Как спустить воздух из радиатора отопления?

Как спустить воздух из батарей и труб отопления

Образование воздушной пробки в системе отопления характеризуется частичным остыванием радиаторов либо участков водяного теплого пола. Иногда в трубах и батареях слышится журчание, указывающее местонахождение скопившегося воздуха. Интересует 2 вопроса: как его удалить оттуда и не допустить подобных неприятностей в будущем. Предлагаем рассмотреть причины завоздушивания отопительных приборов в частных домах, а потом подскажем способы, как убрать воздушные пузыри из отопительной сети.

  • 1 Откуда берется воздух в системе
  • 2 Удаляем воздушную пробку без слива воды
  • 3 Заполняем систему правильно
  • 4 Заключение

Откуда берется воздух в системе

Практика показывает, что идеально изолировать сеть водяного отопления от внешней среды невозможно. Воздух различными путями проникает в теплоноситель и постепенно скапливается в определенных местах – верхних углах батарей, поворотах магистралей и высших точках. Кстати сказать, в последних должны устанавливаться автоматические спускные клапаны, изображенные на фото (воздухоотводчики).

Разновидности автоматических воздушников

Воздух попадает в систему отопления следующими путями:

  1. Вместе с водой. Не секрет, что большинство домовладельцев пополняют недостаток теплоносителя прямо из водопровода. А оттуда поступает вода, насыщенная растворенным кислородом.
  2. В результате химических реакций. Опять же, не обессоленная должным образом вода реагирует с металлом и алюминиевым сплавом радиаторов, отчего выделяется кислород.
  3. Трубопроводная сеть частного дома изначально спроектирована либо смонтирована с ошибками – нет уклонов и сделаны петли, обращенные кверху и не оборудованные автоматическими клапанами. Из подобных мест сложно выгнать воздушные скопления даже на этапе заправки теплоносителем.
  4. Малая толика кислорода проникает сквозь стенки пластиковых труб, невзирая на специальный слой (кислородный барьер).
  5. В результате ремонта с разборкой трубопроводной арматуры и частичным или полным спуском воды.
  6. При появлении микротрещин в резиновой мембране расширительного бака.

Когда в мембране возникают трещины, газ смешивается с водой

Примечание. К химическим реакциям склонна вода, взятая из колодцев и неглубоких скважин, поскольку насыщена активными солями магния и кальция.

Также нередко возникает ситуация, когда после длительного простоя в межсезонье давление в закрытой системе отопления снижается из-за попадания воздуха. Спустить его довольно просто: нужно добавить буквально пару литров воды. Подобный эффект случается и в системах открытого типа, если остановить котел и циркуляционный насос, выждать пару дней и снова запустить отопление. При остывании жидкость сжимается, давая воздуху возможность проникнуть в магистрали.

Что касается централизованных систем теплоснабжения многоквартирных домов, то в них воздух проникает исключительно вместе с теплоносителем либо в момент заполнения сети в начале сезона. Как с этим бороться – читайте ниже.

Пример из практики. Из открытой отопительной системы приходилось ежедневно выгонять воздушные пробки из-за напрочь забитого грязевика. Работающий насос создавал перед собой разрежение и таким образом втягивал кислород в трубопроводы через малейшие неплотности.

Удаляем воздушную пробку без слива воды

О том, как удалить воздух из системы отопления стандартными способами, вы наверняка знаете. Обнаружив непрогревающийся радиатор, нужно отверткой приоткрыть в нем кран Маевского и выпустить воздушный пузырь. Если установлены старые батареи, где такого вентиля нет, можно попробовать удаление другими способами:

  1. Так называемая прокачка трубопроводной сети применяется в квартирах многоэтажных домов при условии, что в радиатор заделан кран для сброса воды. Подсоедините к нему шланг, направленный в канализацию, откройте вентиль на максимум и выполняйте слив, пока движущийся с большой скоростью поток не увлечет за собой воздушную пробку.
  2. В частном доме советские стальные батареи можно развоздушить с помощью самонарезающего винта. Обмотайте его у основания ФУМ-лентой и завинтите шуруповертом в стенку отопительного прибора (поближе к верху). Затем выверните саморез на пару оборотов отверткой, выпустите воздух и затяните до упора. Летом врежьте в этом месте кран Маевского.
  3. Удаление воздуха из чугунных батарей дачного домика, не оборудованных воздушниками, можно выполнять двумя способами: полной перезаправкой системы либо наращиванием давления (до 2 Бар) с одновременным прогревом. Выкручивать боковые заглушки «на ходу» не рекомендуется, потом их будет сложно запаковать.
  4. Слабая циркуляция и теплоотдача могут быть следствием скопления воздуха в корпусе сетевого насоса. Отверните большой винт, установленный в торце агрегата, на пару оборотов. Когда из-под резинового кольца выступят капли воды, затяните его обратно.

Совет. Чтобы не сталкиваться с воздушными пробками во время эксплуатации, установите на все радиаторы краны для спуска воздуха. Если толщина металлической стенки не позволяет нарезать 3—4 витка резьбы, наварите сверху бобышку с отверстием требуемого диаметра. В чугунных «гармошках» вентиль заделывается в боковую стальную пробку.

