Воздушный клапан для радиатора отопления

Устройство автоматического воздушного клапана для отопления

В трубопроводах и устройствах водяного отопления постоянно в различном количестве находится воздух. Он выделяется из теплового носителя (вода имеет в своем составе кислород в растворенном виде), попадает через стенки пластиковых труб и остается в центральных магистралях во время наполнения системы. Удаление появляющихся пузырей — это главная задача, которую решает воздушный клапан для отопления.

  • 1. Причины завоздушивания
  • 2. Опасность воздушных пробок
  • 3. Разновидности клапанов
    • 3.1. Автоматические устройства
    • 3.2. Кран Маевского

    Клапан на батарее отопления для сброса воздуха позволяет избавляться от газов, скопившихся в центральном трубопроводе и батареях. Завоздушивание отопительной системы может происходить по нескольким основным причинам, в числе которых:

    1. 1. Из-за очень быстрого наполнения контура тепловым носителем вода в системе не успевает вывести воздушные массы естественным способом. Теплоноситель необходимо заполнять с нижней точки, чтобы воздух выводился кверху и выходил через открытый спускник.
    2. 2. По причине повышенного количества растворенных газов в тепловом носителе, для которого не проводились специальные подготовительные мероприятия — деаэрация. Растворимость газов происходит с учетом температуры среды, и во время нагрева жидкости воздух отделяется от теплоносителя и накапливается, образуя пробки.
    3. 3. Процесс проведения ремонтных работ, которые связаны с заменой различных элементов без полного слива жидкости, когда ремонтируемый контур или отопительный прибор отсекается от всей системы, а после подсоединяется обратно.
    4. 4. В результате попадания воздушных масс через стенки пластиковых труб, если они изготовлены из материала без антидиффузионного покрытия. Во время организации трубопровода этот нюанс необходимо непременно учитывать.
    5. 5. Вследствие процесса коррозии во время контакта кислорода с металлом из воздушных молекул освобождается водород, который тоже начинает накапливаться в отопительной системе.
    6. 6. Во время нарушения герметичности.

    Растворенный в тепловом носителе воздух со временем выводит из строя металлические трубы и батареи, а также стальные элементы котла отопления. Коррозионное действие воздуха, который был вначале растворен в воде, а после отделился во время повышенных температур, значительно выше показателей атмосферного воздуха из-за высокого количества кислорода.

    Образовавшиеся в трубах газы не только начинают провоцировать или ускорять процесс коррозии металлических элементов, но и создают воздушные пробки, которые мешают системе отопления нормально функционировать:

    1. 1. Газовые пробки играют роль теплоизолятора, и если воздух образовался на верхнем участке радиатора, то он хуже нагревается и передает в комнату меньшее количество тепла.
    2. 2. По причине пробок снижается циркуляция теплового носителя, в отдельных случаях перемещение воды по трубопроводу может быть полностью заблокировано. В этой ситуации отопительные устройства быстро охлаждаются.
    3. 3. Насосы для передвижения теплового носителя по контуру не рассчитаны на циркуляцию воздуха, во время работы с завоздушенной жидкостью крыльчатка и подшипники оборудования подлежат износу намного быстрее.
    4. 4. При наличии газовых пробок передвижение воды по отопительному контуру начинает сопровождаться журчанием и булькающими звуками, это причиняет акустический дискомфорт в помещении.

    Специальный клапан для сброса воздуха из системы отопления позволяет решить проблемы, которые связаны с появлением пробок. Главное — правильно выбрать оборудование и определить участки установки воздухоотводчиков.

    Для избавления от пробок в центральной отопительной магистрали предусмотрен монтаж кранов для сброса на крайних батареях в каждом контуре. Автоматические воздушные клапаны для системы отопления позволяют осуществить стравливание воздуха, который вытесняется в крайнюю точку контура во время наполнения системы тепловым носителем.

    Автономные системы отопления, а также новые батареи, которые подключены к центральной тепловой сети, оборудуются специальными воздухоотводными клапанами. Выделяют два вида этого оборудования — ручной кран Маевского и автоматический воздухоспускной клапан.

