Кран Маевского для чугунных радиаторов

Кран маевского на чугунный радиатор: разновидности,

Всем, кто пользуется водяным отоплением, хорошо известна неприятность завоздушивания системы и в случае если при автономии данный вопрос решить несложнее, то для централизованных систем, это значительно сложнее, но в любом случае хорошо оказывает помощь установка крана Маевского на чугунный радиатор.

Фактически говоря, данный клапан применяют для различных водяных батарей, как то секционных, трубчатых и панельных, сделанных из чугуна, стали, алюминия и биметалла – воздушное пространство может скапливаться в любой из них, так что его травление иногда есть первой необходимостью для обеспечения полноценного обогрева помещения. Но обо всём в небольших подробностях вы определите ниже, а ещё сможете взглянуть видео в данной статье.

Клапан Маевского

Примечание. Краном Маевского называется вид запорной арматуры с клапаном, при помощи которой осуществляется спуск воздуха с радиаторов.

  • В 1931 году по распоряжению Госплана было решено применять воздушные краники на радиаторах для стравливания с них воздуха, а в 1933 году ленинградский инженер Ч.Б. Маевский представил созданный ним герметичный клапан, который раскрывался крестообразным ключом. на данный момент его, в большинстве случаев, открывают торцовым ключом либо отвёрткой, а во всём остальном это приспособление остаётся неизменным до наших дней.
  • Настоящая конструкция представляет собой запорный клапан игольчатого типа, где шток перемещается винтом при помощи четырёхгранной головки, на которой имеется прорезь, следовательно, она кроме этого регулируется отвёрткой. Отверстие, куда вкручивается кран Маевского для чугунных радиаторов 15 мм аналогично – ДУ 15 либо ?’ – оно находится в верхней части батареи слева либо справа, параллельно термоголовке либо верхней трубе подачи.

  • Вы точно сталкивались с таковой обстановкой, в то время, когда радиатор имеет различную температуру в различных местах (в одном конце он тёплый, а в другом – холодный) либо же у вас все батареи холодные, а одновременно с этим у соседей, каковые запитываются с того же стояка – тёплые. И в одном и в другом случае виновником обстановки являются воздушные пробки, каковые значительно чаще скапливаются не в трубах контура, в частности в секциях радиаторов, не пропуская воду, другими словами, не давая теплоносителю циркулировать по всей площади прибора.
  • Воздушное пространство в большинстве случаев скапливается в нижней части батареи, где циркуляция теплоносителя замедленна и в былые времена неприятность его удаления решалась при помощи простого крана, который устанавливали в подъезде либо в чьей-то квартире – воздушное пространство спускали вместе с водой, причём теплоносителя наряду с этим сливалось огромное количество.

Причём делалось это кроме того тогда, в то время, когда клапан уже не был новинкой – благо все ресурсы были бесхозными и энергозатраты на теплоноситель мало кого интересовали, но на данный момент обучились считать, и это приспособление выяснилось, как запрещено кстати.

Примечание. направляться подчернуть, что таковой клапан не есть панацеей и если вы спустили воздушное пространство, а батарея остаётся еле тёплой, значит, обстоятельство тут в её засорении и ее необходимо промывать.

Разновидности

Самым распространённым во всём мире для водяных систем отопления есть клапан ручного типа, управляемый торцовым ключом либо отвёрткой – его изображение вы видите на верхнем фото. Наименование (определение) случилось от метода управления, но это никак не умаляет его преимуществ – механизм достаточно надёжен и при верной установке ни при каких обстоятельствах не создаёт неприятностей и ни у кого не вызывает нареканий.

В некоторых случаях требуется установка автоматического крана Маевского, к примеру, там, где обслуживание отопительных устройств затруднено либо нереально по большому счету – персонал может просто-напросто отсутствовать.

Но с этими устройствами направляться быть весьма аккуратным, поскольку они самостоятельно стравливают воздушное пространство, вместе с которым выходит и вода, так что для жилых помещений, публичных сооружений, магазинов и офисов, это вряд ли приемлемо – там оптимальнее применять ручную версию механизма, да и цена его значительно меньше.

Устройство

По внешнему виду кран либо клапан Маевского весьма похож на самую простую заглушку. Лишь с пара видоизменённой головкой, поскольку так имеется приспособление для управления под ключ и отвёртку.

Целый воздухоотвод сделан из двух основных деталей – это сам корпус, который вкручивается в посадочное резьбовое отверстие и клапан, сделанный в виде винта с конусным концом, что хорошо видно на чертеже, приведенном выше.

Во внутренней части корпуса с тыльной стороны сделано калиброванное отверстие – при закручивании винта в том направлении входит конус и затыкает проход.

Из устройства механизма предельно ясен принцип его работы – при откручивании конусного винта освобождается проход, теплоноситель придавливает воздушное пространство и тот, проходя по секциям, подходит к отверстию и спускается, само собой разумеется, наряду с этим выходит некоторое количество воды, но кроме того для автономной системы отопления это не имеет совсем никакого значения.

Преимущество данного устройства пребывает в том, что ним может руководить кроме того ребёнок – винт откручивается весьма легко и через пара оборотов уже слышно характерное шипение – это стравливается воздушное пространство.

К тому же забор тёплой воды из системы через такое устройство фактически неосуществим, исходя из этого обслуживающие вас коммунальщики будут несказанно рады заметить клапан на ваших батареях.