Фокус с самонарезающим винтом также успешно применяется для неправильно спроектированных магистралей с обращенными кверху либо книзу петлями (например, для обхода дверей и других строительных конструкций). Как убрать воздушный пузырь в неблагополучном месте трубопровода путем закручивания самореза, смотрите на видео:

Рекомендация. Если вы постоянно стравливаете воздух из системы отопления через батареи и не находите причины завоздушивания, временно поставьте на отопительные приборы автоматические клапаны, пока не разберетесь, в чем дело (возможно, имеет место химическая реакция с выделением кислорода).

Заполняем систему правильно

Проще всего закачать воду или антифриз в трубопроводы, подключенные к открытому расширительному баку. Для этого необходимо открыть все вентили (кроме сливного) и, присоединив шланг к штуцеру подпитки, заполнить магистрали и радиаторы теплоносителем. В этом деле важно не торопиться и дать возможность воздуху самостоятельно покинуть систему через расширительную емкость.

Совет. После заполнения включите циркуляционный насос и котел, а потом прогрейте все отопительные приборы. Затем спустите с них остатки воздуха через краны Маевского. Не забудьте перед запуском развоздушить и насос, как описывалось выше.

Теперь о том, как спустить воздух из батарей и трубопроводов закрытой системы отопления частного дома. Предлагаемая методика, постоянно практикуемая нашим экспертом — сантехником Виталием Дашко, выполняется в следующем порядке:

  1. Откройте всю отсекающую арматуру основных контуров (кроме слива).
  2. Перекройте все радиаторные краны, исключая самые последние батареи на концах петель, чтобы через них шла циркуляция.
  3. Привлеките к работам помощника. Его задача – находиться в котельной и поддерживать давление в сети на уровне 1 Бар с помощью опрессовочного насоса либо через ветвь подпитки из водопровода.
  4. Открыв подачу воды, заполните основные магистрали, расширительный и котловой бак. Воздух должен сбрасываться через клапан группы безопасности и воздухоотводчик в наивысшей точке (при наличии).
  5. Подойдите к первому от котла радиатору и одновременно откройте оба крана (медленно). Спустите воздух через клапан Маевского и снова закройте вентили. Помощник в это время не позволяет давлению упасть ниже 1 Бар.
  6. Повторите операцию на всех батареях, после чего включите циркуляционный насос и запустите теплогенератор. Когда магистрали начнут прогреваться, поочередно откройте все радиаторные краны и повторно удалите остатки воздуха из них.

Важный момент. Перед тем как выдавить воздушные пробки из радиаторов, обязательно стравите воздух из циркуляционного насоса и включите его на 5—10 минут для прокачки трубопроводов.

После полного прогрева отопительных приборов давление в системе должно находиться в пределах 1.3—1.6 Бар. На этом процедура считается законченной. Если же в системе присутствуют теплые полы, то их надо заполнять в последнюю очередь, используя тот же алгоритм (на холодную!). То есть, накачав давление в основной магистрали, нужно поочередно открывать и закрывать напольные контуры, спуская воздух через клапаны коллектора, а потом производить прогрев и настройку расхода теплоносителя.

Замечание касательно монтажа автоматических воздухосбрасывающих клапанов. Такое устройство должно всегда стоять в группе безопасности котла, а второе, третье и так далее – лишь в том случае, когда магистрали проходят выше радиаторов. При нижней разводке в одноэтажном доме воздух скапливается в батареях, поскольку они стоят выше трубопроводов, и клапаны на них ставить необязательно.

Заключение

Сбросить воздух из радиаторов несложно, а вот выгнать его из всей системы отопления, включая теплые полы, – задача трудоемкая. Если в процессе заполнения греющих контуров вы допустите ошибку и появится блуждающая воздушная пробка, то ее устранение может занять до нескольких недель. Так что не торопитесь и делайте эту работу обстоятельно.

Как правильно спустить воздух из батареи отопления своими руками

Как правильно спустить воздух из радиатора отопления? Можно ли это сделать самостоятельно? Да! На самом деле, избавиться от завоздушенности несложно. Вы сможете это сделать и существенно улучшить качество работы системы отопления. В этой статье мы расскажем как спустить воздух из радиатора отопления в квартире многоэтажного дома и частного.

Воздушные пробки в радиаторах существенно мешают их работе. Из-за этого батареи перестают работать в полную силу или перестают греть совсем. Появления завоздушенности невозможно предсказать, избежать его сложно без помощи специалиста. Но если воздушная пробка образовалась, то нужно знать, как правильно стравить воздух из батареи отопления. И не менее важно знать, из-за чего она образовалась.

Как спустить воздух из батареи с краном Маевского

Кран Маевского предназначен для упрощения удаления воздушной пробки. По сути это своеобразный клапан на радиаторе отопления для спуска воздуха. С его помощью это легко сделать самостоятельно. На радиаторах он находится в верхней части боковой стенки крайней секции. Давайте рассмотрим как спустить воздух с батареи отопления с краном в квартире.

Для упрощения работы существуют специальные съемные ручки, которые надеваются на внутреннюю металлическую часть клапана. Если у вас есть такая, то выгнать воздух из системы отопления будет достаточно просто. Если ручки нет, на центральной части крана может быть насечка для отвертки.

Подставьте под кран Маевского емкость объемом 0,5-1 литр. После этого открутите его – начнет выходить воздух. После этого в емкость с характерным шипением, под напором, потечет воздух, смешанный с водой. Дождитесь пока не потечет чистая вода и закройте кран.

Читайте также  Как выпустить воздух из биметаллического радиатора?

