Как получить разрешение на организацию отопления?

Информация для всех — Отказ от централизованного теплоснабжения — Переход на индивидуальное отопление

Все чаще поступают обращения граждан с просьбой дать разрешение на оборудование в квартире многоквартирного дома системы индивидуального отопления.

В связи с этим актуальна будет следующая информация:

Федеральным законом от 27.07.2010 года, «О теплоснабжении» пунктом 15 статьи 14 запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

В настоящее время утверждены правила подключения к системам теплоснабжения постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 307 «О порядке подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» и требования к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 года №154.

Согласно этим правовым актам муниципальные образования должны составить и ежегодно проводить актуализацию схемы теплоснабжения.

Поэтому необходимо в администрацию муниципального образования подать предложение о включение вашего дома в перечень домов по переключению с центрального теплоснабжения на отопление с использованием индивидуальных источников теплоснабжения.

Отказ от централизованного отопления представляет собой, как минимум, процесс по замене и переносу инженерных сетей и оборудования, что требует внесения изменений в технический паспорт дома. В соответствии со статьей 25 Жилищного кодекса РФ такие действия именуются переустройством жилого помещения (жилого дома, квартиры, комнаты), порядок проведения которого регулируется как главой 4 ЖК РФ, так и положениями Градостроительного кодекса РФ о реконструкции внутридомовой системы отопления (то есть с получением проекта реконструкции, разрешения на реконструкцию, акта ввода в эксплуатацию и т.п.).

Переустройство помещения осуществляется по согласованию с администрацией города, на территории которой расположено жилое помещение, по заявлению о переустройстве жилого помещения. Форма такого заявления утверждена Постановлением Правительства РФ от 28.04.2005 № 266 «Об утверждении формы заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения и формы документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения». Одновременно с указанным заявлением представляются документы, определенные в статье 26 Жилищного кодекса РФ, в том числе подготовленные и оформленные проект и техническая документация установки автономной системы теплоснабжения (автономный источник теплоснабжения может быть электрическим, газовым и т.п.). Данный проект выполняется организацией, имеющей свидетельство о допуске к выполнению такого вида работ, которое выдается саморегулируемыми организациями в строительной отрасли.

Также необходимо подчеркнуть, что при установке в жилом помещении отопительного оборудования его качественные характеристики должны подтверждаться санитарно-эпидемиологическим заключением, пожарным сертификатом, разрешением Ростехнадзора и сертификатом соответствия.

Перевод на автономное отопление отдельно взятой квартиры в многоквартирном доме приводит к изменению теплового баланса дома и нарушению работы инженерной системы дома, к значительному увеличению расхода газа, на что существующие газовые трубы (их сечение) не рассчитаны. Кроме этого при отключении основной доли потребителей в многоквартирных домах увеличивается резерв мощности котельной, что негативно сказывается на работе теплоснабжающей организации и на предоставлении услуг теплоснабжения остальным потребителям (например, следует рост тарифа для остальных потребителей).

В соответствии с СП 41-108-2004 «Поквартирное теплоснабжение жилых зданий с теплогенераторами на газовом топливе» забор воздуха для горения должен производиться непосредственно снаружи здания воздуховодами. Устройство дымоотводов от каждого теплогенератора индивидуально через фасадную стену многоэтажного жилого здания запрещается.

Учитывая данные факты, установка газовых теплогенераторов для теплоснабжения возможна только во всех помещениях многоквартирного дома, с обеспечением принудительной подачи (циркуляцией воды) в контуры отопления и горячего водоснабжения.

В случае имеющейся возможности установки индивидуального газового отопительного оборудования на общем собрании собственников помещений принимается решение о переводе всех квартир дома на индивидуальное отопление. Для этого необходимо провести собрание собственников жилых помещений, на котором принять решение о переводе всех квартир дома на индивидуальное теплоснабжение с отключением от централизованного теплоснабжения, определить источник финансирования данных работ, в том числе проектных.