Совет. Если вы решили спустить воздушное пространство в радиаторах, то в обязательном порядке воспользуйтесь неглубокой миской либо хотя бы тарелкой, поскольку в любом случае на пол прольётся какое-то количество воды.

Установка воздушного клапана

Итак, если вы решили самостоятельно установить кран Маевского для биметаллических радиаторов (чугунных либо алюминиевых), то прежде всего, само собой разумеется, вам направляться пойти в магазин и купить его.

Помимо этого, вам пригодится фум-лента (в случае если станете работать с чугунной батареей, то возможно применять паклю) и сантехническая паста «Унипак», которая герметизирует резьбовое соединение.

На биметаллических и алюминиевых радиаторах входное отверстие для устройства уже имеется, лишь в том направлении вкручена простая заглушка (как правило радиаторы уже укомплектованы настоящим краном), но для чугуна вам нужно будет купить футорку с резьбовым отверстием, как на верхней фотографии.

Потом, для установки устройства на отопитель, инструкция требует, дабы вы перекрыли запорную арматуру (краны) на трубах подачи и возврата, а вдруг таковая отсутствует, значит, вам нужно будет сливать воду с системы либо ожидать окончания отопительного сезона (по окончании воду сливают).

После этого, подставив предварительно миску либо глубокую тарелку, откручиваете заглушку либо футорку, в случае если это чугун и прочищаете резьбовое отверстие от мусора, который там постоянно скапливается, кроме того в случае если радиаторы были установлены недавно.

В случае если это чугун, то закручиваете футорку с отверстием, предварительно подмотав её паклей и подмазав пастой «Унипак», причём затягивать её необходимо сильно – в большинстве случаев для этого применяют газовый ключ №2. Затем подматываете фум-лентой кран Маевского, подмазываете его пастой и вкручиваете в отверстие. Откройте краны запорной арматуры и удостоверьтесь в надежности работоспособность клапана.

Заключение

Как видите, всю операцию по монтажу крана возможно выполнить своими руками, без посторонней помощи, причём в этом нет ничего сложного. Но, установив таковой механизм, вы сможете в любое время года исправить положение, в случае если в систему отопления попадёт воздушное пространство.

Кран Маевского: принцип работы и особенности монтажа на батареи

Неполное прогревание батарей – весьма распространенная проблема. Самые распространенные варианты ее решения – вызов специалистов или самостоятельный слив воды. Но есть альтернативный способ удалить воздушные пробки и восстановить эффективность прогрева батарей. Достаточно установить на них краны Маевского для стравливания воздуха.

Устройство и принцип работы механизма

Автор эффективного и быстро набравшего популярность устройства – белорусский сантехник Роев. В 1931 году он сконструировал кран, позволяющий спускать воздух из радиаторов без лишних усилий.

Но конструкция, использующаяся в настоящее время – это усовершенствованная модель спускающего воздух клапана. Инженер Ч.Б. Маевский усовершенствовал изобретение рабочего Роева.

В приборе была улучшена герметизация за счет конструкции игольчатого клапана «конус в конусе». По ГОСТу название механизма – игольчатый радиаторный воздушный клапан.

Управляется устройство запорным винтом, который регулируется снаружи, или отверткой. В закрытом положении клапан удерживает теплоноситель внутри батареи.

Основные части крана:

  • корпус с входным калибровочным и выходным сливным отверстиями,
  • конусный игольчатый клапан,
  • уплотняющее кольцо,
  • вентиль или запирающий винт с головкой под ключ или отвертку.

Разновидности устройств

Конструкция крана различна в отдельных модификациях, но принцип функционирования идентичен. В основе классификации лежит место расположения и принцип управления механизмом: автоматический или ручной.

Существуют следующие виды клапанов:

  1. Классический с резьбой. Устанавливается на любом участке системы, если схема извилистая. Для монтажа высверливают отверстие и нарезают внутреннюю резьбу. Управление спуском проводится в данной модели вручную.
  2. Радиаторный. Металлический кран с колпачком из пластика. Для стравливания воздуха достаточно повернуть ручку, а затем вернуть в исходное положение. Современные радиаторы часто продаются уже оснащенные клапанами.
  3. Шаровый. Механизм для гибридных отопительных систем с ручным управлением. Вместо винта в них расположен поворотный шар с внутренним отверстием.
  4. Автоматический. Оснащен цилиндром со встроенным поплавком. Когда полость заполняется воздухом, происходит его автоматический сброс. Потеря давления вызывает движение поплавка вверх, вследствие чего запирается выходное отверстие, и слив теплоносителя не происходит. Но такая конструкция годится для чистой воды. Централизованные сети содержат грязь, поэтому установка автоматических клапанов в них проблематична. Такие механизмы устанавливают в домашней теплосети, где вода фильтруется.
  5. С предохранительным клапаном. Срабатывает автоматически во время превышения в системе допущенного давления, что грозит разрывом труб. Обычно это показатели выше 16 бар. Установка такого устройства особенно актуальна для домашней системы из пластиковых труб.

Критерии выбора

Чтобы решить, необходима ли установка крана Маевского, подумайте, сможет ли воздух самостоятельно выходить из труб и радиаторов отопления. Учитывайте законы физики: воздух сможет уходить из труб и радиаторов только вверх. Ориентируясь на этот параметр можно выбрать, какой прибор лучше.