Спуск воздуха из радиатора через кран Маевского

Если на кране Маевского нет рукоятки и нет возможности воспользоваться отверткой, вам потребуется ключ соответствующего размера. Также подойдет разводной или газовый.

  1. Оберните поверхность радиатора ветошью или тряпкой, а снизу подставьте емкость для воды.
  2. Медленно открутите кран пока не почувствуете движение воздуха или шипение. Не пытайтесь его сорвать если он закручен туго – прикладывайте равномерное усилие.
  3. Дождитесь пока воздух не выйдет и не польется вода.
  4. Слейте 1-2 литра воды.
  5. Закрутите кран, подождите 5-10 минут.
  6. Заново открутите кран, проверьте, не осталось ли воздуха.
  7. Повторите процесс, пока весь воздух не уйдет из системы.

Как выпустить воздух из радиатора если нет крана Маевского

Если нет крана Маевского, то у вас батареи старого образца и вместо него установлена обычная заглушка. Как правило, она покрыта слоем краски, поэтому открутить ее будет непросто.

Для работы вам понадобится:

  • Тряпки или ветошь;
  • Газовый ключ;
  • Емкость для слива воды;
  • Растворитель или преобразователь ржавчины;
  • Фум-лента.

Приступим к работе:

Для начала поставьте под секцию с заглушкой ведро. Обмотайте часть батареи вокруг заглушки тряпкой – она не допустит большого напора воды.

Обильно обработайте стыки заглушки и батареи растворителем или преобразователем. Попробуйте открутить заглушку газовым ключом. Не прикладывайте чрезмерного усилия чтобы не сорвать резьбу.

Если заглушка не поддается, снова воспользуйтесь растворителем. Когда она начнет откручиваться проворачивайте ее аккуратно. Желательно не доставать ее полностью – иначе хлынет большой поток воды.

Резьба может быть левой или правой. Поэтому пробуйте откручивать заглушку в обоих направлениях.

По мере проворачивания заглушки прислушивайтесь – не пошел ли воздух. Подставьте руку чтобы почувствовать поток. Когда воздух полностью выйдет, дождитесь пока из батареи не вытечет 3-5 литров воды.

Перед установкой заглушки обмотайте ее в 1-2 слоя фум-лентой. Делайте это против направления резьбы – так она обеспечит лучшую герметичность. Закрутите заглушку максимально плотно.

Спуск воздуха через расширительный бак

В домах с индивидуальным отоплением устанавливаются расширительные бачки. Они бывают закрытого и открытого типа.

Если расширительный бачок открытого типа, в нем мог опуститься уровень воды или теплоносителя. Добавьте их в систему, желательно – через нижний вентиль любого радиатора. Если сделать это не получится – сделайте это непосредственно в бачок.

Запустите систему и дайте ей поработать. Если воздушная пробка не вышла – придется спускать ее через радиатор.

Если расширительный бачок закрытого типа – придется проверять работоспособность бачка.

Причины появления воздуха в радиаторе отопления

После того как вы выгнали воздух из радиатора, нужно сделать так, чтобы он не появился там вновь. Для этого надо определить причину образования воздушной пробки.

Воздух в алюминиевом радиаторе может появиться из-за воды в повышенной кислотностью. Она вступает в реакцию с металлом и выделяется газ. Если у вас индивидуальное отопление – замените воду в системе на дистиллированную.

Некоторые теплоносители могут вступать в реакцию с металлами. Жидкости низкого качества кустарного производства также разрушают радиатор. Используйте только хороший теплоноситель.

Со временем некоторые теплоносители выделяют газ или воздух. При этом они теряют свои свойства. Производите замену теплоносителя согласно указаниям в спецификации.

В домах с централизованным отоплением воздух может попасть в трубы во время их заполнения водой в начале отопительного сезона. Чтобы этого не происходило, поставьте автоматический воздухоотводчик.

В домах с индивидуальным отоплением воздух может попасть в систему во время ее заполнения водой или теплоносителем. Обычно он выходит через расширительный бачок. Если его нет – обязательно установите. Если расширительный бачок установлен, он может работать неправильно.

Воздух в системе отопления может появиться из-за ее разгерметизации, особенно если она не работает, а вода или теплоноситель в ней присутствует. Проверьте все радиаторы, трубы на предмет протечек, в особенности в местах соединений.

Своевременное устранение протечки может уберечь от больших проблем в будущем.

К чему может привести завоздушенность радиатора

Если в радиаторе появилась воздушная пробка – он начинает хуже греть. Чем больше объем воздуха внутри секций, тем хуже они греют.

Для алюминиевых радиаторов воздух не представляет особой опасности, в отличие от стальных и биметаллических с внутренней частью из стали. В месте контакта воздуха и воды происходит коррозия металла, поэтому так важно вовремя определить и выгнать завоздушенность.

Если в системе появился воздух, значит он может скапливаться в насосе, трубопроводах, котле отопления и т.д. это приводит к снижению срока службы.

При скоплении воздуха в насосе, он начинает работать с повышенной мощностью, перегреваться и сильно изнашиваться. Если воздух попал в котел, вода в системе отопления будет закипать, что может привести к обрыву.