Затем надо обратиться в администрацию города за выдачей разрешения на отключение от централизованного теплоснабжения всего дома и установку индивидуальных источников тепловой энергии во всех помещениях многоквартирного дома, приложив протокол решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома установленного образца с указанием долей общего имущества собственников помещений (в соответствии требованиям ст. 47,48 Жилищного кодекса РФ).

По заказу собственников помещений специализированной организацией должен быть выполнен расчет пропускной способности подводящих и внутренних газопроводов и разработан откорректированный проект газоснабжения жилого дома в целом.

Следует отметить, что отключение от централизованного теплоснабжения многоквартирного дома невозможно в случае возникновения серьезных нарушений в схеме теплоснабжения муниципального образования, возникших при отключении многоквартирного дома от централизованного теплоснабжения.

Источник: gusadmin.ru

Разделы сайта, связанные с этой новостью:

Как получить разрешение на установку и замену газового котла

Чтобы получить разрешение на установку и замену газового котла, потребуется пойти несколько этапов оформления и согласования документов. Даже если монтаж и размещение котельного оборудования выполнены без нарушений, в согласии с СП 62.13330.2011, оформление потребует материальных вложений и затрат по времени. Облегчить процесс регистрации поможет знание основных действующих нормативов.

Что надо для установки котла на газе

Первый этап установки, это определение соответствия помещения минимальным нормам для монтажа котельного оборудования.

Существует несколько ограничений:

    По типу помещения — установка допускается исключительно в нежилых помещениях, огороженных от остальных комнаты и коридора дверью. Согласно СНиП 2.04.08-87 (отменён), запрещался монтаж в ванной комнате и сантехузлах, но в нормативных документах под номером СП 62.13330 (СНиП 42-01-2002), это указание отменяется.

  • По площад и — как правило, получить разрешение на установку котла отопления с открытой камерой сгорания более проблематично. Связано это с особенностями работы котельного оборудования, сжигающего воздух в помещении. Стандартом считается, чтобы площадь была не менее 8 м², обязательно имелась приточно-вытяжная вентиляция и окно с форточкой.
    Для установки турбированного котла достаточно, чтобы общий объем помещения не был меньше 9 м³. Допускается закрытие турбо котла декоративным мебельным фасадом.
  • Если помещение соответствует требованиям, указанным в строительных нормах, приступают к оформлению проектной и другой документации.

    Какие разрешения нужны

    Разрешение на использование газового котла нужно получить от контролирующей организации, работающей в данном регионе. Обычно, это Горгаз или Облгаз. Чтобы оформить все необходимые документы, потребуется пройти несколько этапов регистрации:

      ТУ на подключение к газовой магистрали — в разращении будет указываться, что технические условия здания и параметры газопровода позволяют выполнить подключение котельного оборудования.
      Для изготовления ТУ потребуется от нескольких недель до месяца. В документе должен быть прописан предполагаемый объем потребляемого газа. Выдача технических условий, фактически, является разрешением на разработку и изготовление проекта.

    Проект газификации может выполнить любое специализированное учреждение, имеющее лицензию на выполнение работ. Чтобы не столкнуться в дальнейшем с проблемами, лучше, чтобы изготовлением занялся специалист Гор или Облгаза. Документация изготавливается в срок от недели до нескольких месяцев, в зависимости от загруженности специалиста.

    Разрешение на монтаж газового котла выдают после согласования документации в Горгазе. В орган надзора представляются следующие документы:

      Разрешение Ростехнадзора и другая техническая документация на устанавливаемый котел.

  • Проект газоснабжения и план здания.
  • Согласование проводится в срок до 3 месяцев. Если организация, выдающая разрешение, посчитает, что технические условия или проект выполнены с нарушениями, потребителю возвращается документация с подробным описанием необходимых корректировок и изменений.

    Выдача результата согласований является разрешением на установку газовой котельной в согласии с существующим проектом.

    Допустима ли установка своими руками

    На самом деле, в СП оговаривается, что монтажные работы должен выполнять лицензированный и сертифицированный специалист. Немногие знают, но данная норма касается исключительно работ по подключению к газовой магистрали. Подключение же самого котла можно выполнить самостоятельно, при условии наличия технического образования.