Читайте также  Радиаторы отопления сколько КВТ 1 секция?

Для подбора подходящей модели стоит также учесть материал труб, наличие свободного доступа к месту установки и нюансы обслуживания механизма.

Основные советы специалистов по критериям выбора:

  • В домах с централизованным отоплением целесообразно устанавливать ручные модели или краны с предохранителями, что поможет защитить систему от гидроудара. Автоматические краны для предотвращения их засорения можно ставить в домашних системах, где циркулирует очищенный теплоноситель.
  • На чугунные батареи даже в домашней системе можно устанавливать только ручные краны.
  • Для пластиковых труб выбирают модели с предохранителем. Это защитить механизм от поломки вследствие гидроудара.
  • В труднодоступных местах стоит установить автоматическую модель или ручной кран с вентилем.
  • При покупке клапана важно обратить внимание на материал, из которого он изготовлен. Дольше всего прослужит конструкция с латунным корпусом: этот материал устойчив к коррозии.
  • Тип изделия, предельная нагрузка и соответствие типу коммуникаций отражены в документации к модели, поэтому при покупке важно изучить инструкцию.

Правила установки

Самостоятельная установка крана Маевского несложный процесс. Нужно подобрать механизм соответствующего радиаторной пробке диаметра.

В настоящее время краны Маевского выпускают с резьбой 1⁄2 дюйма, 3⁄4 дюйма и 1 дюйм. Для установки удаляю пробку и вкручивают на ее место кран.

При вкручивании крана устанавливают его так, чтобы отверстие для спуска воздуха было направлено вниз, примерно под углом в 45 градусов.

Это целесообразно, чтобы удобнее было собирать воду после стравливания воздуха. Для защиты от подтекания дополнительно используют подмотку изо льна или FUM ленту.

При установке нужно учесть следующее:

  1. В вертикальном тепловом контуре механизм монтируется в батареи на последнем этаже и на приборы, подведенные к стояку ниже оси отопления.
  2. В горизонтальной системе краны нужно вмонтировать во все приборы. Сложные переплетения сети потребуют нескольких автоматических и механических устройств.
  3. В напольном радиаторе выбирается самая высокая точка, кран ставят винтом вверх.
  4. Автоматику устанавливают в труднодоступных местах.
  5. Автоматические краны чувствительны для слишком высоких температур. Если теплоноситель греется выше 150 градусов, то предпочтительнее выбирать механический кран.
  6. В полотенцесушителях с нижним подключением место для установки крана предусмотрено конструкцией. В модели с боковым подключением сначала врезают тройник, в него монтируют воздухоотводчик. Полотенцесушитель сложной формы целесообразно оснастить несколькими клапанами.
  7. При установке клапана учтите, что пробки имеют левую резьбу. Заглушку во время демонтажа лучше придерживать газовым или разводным ключом, чтобы она не начала выкручиваться вместе с краном. Для упрощения работы лучше полностью ее отсоединить чугунную батарею от системы и выбрать клапан с минимальным диаметром внешней резьбы.

Нюансы установки в чугунную батарею

Установка крана в радиатор старого образца имеет некоторые сложности. Многие мастера устраивают самодельный кран. Просверливают футорку, нарезают резьбу и вкручивают простой болт. Вариант примитивен и неудобен, поскольку при ослаблении болта и стравливании воздуха образуется неконтролируемая течь.

Поэтому целесообразнее установить кран Маевского, не выкручивая прикипевшую футорку:

  1. Купите кран с посадочной резьбой М 10 х 1 и подготовьте метчики No 1 и 2. Машинный не подойдет, поскольку чугун тверд, и инструмент сломается.
  2. Слейте из радиатора воду и просверлите верхнюю заглушку тонким сверлом( 5 мм), затем разбейте сверлом диаметром 9 мм.
  3. Снимите фаску. Нарежьте резьбу метчиками No 1 и 2 поочередно.
  4. Уплотнив резьбу льном, закрутите и притяните кран.

Как спускать воздух

  • Под кран ставят емкость для сбора вытекающей воды.
  • Запорный винт поворачивают против часовой стрелки на 90-180 градусов.
  • С характерным шипящим звуком из батареи начнет выходить воздух.
  • Как только из отверстия потечет вода и стабилизируется напор, винт поворачивают в обратную сторону. Равномерность вытекания означает, что в трубах не осталось воздуха.

Правила обслуживания

Бесперебойная работа спускного клапана возможна только при соблюдении правил его эксплуатации:

  1. Для спуска воздуха открывают кран. Если выход воздуха через несколько минут не прекращается, значит, в системе есть дополнительный подсос. Для проверки герметичности возьмите тонкий лист бумаги и поводите около всех стыков. В местах подсоса лист притянется к стыку.
  2. В случае загрязнения выпускного канала его прочистку проводят тонкой иглой или проволокой.
  3. При редком использовании кран подвергается коррозии и перестает работать. Чтобы исправить ситуацию, обработайте кран составом WD-40. В профилактических целях после завершения сезона резьбу стоит обрабатывать силиконовой смазкой.
  4. Кран не подлежит ремонту, и при поломке подлежит замене. Демонтаж необходимо производить с применением вспомогательного разводного ключа для фиксации пробки радиатора. В противном случае можно повредить сам радиатор.

Вопросы и ответы

Если кран находился не на стояке (либо это первое запорное устройство после стояка) и был установлен без согласования, то ответственность за него несет собственник, согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ.