Надеемся, что статья была полезна вам и мы ответили на вопрос как избавиться от воздуха в радиаторе отопления. Не забудьте поделиться публикацией в соцсетях

Как спустить воздух в радиаторе отопления

Воздух внутрь радиатора попасть может разными способами. Самый очевидный – во время монтажа или ремонта отопительной системы. Но не только. Причиной могут стать неточности, допущенные при сборке системы и даже сама вода. Все возможные причины собрали для вас виде списка:

  • В самотечной системе отопления трубы установлены под неправильным углом
  • Радиатор расположен не строго по горизонтали
  • Вода в систему залита некорректно или слишком поспешно
  • Вода, поступившая в систему, содержит примесь воздуха
  • Произошла разгерметизация системы отопления вследствие поломки или износа
  • Отсутствует или сломалась автоматическая система стравливания
  • Внутри радиатора скопилось много ржавчины

Причин может быть одна или несколько, полностью исключить попадание воздуха в систему почти не реально. Но, при возможности, еще при установке стоит позаботиться о минимизации рисков.

Стоит обратить внимание на тот факт, что воздух может попасть в отопительную систему даже летом. Если кто-то в доме решит поменять трубу или поставить новые радиаторы, например.

Качественный алюминиевый или биметаллический радиатор можно найти в нашем магазине по ссылке Радиаторы бренда STOUT

Как понять, что батарея завоздушена

Это не сложно. Когда в радиатор попадает воздух, оттуда обычно доносятся посторонние звуки – шипение, бульканье или хрюканье. Сама батарея начинает прогреваться неравномерно, что легко определяется при прикосновении.

Кроме того, если в систему закрытого отопления встроен манометр, при попадании туда воздуха, показания на приборе падают ниже нормы. И это тоже сигнал, что следует принимать срочные меры, то есть – спустить воздух.

Чем опасен воздух, скопившийся в системе отопления

Раздражающие звуки – не самая большая неприятность из тех, что вызывает воздух в системе отопления. Заметно падает эффективность обогрева. Завоздушенная часть радиатора, в зависимости от величины пробки, вообще может перестать нагреваться, а прилежащая нагревается намного меньше обычного. В результате в квартире или в доме зимой будет холодно, часть отопительной системы вообще может выйти из строя, в крайнем случае, вся система или ее часть вообще может замерзнуть.

Еще одна опасность воздушной пробки состоит в том, что кислород провоцирует эрозию нагревательного прибора. Это особенно важно учитывать, если у вас биметаллические или алюминиевые радиаторы. Именно они в большей степени подвержены коррозии, которую вызывает кислород. Скопление ржавчины может заблокировать трубу, по которой поступает вода в радиатор.

Если насос долгое время вместо воды будет перекачивать воздух, это может привести к тому, что он, или подшипник вала выйдет из строя.

В результате срок службы системы значительно снижается. В крайнем же случае, может понадобиться внеплановый ремонт.

Как убрать лишний воздух из батареи

В зависимости от системы, это можно сделать двумя способами. Если при монтаже это предусмотрено – воздух спускается автоматическим воздухотводчиком. Это устройство устанавливается при монтаже отопления в самых высоких точках подъема труб или за котлом. Его преимущество именно в полной автономности.

Можно также установить за котлом сепаратор воздуха. Этот прибор улавливает не только воздушные пузырьки, но и грязь. Но стоит, конечно, дороже.

Чтобы спустить воздух в ручном режиме, чаще всего используется кран Маевского или, как его еще называют, игольчатый клапан. Это недорогое и очень надежное устройство. Его устанавливают на верхней части каждого радиатора и, желательно, на каждом сложном участке трубопровода, где есть изгиб или большой перепад высоты. Это небольшого размера конус с герметичным винтом. Для стравливания воздуха в нем предусмотрено маленькое отверстие, через которое не может вылиться много воды, что исключает возможность затопления. Чтобы установить такой кран, не нужно быть слесарем. Только внимательно подбирать устройство соответствующего диаметра. Устанавливается кран Маевского после того, как из системы спущена вода. Игольчатые клапаны бывают разных конструкций и изготавливаются чаще всего из латуни.

Порядок работы:

  • Специально предусмотренным ключом или обычной отверткой провернуть винт на кране Маевского на пару оборотов против часовой стрелки. Не нужно откручивать его полностью, давление в системе может помешать потом вкрутить его обратно. На скорость процесса это не повлияет, поскольку количество выходящего воздуха и воды регулируется диаметром выходного отверстия на боку крана. Воздух выходит из радиатора с характерным шипением.
  • Спустить воздух, пока из отверстия не начнет тонкой равномерной струйкой сочиться вода без примеси воздуха. Под кран заранее нужно подставить емкость для ее сбора или подложить тряпку.
  • Закрутить винт в обратном направлении.

Некоторые нюансы

  • Обратите внимание, причиной плохой работы батареи может стать пробка в водопроводной трубе. Из-за скопления ржавчины или грязи. Вы поймете, что проблема не в воздухе, если при попытке спуска из крана начнет бить сильная струя, но воздуха не будет.
  • Вероятность возникновения воздушной пробки тем выше, чем ближе к верхнему этажу находится ваша квартира в многоэтажном доме.
  • Выходное отверстие для слива воды на кране Маевского можно расположить под разным углом, это видно на приведенном ниже видео. Стоит следить, чтобы оно не было развернуто в стену, для избегания намокания обоев. Лучше всего развернуть его вниз.
Читайте также  Как нарастить алюминиевый радиатор отопления?