    При решении установить котел самостоятельно или привлечь специалистов, учитывают несколько нюансов:

    Читайте также  Как подобрать бесперебойник для насоса отопления?

      При монтаже котла конденсационного типа потребуется подключить агрегат к электросети и подключить систему удаления конденсата без нарушений.

    Выполнить ряд согласований во время монтажа. Потребуется дополнительное согласование дымохода при установке газового отопительного котла. Проверку осуществляет представитель газового хозяйства «печник». В процессе эксплуатации подобный аудит будет проводиться каждый год, перед отопительным сезоном.

  • Гарантия на самостоятельно установленное газовое оборудование, не предоставляется. Только при выполнении подключения представителем компании, продающей котел, в документе ставится штамп о начале сервисного обслуживания.
  • После монтажа представитель газового хозяйства должен проверить работоспособность котла и заполнить документы о вводе в эксплуатацию.

    Как заменить газовый котел на новый

    Казалось бы, что может быть проще, чем заменить уже установленный котел на новый. Проектная документация уже изготовлена, ТУ сделано. Но, не все так просто. Дело в том, что согласно существующим требованиям замена приравнивается к перепланировке помещения и требует проведения повторного согласования.

    Начинают процесс переоформления с заявления на замену, поданного в газораспределительную организацию. Для получения технических условий потребуется представить следующие документы:

      Документы, свидетельствующие о праве собственности на дом и придомовую территорию.

  • Паспорт.
  • После приема заявления Горгаз поставит котел в очередь на отключение. Дальнейшие работы выполняются в следующем порядке:

      Демонтаж старого котла.

    Изготовление нового проекта.

  • Согласование документации и подключение.
  • Замена котла проводится быстрее и не требует столько же финансовых затрат как при первичном подключении газовой котельной.

    Можно ли самому заменить котел на газе

    Заменить газовый котел самостоятельно, без обращения в контролирующие организации нельзя и наказывается штрафом. На практике, большое количество хозяев частных домов все же меняют котельное оборудование без согласования.

    После того как нарушения выявлены, просто платят штраф и оплачивают изготовление нового проекта. При условии, что не была изменена мощность теплового агрегата в большую сторону, обычно, согласование не потребуется. Узаконить замену зачастую проще, чем оформить все документы в согласии с действующим законодательством.

    Нужен ли новый проект при замене газового котла

    В проекте оговаривается модель, тип и мощность отопительного агрегата. Помимо этого, у каждого котла есть свой порядковый номер, указанный в техпаспорте и занесенный в проектную документацию. Поэтому, при замене потребуется изготовить новый проект с указанием новых данных.

    Надо заново пройти следующие этапы оформления:

      Получить технические условия на замену газового котла. На этом этапе в газораспределяющей компании могут изменить производительность агрегата, исходя из фактической жилой площади дома.

    Сделать новый проект.

    Получить согласование, предоставив проект газораспределения, ТУ, результаты проверки дымоходного канала.

  • Произвести замену старого агрегата на новый.
  • При замене старого газового котла на новый, нужны следующие документы:

    Документы собственника жилого помещения.

    Технический паспорт на газовое оборудование.

  • Технические условия.
  • Стандартные расценки на замену уже установленного газового оборудования равняются 1000-1500 руб, в зависимости от региона.

    Можно ли заменить газовый котел на электрический

    Замена вполне возможна, но, для этого придется получить разрешение в другой организации, занимающейся электроснабжением. Документы нужны только в том случае, если электрокотел имеет мощность более 8 кВт. До этого предела производительности агрегат относится к обычным бытовым водогрейным устройствам по типу бойлера, поэтому, устанавливается без разрешений и согласований.

    Для производительных электрокотлов потребуется провести отдельную линию электроснабжения. Понадобится сделать проект и получить разрешение на увеличение объема выделяемой электроэнергии. Отдельно надо написать заявление об отключении газового котла от магистрали.