Установка крана помогает только удалить воздух. Если батарея подключена неправильно (так бывает при верхнем подключении) или засорена, эта процедура скорее всего не поможет.

За герметичность клапана отвечает специальный уплотнитель, и причиной течи может быть его износ. В этом случае понадобится замена уплотнителя или всего клапана. Если капли возникли в районе резьбы, кран нужно подкрутить гаечным ключом для более плотного прилегания. Протечка может быть связана с засорением.

Если отопительная система исправна и теплоносителя внутри достаточно, причина в засорении отверстия крана. Его нужно прочистить или заменить кран.

Установка крана Маевского на отопительную систему существенно упрощает ее эксплуатацию и повышает эффективность работы.

Процесс установки не сложен и вполне может быть произведен своими руками. Но подбор подходящей модели клапана требует применения некоторых знаний, поэтому лучше проконсультироваться со специалистами. В процессе эксплуатации важно соблюдать правила и периодически проводить профилактическое обслуживание для сохранения работоспособности механизма.

Видео-инструкции по крану Маевского

Кран Маевского для чугунных и других радиаторов: эффективное устройство для стравливания воздуха из отопления

В европейском климате зимой невозможно без отопления жилья, от которого напрямую зависит комфорт. Батареи часто снижают свою эффективность из-за засорения или завоздушивания. Простейший способ освобождения от воздушных пробок – кран Маевского для чугунных радиаторов и других отопительных приборов. Обычным краном на верхнем этаже по стояку пользовались еще с советских времен, выпуская газообразные скопления. Сегодня применяется функциональный клапан, с которым легко приводить в норму отопительную систему.

Краны Маевского устанавливаются на все типы радиаторов

Назначение крана Маевского

Работники коммунальных служб часто выслушивают жалобы на то, что батареи перестали греть. Но жильцы редко задумываются над тем, почему трубы горячие, а чугунные радиаторы в квартире еле-еле теплые. На самом деле есть 2 причины:

  • засорение мест соединения с трубопроводом органическим осадком, ржавчиной и кальциевыми отложениями;
  • завоздушивание верхних секционных полостей.

Полезная информация! Воздух или газ чаще всего скапливается вверху, поэтому, вопреки всем законам физики, можно обнаружить теплую батарею снизу и холодную – сверху. Это очевидный признак того, что необходимо выпустить воздух.

Разумеется, устранение данной проблемы – это трудоемкий процесс, связанный с отключением отопления прямо в холодный сезон. К тому же понадобится демонтаж или разгерметизация отопительного оборудования.

Простейший способ – врезка воздухоотводчика. Его ставят вместо боковой заглушки радиатора или в другом мене, например, на место сочленения батарей с отопительными трубами. Это приспособление можно найти в любом каталоге сантехнического оснащения под разными названиями:

  • кран для спуска воздуха СТД 7073В;
  • воздухоотводчик;
  • воздуховыпускной модуль;
  • радиаторный игольчатый воздушный клапан;
  • кран Маевского.

Одна из разновидностей крана Маевского

Модели могут немного отличаться по дизайну и конструктивному решении, но по функционалу это одно и то же. Это простое устройство для стравливания воздуха из отопительной системы, устанавливаемое в конечных или верхних точках контура.

Условия установки воздухоотводчиков на радиаторы из разного металла

Воздуховыпускной кран Маевского устанавливают на радиаторы любого типа – биметаллические и алюминиевые, чугунные и стальные. Алюминий при высокой температуре алюминий вступает в реакцию с химическими компонентами теплоносителя, выделяя водород. Также нельзя монтировать алюминий и медь в общей системе, это антагонисты, ионы меди постепенно разрушат легкий и пластичный алюминий.

Газообразные среды образуют воздушные пробки даже в тех отопительных приборах, у которых металл не вступает в реакцию с теплоносителем. Установка выпускного клапана является обязательным условием для замкнутого контура из любого металла, включая узловые и поворотные участки трубопровода и полотенцесушители.

Обратите внимание! Кран Маевского для чугунных радиаторов старого образца не является обязательным условием, он просто оптимизирует работу всей системы отопления.

В процессе освобождения от воздушных пробок идет большая потеря тепла из-за сброса теплоносителя, даже при малом диаметре отверстия – около 15 мм. При малом диаметре невозможно подобрать соответствующий воздухоотводчик, поэтому можно ставить шаровые краны, которые не «порвет» при гидроударе.

Как правило, кран имеет небольшой диаметр

Причины завоздушивания отопительного оборудования

Основная причина холодных батарей в отопительный сезон – воздушные пробки. Воздух всегда есть в воде, его минимально количество присутствует даже в кипятке. Часть его попадает в теплоноситель при разных обстоятельствах:

  • выделяется во время химических реакций из органического осадка;
  • попадает в систему по завершении отопительного сезона при сливе теплоносителя;
  • всасывается насосами при подаче прогретой жидкости;
  • проникает в коммуникации при порывах и утечках, замещая утраченный объем воды;
  • выделяется от реакции замещения при коррозии;
  • большое количество кислорода растворено в холодной воде, откуда он активно выделяется при нагревании.