    Приборы выбираются с учетом удобства эксплуатации и принципа работы, устанавливают их на тех участках контура отопления, на которых находится максимальный риск образования газовых пробок — на верхний коллектор всех батарей, а также в наивысшей точке отопительной системы.

    Автоматический воздушник в системе отопления состоит из цилиндра, в котором внутри находится пластмассовый поплавок. Прибор монтируется вертикально, его внутренняя часть в нормальном режиме наполнена тепловым носителем, который под напором передвигается через нижнее отверстие камеры.

    Автоматический спускной клапан отопления оборудован игольчатым штоком — именно к последнему на рычаге закрепляется поплавок.

    Если в трубе появляется пробка, то воздух начинает устремляться к наивысшей точке батареи либо контура отопления в общем. Если на этом участке расположен клапан, который работает в автоматическом режиме, то тепловой носитель из внутренней камеры выталкивается воздухом. Во время вытеснения воды поплавок начинает опускаться, открывая клапан, вследствие этого выходят газы из труб или радиаторов, и камера заново наполняется жидкостью.

    Автоматический сбрасыватель воздуха со временем обрастает накипью и заиливается. Это приводит к неправильной работе устройства, потере герметичности конструкции — через клапан начинает протекать вода. Этот прибор нуждается в замене — автоматические устройства являются неремонтопригодными. Число устанавливаемых отводчиков будет зависеть от особенностей установленной системы отопления.

    Устройство используется для монтажа:

    • на наивысшем участке вертикальных стояков — именно здесь собирается воздух;
    • в схеме группы безопасности котла на выходящем трубопроводе, где тепловой носитель имеет максимальную температуру;
    • на П-образные петли, которые организуются для компенсации расширения труб;
    • на коллекторы теплого пола, чтобы была возможность выводить воздух из контура.

    Ручной клапан для сброса воздушных масс также известен как кран Маевского. В этой конструкции нет подвижных частей, потому она является намного надежнее и долговечнее, в отличие от автоматических приборов. Корпус воздухоотводного цилиндрического клапана оборудован внешней резьбой. Продольное отверстие в этой конструкции закрывается винтом, который имеет форму конуса на окончании. От центрального сквозного отверстия отводится круглый канал.

    Принцип работы ручного вентиля довольно прост: откручивание винта открывает отверстие, через которое образовавшийся воздух выводится наружу с помощью канала в корпусе. После вывода газовой пробки винт вкручивается в изначальное положение. Ручные сбрасыватели воздуха в стандартном изготовлении изначально были разработаны для установки на трубопровод. Однако огромный спрос имеют краны Маевского, устанавливающиеся на отопительные панельные и секционные устройства.

    В идеале воздух поднимается к наивысшим участкам контура, где находятся сбрасыватели, и стравливается клапанами. Но как показала практика, ошибки во время прокладки труб либо проектирования системы приводят к образованию пробок на труднодоступных участках. Для того чтобы избавиться от этой пробки, нужно отыскать ее месторасположение — по журчанию теплового носителя, который проходит через завоздушенные места, по более низкой температуре трубопровода или батарей, по глухому звуку во время простукивания отопительных труб.

    Вывести пробку сможет помочь увеличение температуры теплового носителя либо давления в системе. Для действия давлением нужно открыть подпиточный кран, а также ближайший к пробке спускной механизм (с учетом движения потока). Поступающая в контур жидкость увеличивает давление, заставляя перемещаться пробку. Удостоверившись, что пробка ушла через кран (не слышно характерного шипения), систему переводят в нормальный режим работы.

    В сложных случаях можно на пробку действовать одновременно температурой и давлением. Тепловой носитель запрещается нагревать выше максимально допустимых критических показателей, чтобы не испортить отопительную систему. Постоянное образование пробки на одном участке говорит о некорректной установке или просчетах во время проектирования. Необходимо поставить в проблемной зоне отводчик воздуха, врезав тройник в трубу.

    Главный недостаток автоматических воздушников — отверстие для выпуска газа зачастую зарастает кристаллами соли. В таком случае либо перестает выходить воздух, либо кран начинает «плакать». Так или иначе, необходимо устройство демонтировать и почистить.

