.2 см.

5 секций будет 54 см.

6 секций будет 64.8 см.

7 секций будет 75.6 см.

8 секций будет 86.4 см.

9 секций будет 97.2 см.

10 секций будет 108 см.

11 секций будет 118.8 см.

12 секций будет 129.6 см.

13 секций будет 140.4 см.

14 секций будет 151.2 см.

Объем секции чугунного радиатора

Объем 1 секции стандартно чугунного радиатора 1.5 литра.

Таким образом объем чугунной батареи из:

2 секций будет 3 литра.

3 секций будет 4.5 литра.

4 секций будет 6 литров.

5 секций будет 7.5 литров.

6 секций будет 9 литров.

7 секций будет 10.5 литров.

8 секций будет 12 литров

9 секций будет 13.5 литров.

10 секций будет 15 литров.

11 секций будет 16.5 литров.

12 секций будет 18 литров.

13 секций будет 19.5 литров.

14 секций будет 21 литр.

Теплоотдача чугунного радиатора

Мощность чугунного радиатора напрямую зависит от площади её внешней поверхности и заключается в способности отдавать энергию тепла при максимально высокой температуре теплоносителя. В основном это значение колеблется от 80 до 200 Ватт на одну секцию. Для расчёта нужной мощности используется следующая формула: на 25-30 куб. м. мощность батареи должна быть 1 кВт. В случае если есть несколько внешних стен показатель мощности увеличивается.

Габариты чугунного радиатора.

В Советском Союзе габаритные размеры чугунных радиаторов имели определённый стандарт. В одной секции между центрами труб подачи и отвода теплоносителя расстояние колебалось от 30 до 50 см. Ширина секции не была стандартизирована и была различной у разных изготовителей. Почти все современные батареи так же имеют эти стандарты.
Самая популярная модель среди чугунных изделий — МС-140. (установлена во многих «хрущёвках» и 9-ти этажках 60-80хх годов). Расстояние между центрами труб составляет 50 см; высота батареи 58,8 см; ширина 9,3 см; глубина — 14 см. Разнообразие габаритных размеров батарей объясняется потребностями покупателей.

Производители чугунных радиаторов

В большинстве на рынке России представлены отечественные модели. Это объяснятся тем, что затраты на транспортировку батарей из чугуна составляют большую часть в его окончательной стоимости. Из основных производителей можно выделить:

  • ЧАЗ — Чебоксарский Агрегатный завод (Россия)
  • Минский завод отопительного оборудования (Беларусь)
  • Kiran (Украина)
  • Viadrus (Чехия)

Устройство чугунных радиаторов.

Почти все чугунные изделия — наборные, состоящие из отдельных секций соединённых нипельными втулками. При их изготовлении применяется серый чугун. Между отдельными секциями устанавливаются прокладки из паронита. По горизонтали ток воды всегда идёт в одном направлении. По вертикали ток происходит по каналам, которых бывает от одного и больше. В зависимости от количества вертикальных каналов увеличивается площадь и мощность батареи.

Из за надобности в сохранении прочности и площади поверхности, производители не могут сильно изменить соотношение масса и мощности. Большой вес батареи подразумевает усиленные крепления.

Но большинство радиаторов не имеет специальных конструктивных элементов. Поэтому они просто подвешиваются на особые кронштейны вмонтированные в стену. Так же возможна установка радиаторов на пол на специальных лапках.
Прочие характеристики чугунных радиаторов.

Перед приобретением чугунной батареи стоит обратить внимание на ещё некоторые параметры:

  • Самое большое значение рабочего давления.
  • V теплоносителя в одной секции.
  • Самое большое значение температуры теплоносителя.

Эти максимальные параметры у чугунных радиаторов имеют большее значение, чем у аналогов из других материалов. Но в то же время различаются у различных типов изделий. Это следует учитывать, что бы избежать прорывов в отопительной системе.

Достоинства чугунных радиаторов отопления

Отопительные приборы из чугуна очень устойчивы к агрессивной среде теплоносителя. Это объясняется физическими параметрами этого металла. Чугунные радиаторы могут очень долгое время не подвергаться воздействию коррозии даже при повышенных температурах. Помимо этого практически никакого вреда не приносят чугуну и различные химические вещества добавленные в теплоноситель.