Газ или воздух скапливается в виде воздушной пробки в самой высокой или наиболее удаленной точке отопительного контура. Если чугунные радиаторы были установлены с наклоном, вопреки правилам, завоздушивание будет наблюдаться каждый сезон, пока не установят кран Маевского. Газообразные скопления возможны и в других местах, если это связано с нарушениями схемы монтажа.

Технические параметры клапана Маевского

Воздуховыпускное устройство рассчитано на одну функцию – удаление газообразных смесей из отопительного контура. Поэтому у него не так много характеристик, как у других изделий. Для классических чугунных батарей наиболее эффективным считают изобретение Ч.Б. Маевского – кран с игольчатым клапаном ручного типа. Им пользуются еще с 30-х годов ХХ века.

Установка современного типа крана

На сегодня производят несколько разновидностей данного приспособления для отвода воздуха из отопительного оборудования:

  • классическая модель с внешней резьбой для монтажа;
  • как дополнительный элемент для оснащения радиаторов, где имеется пластиковый колпачок;
  • устройства комбинированного типа с шаровым краном, входящие в комплект запорной арматуры.

Большинство разновидностей запорной арматуры работает с любой жидкой средой, а есть блоки только для питьевой воды. Но не все клапана адаптированы под работу с выпуском воздуха, пара или газа под большим давлением. Наглухо завинченный стержень должен герметично перекрывать коллекторное отверстие. Большинство воздухоотводчиков выдерживает давление около 10 Атм.

Важно! Для запорной арматуры важен класс герметичности, по ГОСТу 9544-93 это класс А (изделие без видимых протечек).

Краны Маевского любой модификации отлично справляются со своими функциями в комплекте с чугунными радиаторами. Чаще всего их выпускают из латуни, реже – из стали. Устройства рассчитаны на температурный режим среды в пределах100 – 120°С, есть более стойкие модели, работающие с паром под давлением при нагревании теплоносителя до 140 – 150ºС.

Тип изделия, его предельная нагрузка и соответствие типу коммуникаций отражены в документации, прилагаемой к модели, поэтому важно внимательно изучить инструкцию. Например, указывают тип резьбы (внешняя и внутренняя) – ½ дюйма, один или ¾ дюйма. В маркировке может быть указан шаг резьбы 1 мм – это М10х1.

Простейшее исполнение клапана:

  • латунный корпус;
  • винт с игольчатыми протоками;
  • колпачок;
  • уплотнитель.

Конструкция крана очень проста

В городских отопительных системах, обеспечивающих целые кварталы, предусмотрены автоматические воздухоотводчики. Есть и другие методы для профилактики воздушных пробок, которыми занимаются инженеры, специалисты в сфере коммуникаций.

Принципиальное отличие автоматической и ручной разновидности клапана

Автоматический кран Маевского конструктивно напоминает воздушный клапан с поплавком. Он рычагом соединен с сердцевиной, перекрывающей выпускной проход. Положение поплавка регулируется, при отсутствии воздуха кран наполнен теплоносителем, выталкивая поплавок наверх. При заполнении клапана воздушной смесью поплавок проседает, ослабляя воздействие на сердечник. При этом отверстие выпускает воздух.

Этот модуль работает самостоятельно, для его управления не требуется человеческое участие. Поплавочная модель – лучшая профилактика «развоздушивания» отопительной системы, которая самостоятельно регулирует закрытие и открытие клапана. У изделия есть существенный недостаток – он чувствителен к засорению, нуждается в эпизодической очистке, что не очень удобно производить в отопительный сезон. Устройство подходит для замкнутого корпуса в частном секторе, где чище теплоноситель.

Ручной кран Маевского – наиболее распространенная разновидность. Это простейшее устройство эффективно в разных отопительных системах – городских и индивидуальных. Клапан способен к продолжительной эксплуатации без профилактической чистки, поскольку наименее чувствителен к качеству регулируемой им среды. Но он не работает без постороннего вмешательства – стравливание воздуха производится вручную, посредством открытия запорного винта.

Автоматический кран Маевского

Конструктивная простота – гарантия безупречной работы. Это вентиль с винтом в виде конуса, регулирующим отверстие малого диаметра. Пропорциональное соотношение деталей обеспечивает герметичное перекрытие теплоноситель в чугунном радиаторе. Клапан не «срывает» при гидроударах и предельном давлении. При вкручивании в отверстие винта производится полное перекрытие теплоносителя. Когда рукоятка откручивается, выходит скопившийся воздух, но практически все время кран Маевского закрыт.

Клапан для стравливания газообразной среды из отопления – одно из самых простейших изобретений, эффективно противодействующих завоздушиванию чугунных радиаторов. Благодаря ему повышается КПД отопительного оборудования, благодаря чему холодные батареи с воздушными пробками снова обогревают помещение. Установка ничем не отличается от другой запорной арматуры, если правильно подобрать тип резьбы и формат клапана, вставляемого вместо концевой заглушки радиатора.

Воздухоотводный кран Маевского, принцип работы устройства

На чтение: 6 минут Нет времени?

Очень распространённой проблемой в системе отопления является неполное прогревание батарей. Но не каждый человек обладает необходимой информацией, чтобы решить эту проблему самостоятельно. Многие вызывают специалистов каждый раз, когда происходит поломка подобного плана, другие справляются с помощью разводного ключа и тазика для воды. А остальные, после прочтения этой статьи установят себе кран Маевского. Принцип работы этого устройства описан далее.