    Есть ли штрафы за установку или замену котла без разрешения

    Установка котла без разрешения — это строгое нарушение существующих норм и приравнивается к перепланировке жилого помещения. Наказывается данное упущение штрафными санкциями, налагаемыми после того как будут выявлены во время очередной проверки газовщиками.

    Грубые нарушения приводят к отключению газоснабжения. После оплаты наложенных штрафных санкций и исправления выявленных замечаний, разрешается повторный ввод оборудования в эксплуатацию.

    Здравствуйте. Могу ли я установить котел большей мощности, чем сейчас установлен? По каким причина мне могут отказать?

    Добрый вечер,могу ли я заменить аогв на настенный двухконтурный котёл и какие документы нужны?

    Ко мне пришли специалисты из Горгаза для проведения технического обслуживания. После осмотра котла, сказали, что требуется его замена, но предписания не выписали. Я заменил котел, и получается,, что сделал это самовольно. Какая сумма штрафа мне грозит и могу ли я избежать штрафа?

    Здравствуйте,я купила квартиру в новостройке и хочу немного перевесить газовый котёл влево на 80см,надо ли мне для этого брать разрешения?
    Замену котла я производить не собираюсь!

    Лена! можете! причом никакого разрешения не надо!Есливы вписываетесь по мощности в ТУ. Старые ТУ были на 5 м.куб/час это около 40 квт. Не забудьте уведомить поставщика об увеличении мощности.И всё! Удачи. (Пост.Прав РФ.№1203 от 16.11.16)

    Вы обязаны заключить новый договор на ВДГО-где указать новое оборудование.Штрафа-не будет!1. Постановление Правительства РФ от 16.11.2016 N 1203 «О внесении изменений в Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения»
    «61 (1). В случае проведения замены (реконструкции) газоиспользующего оборудования, при которой его максимальный часовой расход газа не превышает параметров в выданных технических условиях, заявитель направляет исполнителю уведомление об изменении максимального часового расхода газа в течение 5 рабочих дней со дня такой замены (реконструкции).»

    не надо! если котёл будет установлен согласно норм и правил.

    ну и вкратце на всю эту заказанную горгазом чушь.
    Замена газового оборудования.
    1. Постановление Правительства РФ от 16.11.2016 N 1203 «О внесении изменений в Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения»
    «61 (1). В случае проведения замены (реконструкции) газоиспользующего оборудования, при которой его максимальный часовой расход газа не превышает параметров в выданных технических условиях, заявитель направляет исполнителю уведомление об изменении максимального часового расхода газа в течение 5 рабочих дней со дня такой замены (реконструкции).»
    2. В проект может вносить изменения только автор проекта.(что собирается вносить горгаз-в чужой проект-даже если он есть?)
    3. ФЗ №190 ст. 48.3.
    Осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства.
    4. Получение ТУ. ПП №1314
    IX. Восстановление и переоформление документов
    о подключении объектов капитального строительства
    к сетям газораспределения(закон предусматривает -10 дней)
    5. Договор ТО ВДГО –ПП №410
    6. Постановление Правительства РФ от 30 января 2018 г. № 82
    «заявители первой категории» – заявители, максимальный часовой расход газа газоиспользующего оборудования которых не превышает 20 куб. метров в час включительно с учетом расхода газа газоиспользующего оборудования
    P.S. Страшилки горгаза-« а кто умный-отключим газ!»
    Отключение возможно в двух случаях-при существующей задолжности (и то с уведомлением соотв.образом.) и при отсутствиии договора ВДГО. Отключение в отопительный период-запрещены. УДАЧИ!

    Проект газоснабжения и план здания.

    проекты давно отменили для зданий до 3-х этажей.

    Дом сдан, а разрешение на ИТП не получено

    В данной статье мы рассмотрим ситуацию, когда застройщик сдал дом в эксплуатацию, а разрешение на постоянный допуск в эксплуатацию теплового пункта не получил. Дом построен, акт ввода МКД в эксплуатацию получен, квартиры проданы, все хорошо. Но для управляющей организации могут возникнуть трудности в предоставлении населению коммунальных услуг, поскольку РСО отказывается заключать договор на поставку ресурса, руководствуясь отсутствием постоянного разрешения на допуск ИТП в эксплуатацию, и грозит оставить жителей без коммунальных услуг.