В случае засорения или протекания прибора, они достаточно легко ремонтируемы. Засоры, возникающие в радиаторе, могут быть вызваны свойствами теплоносителя с большим содержанием солей Ca и Mg. В результате отложений на внутренней стенке прибора, происходит его сужение, что приводит к ухудшению скорости нагрева и нормальной теплопередаче. Течь в чугунной батарее может возникнуть в результате износа прокладок между секциями. Все описанные выше проблемы лучше устранять в период летнего профилактического отключения водоснабжения.

Стоимость чугунной батареи приблизительно равна стоимости аналогов из алюминия и стали. Но в то же время стоит отметить, что чугун гораздо лучше переносит водные удары и может переносить скачки давления около 16 Бар.

Приборы из чугуна возможно использовать при больших показателях температуры и давления, благодаря их невысокому коэфф-ту теплового расширения.

Теплоотдача обогревателя достаточна высока. Для достижения наибольшего эффекта от этого свойства следует позади чугунного радиатора расположить особые отражатели.

Установка чугунного радиатора легка, благодаря тому, что секции радиатора соединяются посредством резьбового соединения и прокладок из паронита. Подобным же образом батарея подсоединяется и к концам труб. Для резьбы используется специальный ключ, которым возможно отсоединить любую секцию, не убирая боковые.

Очень продолжительный срок службы изделия, составляющий более 50 лет. Единственное, что за это время необходимо регулярно убирать отложения и заменять прокладки.

Недостатки чугунных радиаторов

Чугунные изделия имеют много положительных сторон, но как и везде в них есть свои недостатки:

В чугунные модели сложно установить системы авто. контроля температуры помещения. Это связано с тем, что даже после полного отключения радиатора, он будет продолжать нагревать воздух, благодаря своей инертности теплопередачи.

Из за большого объёма теплоносителя, после включения батареи, потребуется более 30 минут для её нагрева. Причём само помещение за этот период времени прогреваться почти не будет.

Очень большой вес в сравнении с аналогами из другим материалов. Вес одной секции составляет 7,5 кг. И таких секций бывает от 6 и больше штук. Поэтому при переноске и монтаже чугунной батареи потребуется помощь

Все чугунные батареи представлены изделиями одного внешнего вида. Это обусловлено особенностями литья чугунных деталей. Для того, что бы как-то разнообразить модели, некоторые производители наносят на внешнюю поверхность радиатора рисунок. При этом стоимость изделия повышается более чем в 10 раз.

Чугун слабо переносит гидроудары. Согласно требованиям ГОСТ 8690-94 чугунный радиатор должен выдерживать непродолжительное давление в 1,5 Мпа.

Выбираем размер футорки

  1. Размеры металлических футорок
  2. Габариты пластиковых элементов
  3. Нюансы выбора
Читайте также  Щелкает батарея отопления что делать?

Футорка – резьбовой переходник (фитинг), который имеет форму цилиндра со сквозным резьбовым отверстием и внешней резьбой на одном из концов. По диаметру внешняя и внутренняя резьба всегда различаются (футорок с одинаковым диаметром отверстий, например, 1х1, не бывает). По типу резьба может быть одинаковой или различной. Двойная резьба позволяет соединять детали различного диаметра, переходить с одной резьбы на другую.

Есть мебельные и ремонтные футорки. Самые востребованные разновидности – те, что применяются при сборке различных трубопроводов и сантехнических систем.

Сантехнические футорки бывают металлическими и пластиковыми – для разных типов труб. Материал и толщина стенок определяет пропускную способность, максимальное давление и температуру, на которую рассчитана система. Чтобы деталь не стала слабым звеном, важно правильно подобрать ее размер и характеристики. Рассмотрим, какими они бывают.

Размеры металлических футорок

Резьбовые соединения стандартно используют для труб до 50 мм, поэтому типовая металлическая футорка изготавливается диаметром от ½ до 2-х дюймов (от 8 до 50 мм). При этом трубы и переходники до 50 мм из чугуна и стали маркируют по внутреннему диаметру без учета толщины стенки.