Читайте в статье

Что такое кран Маевского, принцип работы

В 1931 году никому не известный сантехник-монтёр С.А. Роев из Минска разработал специальное устройство, которое позволяло спускать воздух из радиаторов отопительной системы посредству совмещения двух деталей с прокладкой между собой. В 1932 году этот кран испытан пользователями и признан как рабочее устройство. Но 1933 год явил миру изобретателя Ч.Б. Маевского, который усовершенствовал прибор с помощью улучшенной герметизации, конструкции клапана «конус в конус» и безопасного ключа для приведения его в действие. С тех пор кран Маевского используется по сей день, хотя официальное название прибора, которое указывается в ГОСТах и СНиПах — радиаторный игольчатый воздушный клапан.

Устройство основано на принципе самовольного высвобождения воздуха из батареи. Кран сконструирован таким образом, чтобы при его открытии поднималась затворная игла, которая, в свою очередь, открывает специальное отверстие диаметром 2 мм. Через это отверстие выходит весь лишний воздух, который собрался в батарее. Винт с четырёхгранной головкой перемещает рабочий штуцер клапана.

Важно! В процессе эксплуатации данного вентиля необходимо отключать циркуляционный электронасос, для более эффективного стравливания воздуха. В том случае, если ваш котёл оснащён встроенным насосом для циркуляции жидкости, его нужно отключить от сети.

Фото крана Маевского и описание его разновидностей

У каждого проекта отопительной системы разное расположение рабочих органов (батарей и полотенцесушителя), поэтому конструкция не всегда позволяет разместить кран Маевского в доступном для обслуживания месте. Что привело разработчиков к созданию нескольких видов клапана.

Ручная модель крана

Самая распространённая модификация, так как имеет достаточно надёжный механизм, главное, чтобы доступ к нему был свободен, так как открывается кран с помощью плоской отвёртки или специального четырёхгранного ключа для крана Маевского. Игольчатый механизм работает в двух разновидностях, горизонтально открывая затвор для пропуска воздуха, и с отверстием в корпусе гайки.

Ручной кран Маевского

Как работают автоматические воздухоотводчики

Принцип работы автоматического воздухоотводчика для отопления заключается в наличии поплавка. Поплавок подпирает игольчатый клапан через пружину, система настроена на определённое давление воздуха в радиаторе, как только воздуха станет больше допустимого значения, клапан откроется, и стравит весь лишний воздух через отверстие в центре головки крана. Когда давление прейдёт в норму, клапан закроется. Установка такого варианта прибора распространяется только на труднодоступные узлы отопления. В промышленных масштабах применяют иные приспособления для устранения завоздушенности батарей.

Кран Маевского автоматический

Кран с предохранительным клапаном

Это усовершенствованный ручной кран Маевского, дополненный, датчиком высокого давления. Суть его работы заключается в том, чтобы предотвращать поломку отопительной системы и её рабочих органов в случае, если давление теплоносителя превысит отметку в 15 атмосфер. Клапан откроется и спустит лишнюю воду из батареи. Чрезмерное давление может создаться из-за гидроудара.

Устройство воздухоотвода с предохранителем

Почему в системе скапливается воздух?

Воздушная пробка — это злостный враг отопительной системы. Чем больше воздуха в батареях, тем хуже они греют, потому что воздух не даёт теплоносителю полностью заполнить отопительный прибор, и он не нагревается на полную мощность. Причины попадания воздуха:

  • Разгерметизация труб в процессе ремонтных работ стояка или батарей.

Существует и ряд других причин попадания кислорода в трубы, но они происходят очень редко.

Важно! В процессе регулярной завоздушенности, металл отопительных элементов подвергается коррозии, так как кислород негативно воздействует на структуру материала, разрушая его. Такая система прослужит гораздо меньше, чем отопление с редким попаданием воздуха в радиаторы.

Установка крана в систему

В первую очередь нужно провести подготовительные работы. Их список изменяется в зависимости от типа радиатора. Что касается общих рекомендаций, то перед началом работ необходимо слить весь теплоноситель из системы.

Монтаж приспособления в чугунную батарею

Изначально, старая модификация чугунных радиаторов не подразумевает наличия специального отверстия для дополнительных приспособлений, которые улучшают работу отопления. Следовательно, нужно немного попотеть, чтобы кран Маевского был приспособлен для чугунных радиаторов.

Кран, вмонтированный в чугунную батарею

Примечание! В системе центрального отопления происходят частые гидроудары, поэтому следует покупать кран с предохранительным клапаном. В таких системах установка автоматического воздухоотводчика нецелесообразна из-за принципа его работы и загрязнённости теплоносителя. Спускное отверстие будет часто забиваться. Очистить его достаточно просто: нужно взять иголку и прочистить отверстие до полного освобождения от грязи.

Установка крана Маевского в современных системах

Радиаторы нового поколения по умолчанию рассчитаны под установку всевозможных приборов и кранов. Поэтому монтаж клапана производится значительно легче.

  1. Сливаете всю воду.
  2. Удаляете заглушку, которая герметизировала нужное вам отверстие. Если разъём имеет необычный диаметр, значит, нужно полностью вывинтить сердцевину, и купив подходящую, произвести сборку всех элементов.
  3. Сам краник нужно закрутить таким образом, чтобы сливное отверстие смотрела от стены и под 45 градусов от горизонтали вниз. Это идеальное положение для расположения ёмкости, необходимой при сливе жидкости.