    Попробуем разобраться должен или нет застройщик получить постоянное разрешение на допуск в эксплуатацию тепловой энергоустановки.

    Исходя из ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии, в том числе застройщиков, к системе теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

    Читайте также  Кварцевый обогреватель как основное отопление?

    Подключение тепловых энергоустановок регламентируется Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2018 № 787 (далее – Правила № 787), Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 (далее – Правила № 808), а также Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115 (далее — Правила № 115).

    В соответствии с пунктом 49 Правил № 787 (указанные правила действуют с 19.07.2018г.), до начала подачи тепловой энергии, теплоносителя заявитель (абонент) заключает договор теплоснабжения и предъявляет в случаях, установленных нормативными правовыми актами, объекты теплоснабжения и теплопотребляющие установки, подключаемые к системам теплоснабжения, для осмотра и допуска к эксплуатации федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор и федеральный государственный энергетический надзор. При этом аналогичная норма содержалась также в пункте 42 ранее действовавших Правил подключения к системам теплоснабжения, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 307.

    Исходя из п. 36 Правил № 808 к заявке на заключение договора теплоснабжения должно прилагаться, в том числе, разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки, выданное органом государственного энергетического надзора.

    Согласно п. 2.4.11 Правил № 115, включение в работу тепловых энергоустановок производится после их допуска в эксплуатацию. Для наладки, опробования и приемки в работу тепловой энергоустановки срок временного допуска устанавливается по заявке, но не более 6 месяцев.

    Допуск в эксплуатацию новых и реконструированных тепловых энергоустановок осуществляют органы государственного энергетического надзора на основании действующих нормативно-технических документов (пункт 2.4.2. Правил № 115).

    На основании п. 2.4.4. Правил № 115 перед приемкой в эксплуатацию тепловых энергоустановок проводятся приемосдаточные испытания оборудования и пусконаладочные работы отдельных элементов тепловых энергоустановок и системы в целом.

    В соответствии с п. 14 Порядка организации работ по выдаче разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановок, утвержденных Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 07.04.2008 № 212 (далее — Порядок № 212), в случае отсутствия замечаний должностное лицо Службы, проводившее осмотр энергоустановки, оформляет акт осмотра энергоустановки и выдает разрешение на допуск ее в эксплуатацию.

    В силу п. 2.4.4. Правил № 115 перед приемкой в эксплуатацию тепловых энергоустановок проводятся приемо-сдаточные испытания оборудования и пусконаладочные работы отдельных элементов тепловых энергоустановок и системы в целом.

    Согласно п. 84 Исчерпывающего перечня процедур в сфере жилищного строительства (далее — Исчерпывающий перечень), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. № 403, к процедурам, связанным с предоставлением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, государственной регистрацией прав на построенный объект, заключением договоров энерго-, тепло-, водо-, газоснабжения и водоотведения отнесена необходимость предоставления разрешения органа Ростехнадзора на допуск в эксплуатацию энергопринимающих устройств.

    Кроме того, в силу п. 9.9 КоАП РФ ввод в эксплуатацию топливо- и энергопотребляющих объектов без разрешения органов, осуществляющих государственный надзор на указанных объектах влечет административную ответственность.

    Из изложенного можно сделать вывод о том, что подключение к тепловым сетям новых систем теплопотребления осуществляется исключительно после их осмотра и допуска в эксплуатацию органом государственного энергетического надзора, без допуска энергоустановки в эксплуатацию включение системы теплоснабжения в работу не производится, подача теплоносителя не осуществляется.

    Как указано в Определении Верховного Суда РФ от 20.04.2018 № 307-ЭС17-3112 по делу № А56-92841/2015 «система отопления, смонтированная застройщиком в спорных жилых домах, является источником повышенной опасности, что обусловливает государственный контроль за соответствием энергоустановки техническим регламентам, требованиям нормативно-правовых актов в целях технической безопасности тепловых установок и сетей, отсутствие разрешения Управления Ростехнадзора на допуск в постоянную эксплуатацию энергоустановок спорных жилых домов является нарушением требований Правил № 115».