Удаление воздушной пробки из батареи отопления:

Как часто надо спускать воздух

На протяжении отопительного сезона воздух спускается каждый раз, когда появляются посторонние звуки или падает температура радиатора.

Делать это в качестве профилактики рекомендуется также в конце сезона и летом.

Как избежать появления воздушных пробок

Лучшим методом профилактики образования воздушных пробок считается монтаж многоуровневой системы защиты в помещении с автономным отоплением. Это схема, состоящая из нескольких видов устройств, встроенных в контур отопления: на батареях – краны Маевского; возле котла котлом и на коллекторах – воздухоотвод; за котлом – сепаратор.

Весь ассортимент запорной арматуры имеется в нашем интернет магазине, ознакомиться с ним можно по ссылке Каталог регулирующей арматуры

Также следует убедиться, что:

  • Радиаторы на кронштейнах установлены строго горизонтально
  • Трубопровод смонтирован с учетом необходимого уклона.
  • Каждая батарея и дополнительно каждый сложный узел системы должны быть снабжены кранами Маевского.
  • Необходимо следить, чтобы давление в системе не падало ниже установленной нормы.

Советы от специалистов Stout

В заключение приведем несколько полезных советов для безопасного удаления воздушной пробки и минимизации риска ее возникновения:

  • С началом отопительного сезона заливать воду в систему нужно всегда только снизу. Делать это нужно не торопясь под небольшим давлением и в полностью остывший контур.
  • После заполнения системы воду нужно прогреть градусов до 60, после чего стравить воздух из каждой батареи.
  • После этого, если есть необходимость еще раз долить немного воды.
  • Пробку на радиаторе в квартире выкручивать нельзя ни в коем случае. В отопительной системе многоквартирного дома достаточно большое давление и удаление пробки спровоцирует потоп.
  • В среднем слить необходимо около 30 литров воды, чтобы гарантировано избавиться от проблемы.

В том случае, если развоздушить батарею некому, нет времени, возможности или желания, вы можете воспользоваться услугами одного из наших специалистов по ссылке Найти специалиста

Как спустить воздух из батареи — способы для разных типов конструкций

Зачастую в первые дни после начала функционирования отопительной системы обнаруживается, что некоторые батареи работают не в полную силу. Причиной этого может быть завоздушенность элементов. Решение данной проблемы в многоквартирных домах – задача работников ЖЭКов. Но далеко не всегда они ее выполняют добросовестно. А в частных домовладениях устранение неполадок полностью ложится на плечи хозяев. Рассмотрим, как спустить воздух из батареи самостоятельно.

Причины появления воздушных пробок

Прежде чем выяснить, как спустить воздух из системы отопления, разберемся, почему он там скапливается. Основные причины:

  • проведение ремонтных работ – во время разбора/сбора элементов в них неизбежно попадает воздух;
  • неправильный запуск системы отопления в многоквартирном доме – по нормативам трубы должны заполняться водой медленно с одновременным стравливанием лишнего воздуха;
  • неплотное прилегание частей системы или плохая герметизация стыков – теплоноситель незаметно вытекает и испаряется, а извне втягивается воздух;
  • пониженное давление в трубопроводе, приводящее к образованию пустот и их заполнению воздухом;
  • повышенное количество кислорода в теплоносителе – в воде всегда присутствуют пузырьки газа, но если их слишком много, то могут образовываться воздушные пробки;
  • неправильное подключение системы теплого пола – расположение веток на разной высоте;
  • некорректная работа или отсутствие воздухоотводчика на батарее.

Кроме того, к скоплению воздуха может привести низкое качество радиатора. Алюминиевые приборы отличаются доступной ценой и высокой теплопроводностью. Но металл активно вступает в реакцию с водой, в результате которой выделяется газ водород. Проблему быстрой коррозии частично решает пленка, которой покрывается изнутри алюминий, но она со временем исчезает. Более надежный, долговечный и дорогостоящий вариант – биметаллические батареи, в которых алюминий совмещен со сталью, не поддающейся воздействию воды.

Как правило, с проблемой, как развоздушить батареи, сталкиваются жители последних этажей в многоквартирных домах. При нагревании кислород, растворенный в воде, поднимается вверх, формируя пробки. В частных домах с открытой системой отопления пузырьки воздуха свободно выходят через расширительный бак в верхней точке системы, поэтому воздух обычно не скапливается, за исключением некоторых случаев.

Признаки воздушной пробки и ее вред

Заподозрить наличие воздушной пробке в радиаторе можно по следующим признакам:

  • температура воздуха в квартире существенно ниже, чем у соседей;
  • батарея нагревается неравномерно – часть, в которой есть воздух, остается холодной;
  • слышны шипящие и булькающие звуки.

Из-за скопления воздуха в радиаторе нарушается работа системы отопления. Возможные последствия:

  • снижение эффекта от работы батареи – воздух в комнате не прогревается до необходимого уровня при существенных затратах энергии;
  • повреждение элементов трубопровода из-за разницы в температурах – одни части остаются холодными, другие – перегреваются;
  • ускорение коррозии радиаторов из-за длительного контакта металла с воздухом;
  • выход из строя циркуляционного насоса под воздействием эффекта «сухого трения».

Совет: Обнаружить скопление воздуха можно, постучав по батарее металлическим предметом. В зоне пробки звук будет более высоким и звонким, чем в части, наполненной водой.