Чтобы узнать внешний диаметр, нужно к внутреннему диаметру прибавить удвоенную толщину стенки. Трубы более 50 мм, а также из других материалов (меди, пластика) любого размера маркируют по внешнему диаметру.

Оптимальные пропорции в зависимости от размера футорки, ее класса по давлению и материала указаны в ГОСТах.

Размеры и вес чугунных футорок регламентирует ГОСТ 8960-75. Минимальный размер – 10х8 мм (3/8 на ¼ дюйма) массой 0,019 кг, максимальный из рекомендованных – 65х25 мм (2 1/2 на 1 1/4 дюйма) массой 0,508 кг. Варианты с большим диаметром ГОСТ применять не рекомендует, хотя допускает, что они могут изготавливаться – например, 3 на 2 дюйма, 3 на 21/2, 4 на 3 дюйма. Чугунные футорки отличаются самой маленькой себестоимостью и высокой надежностью, отлично переносят контакт с горячей водой и паром (до 175°С). Они используются для монтажа стальных и чугунных труб газо-, тепло- и водоснабжения в жилых домах. Без них не обойтись при монтаже чугунного радиатора. Самые ходовые размеры радиаторной футорки – 3/4 на 1/2 дюйма (20х15 мм) или 1 на 1/2 дюйма (25х15 мм) – для подключения батареи к трубам 1/2 дюйма, которые чаще всего применяются в многоквартирных домах.

По устойчивости к механическим нагрузкам и агрессивным средам чугун намного уступает стали. Поэтому там, где нужна повышенная прочность, используются стальные футорки со специальными покрытиями. Они могут выдержать даже контакт с кислотами и щелочами, высокое давление (до 16-25 МПа). Такие изделия выпускаются в соответствии с ГОСТ 3262-75. А также для стальных футорок часто используются американские и европейские (ASME, ANSI, MSS, DIN) стандарты.

Детали, изготовленные по разным стандартам, можно применять в одной системе, так как используются унифицированные размеры трубной резьбы, параметры условного прохода совместимы.

Стальные футорки для бытовых задач выпускаются с диаметром условного прохода от 10х8 мм (3/8 на ¼ дюйма) до 65х50 мм до (21/2 на 2 дюйма). Длина участка с резьбой от 13 до 28,5 мм в зависимости от размера футорки, общая длина – от 17,5 до 39,5 мм.

Толщина стенок зависит от стандарта (российский стандарт делит изделия только на 3 класса по давлению, а международные дают более широкую градацию для того, чтобы фитинги и трубы лучше подходили для разных условий эксплуатации). Например, минимальная толщина труб и фитингов с типодиаметром 20 мм (3/4 дюйма) по ГОСТу: легких – 2,35 или 2,5 мм, обыкновенных – 2,8 мм. По ASME: серия 10S – 2,11 мм, серия STD- 2,77 мм, серия 40S – 2,77 мм.

А также из стали изготавливают футорки с метрической резьбой. В трубопроводах бытового назначения они используются для подключения патрубков различных приборов, счетчиков, шлангов. Особые разновидности футорок с метрической резьбой – мебельные и ремонтные футорки. Мебельные делаются под ответный стальной метиз (винт, саморез), могут быть забивными, снабжаться распорным механизмом. Ремонтные представляют специальные вкладыши для восстановления сорванной резьбы. Стандартно футорки с метрической резьбой выпускаются размерами от M4 до М20. Востребованы М6, М8, М5, М10, М12 и другие варианты. При маркировке указывается также шаг резьбы, он бывает 0,5, 1 или 1,5 мм. Например, актуальный размер для восстановления свечной резьбы в автомобиле указывается следующим образом – М10х1, М10х1,5. Иногда для мебельных футорок используют не совсем стандартное обозначение, где вторая цифра указывает не шаг резьбы, а длину футорки – М6х10, М8х14.

При монтаже бытовых коммуникаций могут использоваться также футорки из меди с трубной резьбой, причем чаще всего используют не чистую медь, а ее сплав – латунь. Латунные футорки легкие и имеют оптимальное соотношение цены и качества, подходят для соединения пластиковых, металлопластиковых и металлических труб. Металлические части комбинированных футорок также чаще всего делают из латуни.