    В качестве подтверждения обязанности застройщика получить разрешение на допуск энергоустановки в эксплуатацию можно привести следующую судебную практику.

    Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.04.2015 № Ф07-2045/2015 по делу № А56-18167/2014:

    «Разрешение на допуск энергоустановки в эксплуатацию в дело не представлено. До момента получения такого разрешения энергоустановка не соответствует требованиям закона, и у ответчика отсутствовали правовые основания для передачи дома в управляющую компанию».

    Определение Санкт-Петербургского городского суда от 19.12.2011 № 33-18312/11:

    «…Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что заключению договора теплоснабжения между ОАО1 и ТСЖ препятствует отсутствие разрешения Северо-Западного управления Ростехнадзора на допуск в постоянную эксплуатацию тепловых энергоустановок жилого здания по адресу: , а также акта разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон. При этом, исходя из положений подпунктов 6, 7, 8 п. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, п. 23 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 года № 83, п. 2.4.11 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 года № 115, принимая во внимание положения п. 9.5 договора теплоснабжения, заключенного между ОАО2 и ООО, предусматривающего обязанность последнего по получению акта допуска теплоустановки в постоянную эксплуатацию, учитывая, что ООО, являясь застройщиком жилого дома, не обеспечило подключение жилого дома к теплоснабжению по постоянной схеме, суд пришел к выводу о том, что разрешение Северо-Западного управления Ростехнадзора на допуск в постоянную эксплуатацию тепловых энергоустановок должно было быть получено застройщиком и находиться в его распоряжении до получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и передачи его эксплуатирующей организации, при этом наличие у застройщика обязанности по передаче транзитных тепловых сетей не исключает возможность подписания между собственником данных сетей (ООО), сетевой организацией и ТСЖ акта разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон, вследствие чего усмотрел основания для возложения на ООО обязанности по предоставлению ТСЖ, как обслуживающей жилой дом организации, уполномоченной в силу действующего законодательства владеть указанной документацией в интересах собственников помещений в многоквартирном доме, разрешения Северо-Западного управления Ростехнадзора на допуск в постоянную эксплуатацию тепловых энергоустановок и подписанного ООО акта разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон.

    Суд обоснованно, ссылаясь на п. 9.5 договора теплоснабжения, заключенного между ОАО2 и ООО, отклонил довод представителя застройщика о том, что вышеназванное разрешение Северо-Западного управления Ростехнадзора должно быть получено ТСЖ, учитывая, что названным договором, а также приведенными положениями нормативно-правовых актов обязанность по получению акта допуска теплоустановки в постоянную эксплуатацию возложена на застройщика дома».

    Суд кассационной инстанции оставил в силе решение суда первой инстанции, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

    Поэтому если так случилось, что приняв в управление новостройку, застройщик по каким-либо причинам не оформил разрешение на допуск в эксплуатацию ИТП, за разрешением вопроса можно обратиться с претензией к застройщику, параллельно инициировав заявление в прокуратуру.

    Индивидуальное отопление в квартире — что говорит закон?

    Намедни задалась вопросом оформления индивидуального отопления в квартире, которая подключена к центральной системе отопления. Проще говоря — если квартира обогревается Теплосетью, можно ли поставить собственный газовый котел?

    Что говорит закон?

    В статье 14 ФЗ О теплоснабжении указано

    Зап рещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов , за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения

    Проще говоря — нельзя устанавливать свой котел, если это не предусмотрено схемой теплоснабжения МКД и если источник энергии, работающий на природном газе, не будет отвечать вот этим техническим требованиям.

    Как видно, законодатель прямо не запрещает устанавливать индивидуальный котел отопления в квартире. Но для его установки необходимо пройти трудоемкую процедуру сбора подписей соседей, согласования технических условий, проекта и тому подобное. Отсоединение от общей системы теплоснабжения считается переустройством (реконструкцией) общего имущества МКД. Соответственно, для его реализации необходимо согласие всех собственников помещений и администрации района. Подробнее про процедуру согласования можно прочитать в письме Минстроя, а также определении суда здесь.