    Чтобы это выполнить без остановки всей отопительной системы, устанавливают автоматические сбрасыватели одновременно с обратными. Первым устанавливают обратный кран, сверху него — воздушный. Если требуется, то автоматический воздухосборник просто снимают, конструкцию разбирают, очищают и собирают заново. После чего прибор снова готов стравливать газообразные вещества.

    Клапаны сброса для отопительной системы могут находиться в составе схемы безопасности либо в комплекте коллектора для системы «теплый пол» или же поставляться одновременно с отопительными приборами. Автоматические воздушники выбираются с учетом рабочих характеристик (возможное давление и температурный режим), они обязаны соответствовать показателям системы отопления. По своей конструкции эти сбрасыватели делятся на вертикальные и горизонтальные, угловые и прямые приборы.

    Опытные мастера советуют выбирать автоматические воздушники с выхлопным патрубком, который направлен кверху. По отзывам, изделия с боковым выходом начинают протекать намного чаще. Помимо этого, во время монтажа нужно четко соблюдать вертикальное расположение корпуса.

    Ручные краны отличаются способом выкручивания винта:

    • с головкой под плоскую отвертку (наиболее безопасный и удобный способ);
    • с несъемной ручкой (нельзя устанавливать на участке, который доступен для маленьких детей, чтобы не допустить возможность ожога горячим тепловым носителем);
    • со штоком под специально сделанный ключ (недостаток заключается в том, что ключа в необходимый момент может не находится рядом).

    Такое простое, но очень важное устройство, как клапан сброса воздуха, выбрать несложно. Тем более, если оно находится в комплекте с иным оборудованием. Когда же необходимо выбирать автовоздушник отдельно, то необходимо также не забывать о качестве материала, из которого изготовлено изделие. Нужно остерегаться разных силуминовых подделок, имитирующих латунные модели.

    Воздушный клапан для отопления: назначение, принцип действия и конструктивные особенности

    Важнейшим элементом отопительной системы с жидкостным теплоносителем является воздухоотводчик или воздушный клапан.

    Большую часть времени этот узел простаивает без дела, но стоит его демонтировать – и система очень быстро станет неработоспособной.

    Как работает воздушный клапан для отопления, где он устанавливается и какую разновидность лучше использовать?

    Выбираем правильное название: решение, которое оправдывает этот клапан

    Но правильный вариант, раскрывающий назначение устройства, звучит так: клапан для выведения газов из систем водоснабжения и отопления в автоматическом режиме.

    Далее рассмотрим основные функции и принцип работы данного прибора.

    Время от времени в радиаторе отопления скапливается воздух, который не дает батареям прогреться. Чтобы стравить воздух, используется специальное устройство. Кран Маевского: принцип работы прибора, выбор и стоимость.

    Устройство бойлера для нагрева воды и принцип работы рассмотрим тут.

    Знаете ли вы, что на накопительном бойлере обязательно должен стоять предохранительный клапан? По этой ссылке https://microklimat.pro/otopitelnoe-oborudovanie/vodonagrevateli/predoxranitelnyj-klapan-dlya-bojlera.html вы узнаете, что это за прибор и какие функции он выполняет.

    Основная задача

    Главная задача клапана ясна из его полного названия: автоматический сброс воздуха и других газов из трубопроводов и сосудов, заполненных жидкой средой.

    Как же эти самые газы туда попадают? Вот основные пути:

    1. Будучи растворенными в теплоносителе: это относится именно к воздуху. Обычная холодная вода содержит немалое количество этого газа в растворенном виде – примерно 30 г на 1 куб. м. Зачастую ее заливают в качестве теплоносителя без предварительной подготовки, вследствие чего весь растворенный воздух оказывается внутри системы. Известно, что с повышением нагрева растворимость газов в жидкостях снижается. В соответствии с этим законом воздух при нагреве воды начинает из нее выделяться.м Чтобы предотвратить подобное явление, воду перед заливкой нужно подвергнуть особой подготовительной процедуре – деаэрации. Она способствует значительному сокращению количества растворенного воздуха – до 1 г на 1 куб. м. Таким же образом нужно готовить воду, используемую для подпитки. Если же для этого применяется обычная водопроводная вода, что бывает довольно часто, в системе все равно понемногу будет накапливаться воздух.
    2. При быстром заполнении системы: опытные сантехники знают, что заполнять отопительный контур нужно постепенно, давая тем самым воздуху возможность выходить естественным образом. На заправку разветвленной системы в пределах одного этажа обычно уходит несколько часов, при этом заливать теплоноситель нужно снизу. Если же пренебречь этим правилом и залить теплоноситель быстрее положенного, изрядный объем воздуха останется внутри.
    3. Через стенки полимерных труб: некоторые марки полимерных труб, например, из сшитого полиэтилена, не имеют антидиффузионного покрытия. Вследствие этого их стенки пропускают воздух. Понятно, что он будет постепенно накапливаться, если такие трубы по ошибке применят в системе отопления.
    4. При выполнении ремонтных работ, особенно связанных с демонтажем оборудования.
    5. При разгерметизации системы.
    6. Вследствие коррозии.

    В данном случае речь идет не о воздухе, а о водороде. Он освобождается из молекулы воды, когда имеющийся в ней кислород реагирует с железом (напомним, что коррозия представляет собой окисление железа и других металлов). Объемы выделения водорода весьма ощутимы: при ржавении 1 куб. см железа из воды образуется 1 л этого взрывоопасного газа.

    Воздухоотводчик для системы отопления в разобранном виде

    Особенно активно водород и кислород выделяются в алюминиевых радиаторах. Дело в том, что алюминий играет роль катализатора, способствующего разложению молекулы воды на газовые составляющие.

    По этой причине возле воздухоотводчиков, установленных на таких приборах, запрещается курить и пользоваться открытым огнем. В биметаллических радиаторах это явление также наблюдается, хотя и в гораздо меньшей степени.

    Почему нужно ставить автовоздушник?

    Необходимость удаления воздуха и других газов из отопительной системы вызвана целым рядом причин:

    1. Газовая пробка может ослабить циркуляцию теплоносителя или даже полностью его блокировать. Понятно, что при таком положении дел батареи быстро остынут.
    2. Воздух – хороший теплоизолятор, и если он скапливается в верхней части радиатора, та постепенно становится холодной. При этом теплоотдача прибора, естественно, снижается, а вместе с ней и температура в отапливаемом помещении.
    3. В завоздушенной системе теплоноситель перемещается с громким журчанием и хлюпаньем.
    4. Увеличивается нагрузка на крыльчатку и подшипник насоса, вследствие чего те быстрее изнашиваются.

    Основной причиной коррозии металлов является именно контакт с воздухом. Причем воздух, растворенный в воде, превосходит по коррозионной активности атмосферный, поскольку содержит на 10% – 12% больше кислорода.

    Принцип действия

    Автоматический воздушный клапан для системы отопления имеет корпус цилиндрической или конусообразной формы, внутрь которого помещен поплавок.

    Корпус снабжен резьбой для присоединения к элементам системы. Он может быть изготовлен из латуни, чугуна или пластика. Поплавок изготавливают из пластика.

    При помощи тяги он связан с игольчатым затвором, перекрывающем сбросное отверстие.

    Как работает воздушный клапан отопления:

    1. Скапливающийся в верхней части корпуса воздух постепенно вытесняет воду. При этом поплавок опускается.
    2. Двигаясь вниз, поплавок увлекает за собой прикрепленную к нему тягу и иглу затворного механизма. При этом через открывшееся отверстие сбрасывается воздух, выдавливаемый теплоносителем.
    3. После удаления воздуха теплоноситель снова заставляет поплавок подняться и перекрыть сбросное отверстие. До следующего цикла прибор переходит в режим ожидания.

    Кроме основной функции воздушный клапан может выполнять еще одну: он пропускает внутрь воздух при дренировании системы, обеспечивая более быстрый слив теплоносителя.