Параметры медных, латунных переходников и вкладышей определяются ГОСТ 32585-2013. Они выполняются под стандартную трубную резьбу и рассчитаны на давление не более 16 МПа, обычные условия эксплуатации в бытовых трубопроводах. Толщина стенки зависит от размера футорки. Самая маленькая латунная деталь 10х8 мм (3/8 на ¼ дюйма) может иметь толщину всего 1 мм без покрытия, литая футорка размером 65х50 мм (21/2 на 2 дюйма) – 2,4 мм. Длина резьбы в зависимости от размера футорки – от 4,5 до 17,5 мм.

Для комбинированных футорок параметры на металлической части резьбы указываются по стандартам для металлических резьбовых соединений, а параметры пластиковой части указывают по стандартам для пластиковых деталей.

Габариты пластиковых элементов

Диаметр проходного отверстия пластиковых элементов делается в соответствии с ГОСТ 18599-2001 по единым стандартам для металлических и пластиковых труб, чтобы элементы из разных материалов можно было соединять между собой.

При маркировке резьбовых соединений из пластика указывают проходной диаметр и параметры ответной трубной резьбы так же, как для металлических фитингов.

Например, маркировка футорки 1 на ½ дюйма обозначает деталь с параметрами 25х15 мм. Параметры нерезьбовых элементов из пластика обозначают только по внешнему диаметру – с учетом толщины стенки. Это нужно учитывать, чтобы избежать путаницы. При этом резьбовые соединения для пластиковых труб с наружным диаметром больше 63 мм применять не рекомендуется.

Толщина стенки пластикового фитинга зависит от расчетного давления и определяется коэффициентом SDR. Чем он меньше, тем толще стенка трубы, и тем большие нагрузки и давление она может выдержать. Например, трубы с SDR 41 выдерживают до 4 атмосфер и подойдут для монтажа безнапорной канализации, а для создания слабонапорного трубопровода уже потребуются трубы с SDR 11-17. Толщина стенки для труб с SDR 11 и внешним диаметром от 20 до 63 мм будет в пределах от 2 до 4,7 мм. Значения для других классов труб можно узнать из специальных таблиц. Футорка подбирается так, чтобы ее параметр SDR был не больше, чем у большей из подсоединяемых труб.

Ассортимент размеров пластиковых футорок очень широк и позволяет найти переходник для самых разных задач – от подключения стиральной машинки, счетчика воды до монтажа сложных переходов и соединений трубопроводов тепло-, водо-, газоснабжения в частном доме или коттедже. Самые ходовые размеры футорок, которые используются при монтаже систем отопления – 32х25 мм и 40х32 мм, фитинги 25х20 и 25х15 мм используются при монтаже водопроводов. А также при монтаже сантехнических систем востребованы футорки с параметрами 50х40 мм (2 на 1 ½ дюйма), 3х2 дюйма.

Нюансы выбора

Основные параметры при выборе футорки – это габариты и класс эксплуатации. Но есть еще ряд нюансов, которые нельзя упускать из внимания.

  • Нужно обязательно учитывать не только диаметр, но и тип резьбы (цилиндрическая, коническая, метрическая). Его можно узнать из документации или измерить.
  • Общая длина участка с резьбой у фитинга должна быть не меньше длины резьбового патрубка подключаемого прибора или торца трубы. При этом для надежного соединения должно быть не менее 5-7 витков резьбы, а оптимальные параметры указаны в ГОСТах для каждого типоразмера.
  • Для максимальной совместимости лучше покупать все трубы и фитинги одной марки и у одного производителя – такое оборудование сделано по единым стандартам и уже подогнано.
  • Чтобы перейти на нужный размер или стандарт резьбы, иногда может потребоваться не одна, а несколько футорок, соединенных друг с другом, как матрешки.
  • Нужно учитывать совместимость материалов. Для чугунных труб и батарей подходят только чугунные переходники, для медных – из латуни или меди. Для пластиковых должен использоваться переходник из того же типа полимера, что и труба.
  • На фитинге обязательно должна быть хорошо различимая маркировка, содержащая сведения о размере и классе по эксплуатации. «Безымянные» футорки у многих экспертов вызывают недоверие.