    Читайте также  Как подобрать расширительный бак для отопления?

    Что с оплатой за отопление?

    Вот здесь как раз кроется неприятный момент — закон не содержит формулы, которая бы позволяла считать отдельно плату за отопление в квартире и плату за ОДН по теплу (добавлено: ТЕПЕРЬ СОДЕРЖИТ — расчет платы за отопление)Логично предположить — у меня свой котел, следовательно, я оплачиваю только за отопление в общих помещениях многоквартирного дома, правда же?

    Но нет, теплоснабжающие организации многим людям, перешедшим на индивидуальное тепло, продолжают выставлять общий счет за отопление, включая в него площадь квартиры . Знаю случаи, когда Теплосеть выдавала письменное согласие на отсоединение собственника от центральной системы, но счет продолжила выставлять. Действительно, чего бы им быть против, ведь плату можно продолжать взымать. Потому что система отопления является единой для МКД. А норматив, который позволял бы выделять плату за тепло отдельно по квартирам и общим помещениям, пока не принят.

    По этому вопросу в Верховном суде в 2015 году представитель Минстроя в заседании пояснил, что планируется введение поправок в закон (и вот уже скоро 2018 год — но поправок все нет). Судебные спор касался как раз расчета платы за тепло для квартиры, отделившийся от общего котла Теплосети. Верховный суд в определении тогда указал, что такой расчет законен и пробел в законе не умаляет его верность.

    А в 2017 году Верховный суд по другому делу уже решил, что

    плата должна взиматься только за потребленную тепловую энергию и не может взиматься за не потребленную независимо от оснований, по которым эта энергия не получена.

    Когда будут приняты поправки в закон и будут ли приняты — остается только гадать. Минстрой в своем очередном письме с ответами на вопросы по размеру платы за тепловую энергию на содержание СОИ предложил ее устанавливать путём голосования на общем собрании МКД «исходя из принципов гуманности, разумности и справедливости» 🙂 . Забавно сказано, особенно про гуманность.

    Мое мнение — такое решение общего собрания будет противоречить Правилам по коммунальным услугам и Жилищному кодексу. Потому что закон не позволяет собственникам устанавливать самостоятельно норматив потребления и размер платы за услугу, входящую в структуру платы за жилое помещение.

    Положительные решения, в которых суд вставал на сторону собственника квартиры, установившего свою систему отопления, все же есть. И это радует. Например, одно из свежихв моем регионе — здесь. (п.с к сожалению, было отменено президиумом в кассации в марте 2018г, после написания настоящей статьи). Суд посчитал, что теплоснабжающая организация не смогла доказать предоставление услуги по отоплению собственнику, обогревающемуся самостоятельно. А если нет услуги — нет оплаты, в том числе и за общее потребление в МКД.

    Устанавливать свой котел в квартиру или нет — вопрос неоднозначный. Велик риск того, что пройдя все круги согласования проекта и получения разрешения, собственник все равно будет получать квитанцию на оплату от Теплосети.

    В настоящий момент не рекомендую выходить в суд с исками об оспаривании начислений платы за отопление — суды отказывают в их удовлетворении во всех регионах, нужно ждать принятия закона по расчетам за отопление (проект есть уже), либо мнения Конституционного суда.

    П.С. ждать пришлось недолго — в декабре 2018 Конституционный суд поручил правительству разработать расчет для оплаты отопления индивидуалами. Подробнее в статье про практику Верховного суда в 2018 году

    С 01 января 2019г вступил в силу новый расчет платы за отопление

    Нужно ли согласие РСО на демонтаж батарей в квартире

    Тарифы за коммунальные услуги растут, поэтому собственники ищут способы сэкономить. Желание платить за отопление меньше и демонтаж радиаторов вызывает споры собственников с управляющими и ресурсоснабжающими организациями.

    Сегодня объясним, почему прав собственник, который утверждает, что не нужно получать согласие от ресурсоснабжающей организации на демонтаж батарей центрального отопления в квартире.