    Чтобы сбросное отверстие можно было быстро перекрыть в случае поломки воздухоотводчика, на нем устанавливают заглушку в виде колпачка. На заводе этот колпачок полностью завинчивают, предотвращая таким образом попадание грязи внутрь. После установки изделия колпачок нужно приоткрыть, провернув его против часовой стрелки несколько раз. Если этого не сделать, воздушный клапан работать не будет.

    Некоторые модели автовоздушников поставляются с переходником, имеющим внутри подпружиненный клапан. Он автоматически закрывается, как только воздушник будет демонтирован.

    Воздухоотводчик на радиаторе

    Автоматические воздухоотводчики выпускаются в 3-х исполнениях:

    1. Трубные прямые: накручиваются на вертикальную трубу, торец которой смотрит вверх. Корпус у такого автовоздушника имеет вид прямой цилиндрической или конусной гильзы. Этот вариант применяют чаще всего.
    2. Трубные угловые: вертикальная часть прибора идентична только что описанному варианту, но внизу она делает поворот под углом в 90 градусов. Такое исполнение позволяет устанавливать воздухоотводчик на горизонтальной трубе, в чем иногда бывает необходимость (например, из-за недостатка места не удается установить вертикальный отрезок трубы для подключения прямого воздухоотводчика).
    3. Радиаторные: предназначены для установки на батареях отопления, для чего имеют соответствующую резьбу. Как было отмечено ранее, в автоматических воздухоотводчиках нуждаются именно алюминиевые и биметаллические радиаторы. На чугунных можно устанавливать ручные воздушные клапаны – так называемые краны Маевского. Сброс воздуха из таких батарей приходится осуществлять лишь изредка, чаще всего – при запуске системы после летнего простоя.

    Поскольку воздух и другие газы намного легче воды, архимедова сила заставляет их устремляться вверх. Поэтому и воздухоотводчики нужно устанавливать в самой верхней точке обслуживаемого контура.

    В этом месте клапан нужен для сброса воздуха при заполнении теплообменника котла.

    Кроме того, если правильно спроектировать обвязку котла, при помощи воздухоотводчика его можно будет опорожнить отдельно от всей системы (клапан впустит воздух), а после починки – снова заполнить теплоносителем.

    Нужно учитывать, что клапаны автоматического типа требовательны к качеству теплоносителя. Если тот содержит большое количество загрязнений, сбросное отверстие быстро забивается и игольчатый клапан уже не может плотно перекрывать его. Устройство приходится разбирать и чистить.

    Для предотвращения аварии в отопительной системе используется предохранительный клапан в системе отопления. Принцип работы прибора и рекомендации по установке рассмотрим в статье.

    Инструкцию по изготовлению обогревателя своими руками смотрите в этой теме.

    Видео на тему

    Автоматический воздухоотводчик, — как работает, почему течет

    Еще не появились автоматические воздухоотводчики, которые бы не подтекали периодически. Что в общем-то не сложно устранить на время. Почему текут, как с этим бороться, а также зачем нужны такие устройства в отоплении, и как их использовать правильно…

    Зачем нужен воздухоотводчик

    В любой замкнутой системе с теплоносителем, работающей под давлением, должны быть один или несколько воздухоотводчиков. Из них хотя бы один — автоматический, выпускающий воздух самостоятельно, без вмешательства человека, по мере того как происходит скопление.

    Это обеспечивает работоспособность системы, предотвращает завоздушивание. В завоздушенной системе теплоноситель нормально не движется, оборудование работает не стабильно, слышны шумы, хлопки — маленькие гидроудары. Оборудование, насосы быстрее изнашиваются.

    Или воздушная пробка остановит движение теплоносителя полностью.
    Без небольшого устройства – автоматического воздухоотводчика, — система не будет нормально работать — произойдет завоздушивание.

    Откуда в отоплении воздух и как он удаляется

    Воздух находится в растворенном состоянии в воде (в теплоносителе), выделяется при перепадах давления, температуры, образуя пузырьки, которые скапливаются в верхней части любой системы.

    Чтобы удалить воздух нужно во многих характерных местах системы поставить воздухоотводчики, а в самых важных точках, где вероятно скапливание воздуха, — автоматические. Чтобы оперативно, постоянно стравливать газ.