Правильное положение крана

Нюансы в процессе эксплуатации

Для того чтобы процесс стравливания накопившегося воздуха в системе происходил без нежелательных последствий, ниже приведена подробная инструкция всех манипуляций.

  • В случае если движение теплообменника происходит благодаря циркуляционному насосу, значит, его нужно отключить. Делается это за 15 минут до начала работ. Это необходимо, чтобы воздух перестал смешиваться с водой и скопился в верхней точке батареи.

Как правильно выбрать устройство

На сегодняшний день существует большой ассортимент модификаций и дизайна крана Маевского. Есть определённые нюансы, на которые следует обращать внимание при покупке. Главный показатель долговечности — это латунная основа. Помимо самого металла, нужно обращать внимание на качество резьбы, удобство в эксплуатации механизма для открытия клапана, наличие уплотнительной резинки на штуцере. Размер входящей трубы распространяется на 1, ½, ¼ дюйма.

Современные устройства оснащены готовым пластиковым вентилем, что избавляет владельца от использования подручных средств. Но такие модели не совсем практичны в комнатах, где часто находятся дети.

Клапан с удобной ручкой

Для наглядного примера в таблице указаны модели разных производителей с указанием цены

Альтернативные варианты замены

  • Краны водоразборные. Зачастую их ставят в конечной точке системы отопления. Служит такой кран для заполнения труб водой и для её слива. Если отопление автономное, ставят такой кран и в начале системы, чтобы была возможность провести ревизию на предмет наличия воздушных пробок. К начальному крану подсоединяют подачу воды, а с конечного её сливают определённое количество времени, чтобы выгнать весь воздух. Такая система кардинально отличается от крана Маевского и принципа его работы.

Водоразборный кран

  • Если владелец по каким-либо причинам не желает устанавливать кран Маевского, можно произвести следующую процедуру. Ослабив резьбу на верхней выходящей из радиатора трубе. Так, выйдет воздух, а заодно и забрызгает всё вокруг.
  • В случае когда система не подразумевает использование насоса, значит, и скорость потока воды маленькая. В этом случае можно организовать естественный отвод кислорода. Так, в верхнюю часть батареи в районе трубы врезается вертикальный отвод с пустым расширительным баком на конце.
  • При использовании ионного котла с замкнутой системой циркуляции воды, кран Маевского прослужит недолго. Дело в том, что в теплоноситель добавляется соляной раствор для большего разгона ионов в котле. При стравливании воздуха, внутри клапана будут откладываться соли, что и приведёт к быстрой поломке. Для ионных котлов предусмотрены специальные устройства, стойкие к воздействию солей.

Важно! Любое переделывание конструкции отопительной системы, которое не закреплено в стандартах ГОСТ либо СНиП, необходимо согласовывать со специалистами государственных служб по вопросам отопительных приборов. В противном случае вы подвергаете опасности не только себя, но и всех окружающих вас людей.

Подведение итогов

Безусловно, каждый владелец отопительных приборов, основанных на жидком теплоносителе вправе сам решать, как лучше модифицировать свою систему и делать ли это вообще. Но хочется отметить, что использование крана Маевского, во-первых, поднимет КПД всей установки, во-вторых, облегчит обслуживание батарей, в-третьих, не заберёт у вас много денежных средств, ведь как вы заметили приведённая в статье таблица, демонстрирует дешевизну изделий. Теперь вы знаете что такое кран Маевского, принцип работы и нюансы в эксплуатации.

Кран Маевского на чугунный радиатор: разновидности, устройство и установка

Всем, кто пользуется водяным отоплением, хорошо известна проблема завоздушивания системы и если при автономии этот вопрос решить проще, то для централизованных систем, это гораздо сложнее, но в любом случае хорошо помогает установка крана Маевского на чугунный радиатор.

Собственно говоря, этот клапан используют для разных водяных батарей, как то секционных, трубчатых и панельных, сделанных из чугуна, стали, алюминия и биметалла – воздух может скапливаться в любой из них, так что его травление порой является первой необходимостью для обеспечения полноценного обогрева помещения. Но обо всём в мельчайших подробностях вы узнаете ниже, а ещё сможете посмотреть видео в этой статье.

Клапан Маевского на чугунном радиаторе

Клапан Маевского

Разные клапаны Маевского

Примечание. Краном Маевского называется вид запорной арматуры с клапаном, при помощи которой осуществляется спуск воздуха с радиаторов.

  • В 1931 году по постановлению Госплана было решено использовать воздушные краники на радиаторах для стравливания с них воздуха, а в 1933 году ленинградский инженер Ч.Б. Маевский представил разработанный ним герметичный клапан, который открывался крестообразным ключом. Сейчас его, как правило, открывают торцовым ключом или отвёрткой, а во всём остальном это приспособление остаётся неизменным до наших дней.
  • Настоящая конструкция представляет собой запорный клапан игольчатого типа, где шток перемещается винтом при помощи четырёхгранной головки, на которой есть прорезь, следовательно, она также регулируется отвёрткой.
    Отверстие, куда вкручивается кран Маевского для чугунных радиаторов 15 мм аналогично – ДУ 15 или ½” – оно находится в верхней части батареи слева или справа, параллельно термоголовке или верхней трубе подачи.