Как выпустить воздух из батареи?

Ответ на вопрос, как спустить воздух из радиатора отопления, зависит от типа установленного на нем воздухоотводчика. Эти устройства необходимы для облегчения удаления лишнего газа из системы. Их стоит монтировать в тех зонах, где есть риск образования пробок, либо, что еще удобнее, – на каждой батарее. Возможные варианты:

  • кран Маевского (ручной регулятор);
  • автоматическая (поплавковая) система.

Кроме того, на батарее может быть установлен водоразборный кран либо заглушка.

Кран Маевского

Кран Маевского представляет собой запорный клапан игольчатого типа. Он монтируется в торце радиатора вверху. Если необходимо спустить воздух, его следует открутить с помощью специального ключа, который можно купить в хозяйственном магазине, или обычной отвертки. Некоторые модели оснащаются пластиковой рукояткой, для их открытия не нужны инструменты.

Использование крана Маевского для избавления от воздушных пробок в батарее

Этапы работы по удалению воздуха:

  1. Поставить под запорный клапан емкость для сбора теплоносителя.
  2. Плавно открутить кран Маевского. При этом начнет выходить воздух, что будет сопровождаться шипением. Необходимо дождаться вытекания равномерной струйки воды – это признак устранения пробки. Обычно на это требуется 5-7 минут.
  3. Закрыть клапан.

В процессе развоздушивания вода может начать выходить под давлением, брызгая в разные стороны. Следует положить ветошь на воздухоотводчик, чтобы жидкость впитывалась в нее и плавно стекала в емкость. Стоит учитывать, что вода может быть достаточно горячей, важно избегать ее попадания на кожу.

Важно: Перед открытием крана Маевского не нужно перекрывать весь стояк отопительной магистрали или дожидаться остывания теплоносителя. Эти действия не только являются лишними, но и снижают эффективность развоздушивания из-за падения давления в системе отопления.

Автоматический воздухоотводчик

Если установлен автоматический воздухоотводчик, то вопрос, как правильно спустить воздух из батареи, не возникает. Это устройство, которое может иметь прямую или угловую конструкцию, работает в автономном режиме. Оно монтируется на радиатор строго вертикально или горизонтально.

Автоматический воздухоотводчик оснащен поплавком, который герметично закрывает клапан при условии достаточного уровня воды в системе. Как только в батарее скапливается воздух, поплавок опускается, отверстие открывается, и газ выходит. То есть развоздушивание происходит без участия человека.

Радиатор с автоматическим отводчиком воздуха

Недостатком такого прибора для отвода воздуха является восприимчивость к качеству воды. Наличие примесей в теплоносителе приводит к скорой поломке механизма. В связи с этим следует использовать фильтры. Кроме того, нужно периодически заменять уплотнительное кольцо и чистить иглу клапана. В противном случае вода может начать подтекать.

Заглушка

Непростая задача – выпустить воздух из батареи отопления, если воздухоотводчик отсутствует, а вместо него установлена заглушка. Перед началом работы следует перекрыть доступ теплоносителя к радиатору.

Современные секционные батареи оснащаются верхними заглушками. Полностью снимать фитинг не нужно. Достаточно осторожно медленно провернуть его, сделав несколько оборотов, и дождаться, пока воздух выйдет. Предварительно все смежные поверхности стоит защитить тряпками.

Развоздушить старый чугунный радиатор сложнее, так как обычно заглушка на нем надежно зафиксирована паклей и краской. Алгоритм действий:

  1. Нанести на место соединения фитинга и батареи немного растворителя. Подождать 10-20 минут.
  2. Поставить под отверстие ведро. Положить тряпки на полу.
  3. С помощью разводного ключа открутить заглушку (неполностью), чтобы начал выходить воздух.
  4. Обмотать резьбу уплотнительным материалом и закрутить заглушку.

Удаление воздуха из старого чугунного радиатора может потребовать больше усилий

Важно делать все аккуратно. Если не перекрыть воду и снять фитинг полностью, то из отверстия польется горячая вода под давлением.

Определить, что воздушная пробка устранена, можно, оценив температуру батарей. Секции, которые раньше были холодными, должны потеплеть.

На многих старых батареях стоят обычные водоразборные краны. При откручивании вентиля из отверстия начинает течь вода, а вместе с ней выходит накопившийся воздух. Может потребоваться слить несколько ведер жидкости, чтобы убрать весь лишний газ.

Для облегчения работы, желательно использовать длинный гибкий шлаг: один конец присоединить к крану, а второй – опустить в унитаз. Вентиль необходимо открывать максимально, чтобы обеспечить высокую скорость вытекания воды.

Частный дом

При возникновении воздушной пробки в отопительной системе частного дома нужно не только работать с каждой батареей в отдельности, но и производить удаление из всей системы в целом. Процедура может несколько отличаться в зависимости от того, используется система отопления с открытым или закрытым расширительным баком. Но в целом она сводится к тому, что и батарей выпускается воздух с помощью одного из описанных выше способов.

Читайте также  Выбор биметаллических радиаторов отопления для квартиры

Воздушные пробки снижают эффективность работы отопительных систем и повышают риск поломок. Удалить лишний воздух из радиатора можно самостоятельно. Проще всего это сделать, если установлен ручной воздухоотводчик. В дальнейшем важно выяснить причину возникновения проблемы и устранить ее. В сложных ситуациях лучше обращаться к сотрудникам жилищно-эксплуатационных контор.