    Делают и сепараторы — участки трубы со значительной разницей в диаметре. На участке, где давление понижается (движение жидкости ускоряется) выделяются пузырьки воздуха, затем они скапливаются на расширении — где и отводятся описываемым устройством.

    Конструкция автоматического воздухоотводчика

    В основе устройства — корпус с поплавком. Поплавок связан с игольчатым выпускным клапаном, который расположен в самом верху. Если корпус заполнен водой, поплавок закрывает клапан, — выход закрыт. Когда появляется воздух, вода вытесняется, поплавок проседает, отверстие открывается, воздух, соответственно, выходит.

    Исполнение автоматического воздухоотводчика может быть разным, корпус стальной или бронзовый, рычажный механизм от поплавка на иглу может различаться. Но особенность одна — всегда строго вертикальная установка, только в таком положении работает устройство.

    Возможна и уголковая конструкция — т.н. радиаторный автоматический воздушный стравливатель, который вкручивается в торец конструкции, обычно вместо пробки радиатора.

    В каких местах находятся

    Автоматическим воздухоотводчиком снабжается группа безопасности для не автоматизированных систем отопления (твердотопливный котел). В котлах-автоматах, такое устройство всегда предусматривается внутри.

    Как правило, для небольшой домашней системы достаточно одного такого воздушного клапана, которое дополняется кранами Маевского, — ручными устройствами для стравливания воздуха.
    Они устанавливаются в торце каждого радиатора.

    Где располагать — точки автоматического стравливания воздуха

    В разветвленных системах автоматические воздухоотводчики устанавливаются в нескольких местах. Дополнительно к котловому устройству также ставятся:

    На каждом коллекторе, в том числе и теплого пола.

  • На высоких, П-образных нестандартных отводах, например, на обводе двери.
  • В верхней точке магистрали каждого этажа в многоэтажных здания.

Оборудование радиаторов кранами Маевского

В торце каждого радиатора должен быть ручной кран для спуска воздуха. Наибольшую популярность получило простейшее устройство-ручной клапан — кран Маевского.
При откручивании клапана происходи стравливание скопившегося воздуха. Вслед за воздухом будет вытекать теплоноситель.

Радиаторы обычно устанавливают горизонтально, или так, чтобы край с клапаном был на 1 см выше. Этого достаточно чтобы надежно улавливать и отводить воздух.
В больших сетях, один из последовательно включенных радиаторов, целесообразно наклонить чуть больше и снабдить уголковым автоматическим воздухоотводчиком. Такой прибор будет выполнять функцию сепаратора.

Почему течет

На игольчатом клапане воздухоотводчика постепенно образуются налеты, отложения солей. Отверстие перестает плотно перекрываться — сочится вода, — устройство течет.

Нужно разобрать устройство и весьма тщательно мягким инструментом очистить иглу клапана, седло, другие детали от отложений. Если очистка нормальная (чего не просто добиться), то можно забыть о течи на какое-то время, до следующего накопления.
Также важно собрать корпус без течи, обычно применяется ФУМ-лента для уплотнения резьбы, а сам корпус закручивается усилием рук.

Как устанавливать

В установке автоматического воздухоотводчика есть пара важных нюансов. Он должен стоять вертикально, отверстие клапана — строго вверх, иначе не будет работать. Соответственно, для его установки в магистрали вкручивается тройник соответствующего диаметра резьбы — 1/2 дюйма.

В полипропиленовых трубопроводах впаивается свой тройник с металлической резьбой.
Гребенка группы безопасности предусматривает свой отвод.
Но воздухоотводчик течет, — как же его разбирать, не спуская теплоноситель с системы?

Применение отсечных клапанов

Автоматический воздухоотводчик- прибор частого обслуживания. Его нужно разбирать и очищать, чтобы предотвращать течи. Но спускать теплоноситель, уменьшать давление в системе при этом вовсе не обязательно.

Достаточно установить под прибор отсечной клапан.
Воздухоотводчик вкручивается в его корпус, надавливает на рычаг, мембрана клапана проседает и устройство сообщается с системой. Когда же нужно снять, он вывинчивается, а отсечной клапан перекрывает отверстие.
Рекомендуется не экономить и применять отсечные клапана.