    С чего начались судебные разбирательства

    Собственница квартиры решила демонтировать батареи центрального отопления и поставить вместо них электрические радиаторы. Она получила разрешение от администрации города, и батареи демонтировали.

    Это не понравилось теплоснабжающей организации, и она обратилась в суд с требованием признать решение администрации города незаконным.

    Аргументы теплоснабжающей организации

    В свою защиту теплосети привели несколько аргументов:

    1. Батареи отдельной квартиры – это часть общедомовой системы теплоснабжения. Если собственник квартиры решил уменьшить состав общего имущества МКД, он должен был получить согласие всех остальных собственников помещений в таком доме на общем собрании. Протокол такого собрания при согласовании переустройства предоставлен не был.
    2. Реконструкция системы отопления может нарушить тепловой режим здания в целом и отдельных соседних помещений. Проект переустройства не был согласован с энергонадзором и энергоснабжающей организацией, а значит, не соответствует требованиям законодательства.
    3. Собственник помещения фактически продолжает пользоваться центральным отоплением за счёт стояков, проходящих через его квартиру и теплоотдачи от соседних помещений. Он нарушает права и интересы теплосетей, которые несут убытки в виде неполученных доходов. Если бы переустройства не было, теплоснабжающая организация не понесла бы таких убытков.

    Отказы судов в удовлетворении требований РСО

    Городской суд не удовлетворил требования теплоснабжающей организации. Третий арбитражный апелляционный суд и Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа оставили его решение без изменений.

    Действующее законодательство разрешает перевести жилое помещение в многоквартирном доме на автономное отопление, если оформлено переустройство такого помещения. Ч. 2 ст. 26 ЖК РФ устанавливает перечень документов, необходимых для оформления переустройства. Требования о предоставлении протокола общего собрания собственников, которые дали согласие на переустройство помещения, в этом перечне нет.

    Суды решили, что батареи в спорной квартире не относятся к общему имуществу собственников помещений в МКД, так как находятся не за пределами квартиры и обслуживают только одно помещение.

    В деле нет информации об обращениях других жителей дома о том, что в их квартирах холодно. Нет и документов, подтверждающих, что демонтаж батарей не позволяет теплосетям обеспечить качественную поставку тепла в другие помещения.

    Согласование проекта переустройства с энергонадзором и теплосетями не требуется. СНиП 41-01-2003 и Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей, на которые сослалась теплоснабжающая организация, не распространяются на установку отопительных приборов в жилых помещениях.

    Также теплосети не смогли доказать, что в переустроенной квартире есть теплопотребление от стояков отопления, межквартирных перегородок или перекрытий. В МКД установлен общедомовой прибор учёта теплоэнергии, поэтому теплосети в полном объёме получают плату за всё поставленное в дом тепло.

    Теплосети не согласились с такими выводами судов и обратились с кассационной жалобой в Верховный Суд РФ.

    Почему ВС РФ отказал РСО в рассмотрении дела

    В кассационной жалобе теплоснабжающая организация сослалась на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, а также на нарушение его прав и законных интересов.

    Верховный Суд РФ изучил представленные в жалобе доводы и определил не передавать жалобу для рассмотрения Судебной коллегии по экономическим спорам. Причина – отсутствие подтверждений существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела (п. 1 ч. 7 ст. 291.6 АПК РФ).

    Собственница помещения соблюла установленный порядок при переустройстве помещения: получила разрешение от администрации и только после этого демонтировала батареи центрального отопления и установила электрические радиаторы.

    Верховный Суд РФ согласился с предыдущими судами в том, что установленные в жилом помещении электрические радиаторы не входят в перечень запрещённых к использованию для отопления жилых помещений в многоквартирных домах, если установлены в надлежащем порядке.

    Возможность установки таких приборов соответствует представленной проектной документации, техническим условиям, строительным нормам, правилам противопожарной безопасности. Установленные электрические радиаторы не нарушают права и законные интересы граждан, не создают угрозу их жизни и здоровью.