Нагрев батареи при взгляде через тепловизор

  • Вы наверняка сталкивались с такой ситуацией, когда радиатор имеет разную температуру в разных местах (в одном конце он горячий, а в другом – холодный) или же у вас все батареи холодные, а в то же время у соседей, которые запитываются с того же стояка – горячие. И в одном и в другом случае виновником ситуации являются воздушные пробки, которые чаще всего скапливаются не в трубах контура, а именно в секциях радиаторов, не пропуская воду, то есть, не давая теплоносителю циркулировать по всей площади прибора.
  • Воздух обычно скапливается в нижней части батареи, где циркуляция теплоносителя замедленна и в былые времена проблема его удаления решалась при помощи обычного крана, который устанавливали в подъезде или в чьей-то квартире – воздух спускали вместе с водой, причём теплоносителя при этом сливалось огромное количество.

Причём делалось это даже тогда, когда клапан уже не был новинкой – благо все ресурсы были бесхозными и энергозатраты на теплоноситель мало кого интересовали, но сейчас научились считать, и это приспособление оказалось, как нельзя кстати.

Примечание. Следует отметить, что такой клапан не является панацеей и если вы спустили воздух, а батарея остаётся еле тёплой, значит, причина здесь в её засорении и ее нужно промывать.

Разновидности

Устройство ручного типа

Самым распространённым во всём мире для водяных систем отопления является клапан ручного типа, управляемый торцовым ключом или отвёрткой – его изображение вы видите на верхнем фото. Название (определение) произошло от способа управления, но это ничуть не умаляет его достоинств – механизм достаточно надёжен и при правильной установке никогда не создаёт проблем и ни у кого не вызывает нареканий.

В некоторых случаях требуется установка автоматического крана Маевского, например, там, где обслуживание отопительных приборов затруднено или невозможно вообще – персонал может просто-напросто отсутствовать.

Но с такими устройствами следует быть очень аккуратным, так как они самостоятельно стравливают воздух, вместе с которым выходит и вода, так что для жилых помещений, общественных зданий, магазинов и офисов, это вряд ли приемлемо – там лучше всего использовать ручную версию механизма, да и цена его намного меньше.

Устройство

По внешнему виду кран или клапан Маевского очень похож на самую обычную заглушку. Только с несколько видоизменённой головкой, так как так есть приспособление для управления под ключ и отвёртку.

Весь воздухоотвод сделан из двух основных деталей – это сам корпус, который вкручивается в посадочное резьбовое отверстие и клапан, сделанный в виде винта с конусным концом, что хорошо видно на чертеже, приведенном выше.

Во внутренней части корпуса с тыльной стороны сделано калиброванное отверстие – при закручивании винта туда входит конус и закупоривает проход.

Из устройства механизма предельно ясен принцип его работы – при откручивании конусного винта освобождается проход, теплоноситель придавливает воздух и тот, проходя по секциям, подходит к отверстию и спускается, конечно, при этом выходит некоторое количество воды, но даже для автономной системы отопления это не имеет совершенно никакого значения.

Преимущество данного устройства состоит в том, что ним может управлять даже подросток – винт откручивается очень легко и через несколько оборотов уже слышно характерное шипение – это стравливается воздух.

К тому же забор горячей воды из системы через такое устройство практически невозможен, поэтому обслуживающие вас коммунальщики будут несказанно рады увидеть клапан на ваших батареях.

Рекомендация. Если вы решили спустить воздух в радиаторах, то обязательно воспользуйтесь неглубокой миской или хотя бы тарелкой, так как в любом случае на пол прольётся какое-то количество воды.

Установка воздушного клапана

Чугунная футорка с отверстием для воздушного клапана

Итак, если вы решили самостоятельно установить кран Маевского для биметаллических радиаторов (чугунных или алюминиевых), то в первую очередь, конечно, вам следует пойти в магазин и приобрести его.

Кроме того, вам понадобится фум-лента (если будете работать с чугунной батареей, то можно использовать паклю) и сантехническая паста «Унипак», которая герметизирует резьбовое соединение.

На биметаллических и алюминиевых радиаторах входное отверстие для устройства уже имеется, только туда вкручена обычная заглушка (в большинстве случаев радиаторы уже укомплектованы настоящим краном), но для чугуна вам придётся купить футорку с резьбовым отверстием, как на верхней фотографии.

Далее, для установки устройства на отопитель, инструкция требует, чтобы вы перекрыли запорную арматуру (краны) на трубах подачи и возврата, а если таковая отсутствует, значит, вам придётся сливать воду с системы или ждать окончания отопительного сезона (по окончании воду сливают).

Затем, подставив предварительно миску или глубокую тарелку, откручиваете заглушку или футорку, если это чугун и прочищаете резьбовое отверстие от мусора, который там всегда скапливается, даже если радиаторы были установлены не так давно.

Используйте разводной ключ

Если это чугун, то закручиваете футорку с отверстием, предварительно подмотав её паклей и подмазав пастой «Унипак», причём затягивать её нужно очень сильно – обычно для этого используют газовый ключ №2. После этого подматываете фум-лентой кран Маевского, подмазываете его пастой и вкручиваете в отверстие. Откройте краны запорной арматуры и проверьте работоспособность клапана.

Заключение

Как видите, всю операцию по монтажу крана можно проделать своими руками, без посторонней помощи, причём в этом нет ничего сложного. Зато, установив такой механизм, вы сможете в любое время года исправить положение, если в систему отопления попадёт воздух.