При первом столкновении с проблемой, как стравить воздух из батарей отопления, видео помогут вам избежать ошибок.


Как стравить воздух из радиатора отопления

Если радиатор отопления не прогревается до своей обычной температуры, не стоит спешить вызывать специалиста. Если стравить воздух из батареи, то в большинстве случаев работоспособность прибора будет восстановлена.

Читайте в статье

Признаки и негативные последствия завоздушивания довольно понятны

Сигналом о том, что в батарее появилась воздушная пробка, которая мешает циркуляции теплоносителя, могут служить:

  • неравномерный нагрев поверхности отопительного прибора;
  • различие температуры радиаторов, установленных в одном контуре;
  • звуки протекающей жидкости в батарее, шумы и характерное бульканье, которых не было в процессе предыдущей эксплуатации;
  • высокая температура подводящих труб и значительно более низкая у секций радиатора – жидкость перетекает по трубам обвязки.

В частном доме обращают внимание на снижение давления во всей системе отопления. «Холодные» радиаторы плохо отапливают помещение, вызывают ухудшение микроклимата.

Если воздух не удалить, это негативно скажется на работе и долговечности инженерного оборудования:

  • в присутствии водяных паров быстрее идёт коррозия внутренних поверхностей батареи;
  • окислы и ржавчина ухудшают теплоотдачу радиатора, увеличивается расход энергоресурсов.

В многоквартирном доме все доступные работы ограничивают попыткой спустить воздух из батареи.

В частном же доме неисправность индивидуального отопления может быть вызвана завоздушиванием циркуляционного насоса или неисправностью автоматического воздушного клапана. Типичным признаком может быть недостаточный прогрев радиаторов в одном из контуров или во всём строении.

В этом случае проверяют состояние насоса (в котле или вынесенного) и исправность автоматического воздухоотводчика.

В настоящее время разработаны и внедрены различные устройства, позволяющие удалять воздух из системы отопления в ручном или автоматическом режиме. Работа не требует особых навыков, но необходимо точно выполнять инструкцию для каждого вида приборов.

Ручной кран Маевского

Ручным воздухоотводчиком Маевского оснащены большинство современных радиаторов. Устройство идёт в установочном комплекте, который прилагается к большинству современных радиаторов, реже его приобретают отдельно от батареи.

Так выглядит универсальный установочный комплект для радиаторов отопления.

Изделие изготовлено из латуни и пластика и имеет в своём составе игольчатый конусный клапан, который открывают вручную. Небольшое по диаметру отверстие в открытом положении выпускает воздух и теплоноситель минимальными порциями, что делает работу безопасной, исключая ожоги и затопление помещения.

Краны Маевского выпускают с диаметром присоединительной резьбы 1, ¾ или ½ дюйма.

Для манипуляции прилагается специальный пластиковый ключ в виде бабочки. С ним нужно обращаться осторожно, так как при больших прилагаемых усилиях он может сломаться. Открыть кран можно плоской отвёрткой, а также существуют разновидности для манипуляций без дополнительных приспособлений.

Совет! После монтажа радиаторов сохраните все имеющие ключи в отдельном месте или подвяжите их на батарее, чтобы не потерять. Работать в нише под подоконником неудобно, потребуется нестандартная отвёртка небольшой длины, так как батарея может занимать бо́льшую часть пространства.

Краны Маевского могут отличаться по внешнему виду, но принцип работы и эксплуатации у большинства из них одинаковы.

Самые распространенные типы кранов Маевского.

Инструкция по работе с краном Маевского

Перед тем как спускать воду, рекомендуется 1–2 раза закрутить и открутить отсекающие краны радиатора или терморегулятор, если такие устройство установлены. Если приборами долго не пользовались, то причина холодных батарей может заключаться в их засорении, мешающем циркуляции теплоносителя.

Если неисправности в регуляторе не выявлено, то приступают к стравливанию воздуха в по следующему алгоритму:

Фото Описание
Поворачивают сопло слива в сторону от стены, чтобы струйка воды не испортила обои (краску).
Ключом (отвёрткой, рукой) открывают кран против часовой стрелки на четверть или половину оборота в зависимости напора выходящего воздуха и жидкости.
Дожидаются, пока перестанет выходить воздух и начнёт течь сплошной поток теплоносителя.
Закрывают кран до упора.
Через 1–2 минуты повторяют процедуру.

Если через 5–10 минут батарея разогрелась равномерно, можно считать, что операция по спуску воды прошла успешно.

Если из батареи совсем не вытекает теплоноситель, то засорён игольчатый клапан в кране Маевского. Перекрыв отсекающие краны радиатора, можно полностью выкрутить регулятор и прочистить отверстие иголкой.

Внимание! Полностью выкручивать клапан под давлением в системе, не перекрыв отсекающие краны, опасно. Давление теплоносителя не позволит вкрутить клапан обратно, а температура жидкости (до 110 о С) причинит ожоги.

Заглушки на чугунных радиаторах

Для стравливания воздуха из чугунных батарей старого образца на заглушках иногда устанавливали специальные клапаны.

Специальный клапан в заглушке.

Врезали краны Маевского или обычные водопроводные краны.

Так выглядит врезанный для спуска воздуха водопроводный кран.

Если на чугунном радиаторе старого образца установлена стандартная заглушка, стравить воздух непосредственно через него невозможно. Поэтому в частном доме рекомендуется оснастить клапанами все батареи, прибегнув к услугам специалистов или самостоятельно.

Устанавливать приборы в многоквартирных домах нецелесообразно, так как больший напор теплоносителя и построение схем отопления подразумевают централизованное развоздушивание всего стояка.

Работа с клапанами и кранами, установленными на чугунных батареях, аналогична алгоритму стравливания с помощью крана Маевского.

Автоматические стравливатели для радиаторов

Для упрощения обслуживания системы отопления и недопущения скапливания воздуха, на радиаторы можно установить автоматические стравливатели.

В их составе есть поплавок, воздействующий на запирающий клапан:

  1. Пока система заполнена жидким теплоносителем, поплавок находится в поднятом положении и запирает отверстие клапана.
  2. Если в радиаторе появился воздух, поплавок «падает» вниз и открывает выпускное отверстие, воздух выходит из системы.
  3. Далее процесс повторяется, не позволяя образовываться воздушным пробкам.

В процессе эксплуатации может произойти заклинивание клапана из-за окисления или засорение отверстия. В этом случае воздух выпускают вручную, действуя аналогично работе с краном Маевского:

  1. Готовят ветошь или ёмкость для сливающегося теплоносителя.
  2. Откручивают внешнюю пробку.
  3. Дают выйти воздуху.
  4. Дожидаются стабильного течения струйки жидкости.
  5. Закрывают пробку.

При необходимости процедуру повторяют.

Сепараторы воздуха

На рынке теплового оборудования появились приборы нового класса: сепараторы воздуха, устанавливаемая в разрыв подводящих труб.

В конструкции устройства имеется металлическая сетка, создающая вихревые потоки теплоносителя. В сетке происходит отделение воздушных пузырьков и выведение их из системы через автоматический клапан.

Часть таких устройств оснащена сепараторами (отделителями) шлама, которые периодически удаляют через нижнее отверстие.

Через верхний клапан удаляется воздух в автоматическом или ручном режиме.

Сепараторы полезны в индивидуальных системах, как позволяют очищать теплоноситель от скопившегося осадка. Использование устройств в многоквартирных домах нецелесообразно.

Особенности работы в частном доме

Индивидуальные системы отопления имеют особенности построения, влияющие на последовательность работы.

Так при развоздушивании радиатора, за 3–5 минут до стравливания отключают циркуляционный насос. Это необходимо, чтобы дать возможность воздуху скопиться в верхней части батареи — при постоянной циркуляции пузырьки разносятся по всей системе. Операция необязательна, но позволяет упростить процесс и сделать его эффективнее.

В верхней точке гравитационных (самотёчных) систем, их ещё называют открытыми, находится расширительный бачок. С целью исключения перелива теплоносителя их также оборудуют автоматическими или ручными развоздушивателями.

В случаях, когда перестали греть батареи одного контура (стояка) или вся система функционирует недостаточно эффективно, производят спуск воздуха с помощью клапанов на расширительном бачке. Работа не отличается от действий, описанных выше.

В закрытых системах с верхней подводкой труб к батареям в наивысшей части системы должны быть установлены автоматические или ручные клапаны. При возникновении проблем проводят стравливание воздуха через них.

В системах с нижним подключением радиаторов весь воздух можно стравить через краны Маевского установленные не батареях верхнего этажа дома.

Внимание! Воздух из компенсационного бачка, установленного в котле отопления спускать категорически запрещается, это чревато аварией в системе.

Спуск воздуха из циркуляционного насоса

Современные (открытые и закрытые) системы отопления частных домов почти всегда оснащены циркуляционными насосами. Они есть в оборудовании котла или устанавливаются как отдельный элемент. Скопление воздуха снижает производительность насоса в несколько раз, а значит теплоноситель медленнее циркулирует, температура в помещениях снижается.

Судить о некорректной работе можно по посторонним шумам – кроме небольшого гула ротора, слышны звуки протекающей жидкости.

Внимание! Большинство современных насосов построены по схеме с мокрым ротором. Это значит, что охлаждение насоса и смазка движущихся частей происходит теплоносителем. Если в корпусе появился воздух, то смазка и охлаждение происходят в недостаточной мере и насос быстро выйдет из строя. Проверять устройство необходимо ежемесячно.

Выпустить воздух из насоса можно, открутив отвёрткой заглушку на передней крышке.

Расположение циркуляционного насоса внутри настенного газового котла на примере Navien DELUXE ONE.

Алгоритм работы для насоса, установленного в котле:

  1. Снимают переднюю крышку котла.
  2. Готовят ёмкость для теплоносителя.
  3. Отвёрткой откручивают на 1–2 оборота заглушку.
  4. Дожидаются пока выйдет весь воздух и начнёт течь теплоноситель.
  5. Закручивают заглушку.

Если посторонние звуки в насосе исчезли, а трубы стали прогреваться – обслуживание проведено правильно.

Часто задаваемые вопросы

Посетители сайта часто задают похожие вопросы про некорректную работу системы отопления.

Внимание! При отсутствии опыта в подобных работах или просто сомнениях в своих навыках, необходимо обратиться в управляющую компанию, цена работы несравнимо ниже возможного ущерба имуществу и здоровью.

Стравить воздух из системы отопления несложно и своими руками. Важно точно выполнять инструкции и соблюдать меры безопасности.