Как подобрать воздушный клапан

За нормальное функционирование системы водяного отопления отвечает множество различных элементов, являющихся неотъемлемой частью схемы любой сложности. Один из таких элементов — воздушный клапан для отопления, представляющий собой небольшую, но очень важную деталь простой конструкции. В данной статье будет рассмотрено, как правильно выбрать этот элемент в зависимости от места установки.

Назначение и виды воздухоотводчиков

О назначении устройства нетрудно догадаться по его названию. Элемент применяется в схеме с целью удаления воздуха из системы или отдельных приборов и агрегатов, который там появляется при таких обстоятельствах:

  • во время заполнения всей сети трубопроводов или отдельных ветвей системы водой;
  • в результате подсоса из атмосферы вследствие различных неисправностей;
  • в процессе эксплуатации, когда растворенный в воде кислород постепенно переходит в свободное состояние.

Для справки. В промышленных котельных подпиточная вода перед попаданием в котел проходит стадию деаэрации (удаление растворенного воздуха). В результате водопроводная вода, изначально содержащая до 30 г кислорода на 1 м3, становится пригодной к эксплуатации с показателем менее 1 г / м3. Однако подобные технологии достаточно дороги и не применяются в частном домостроении.

Задачей воздухоотводчика является спуск воздуха из системы отопления во избежание образования воздушных пробок. Последние серьезно препятствуют свободной циркуляции жидкости, из-за чего одни участки системы могут перегреваться, а другие наоборот остывать. Кроме воздуха в трубопроводах могут скапливаться и другие газы. Например, при высоком содержании растворенного кислорода в теплоносителе процесс коррозии стальных труб и деталей котла значительно ускоряется. Происходит химическая реакция с выделением свободного водорода.

В нынешних схемах домовых систем отопления применяется 2 вида воздушников, отличающихся по конструкции:

  • ручные (краны Маевского);
  • автоматические (поплавковые).

Каждый из этих видов устанавливается в различных местах, где есть опасность возникновения воздушной пробки. Краны Маевского имеют традиционное и радиаторное исполнение, а конфигурация автовоздушников бывает прямой и угловой.

Рекомендации по выбору воздушного клапана

Теоретически во всех необходимых местах можно ставить автоматический клапан для выпуска воздуха. Но на практике сфера применения автоматов ограничена по многим соображениям. Например, устройство крана Маевского проще и не имеет движущихся частей, поэтому он надежнее. Ручной кран представляет собой цилиндрический корпус из водопроводной латуни с наружной резьбой. Внутри корпуса проделано сквозное отверстие, проход в котором перекрывает винт с коническим окончанием.

От основного отверстия, расположенного по центру, отходит круглый калиброванный канал. При выкручивании винта между этими двумя каналами появляется сообщение, благодаря чему воздух покидает систему. Во время эксплуатации винт полностью закручен, а чтобы сбросить газы из системы, достаточно открутить его на пару оборотов отверткой или даже рукой.

В свою очередь, автоматический воздушный клапан – это полый цилиндр, внутри которого находится пластмассовый поплавок. Рабочее положение устройства – вертикальное, внутренняя камера заполнена теплоносителем, поступающим через нижнее отверстие под воздействием давления в системе. Поплавок механически прикреплен к игольчатому выпускному клапану посредством рычага. Газы, поступающие из трубопроводов, постепенно вытесняют воду из камеры и поплавок начинает опускаться. Как только жидкость будет полностью вытеснена, рычаг откроет клапан и весь воздух быстро покинет камеру. Последняя тут же снова наполнится теплоносителем.

Внутренние движущиеся части автоматического воздухосбрасывателя постепенно покрываются накипью, а рабочие отверстия заиливаются. Вследствие этого механизм заедает, а газы выходят медленно, через узел с иглой начинает протекать вода. Такой воздуховыпускной клапан проще заменить, чем отремонтировать. Отсюда вывод: автовоздушники ставятся только в тех местах, где без них никак не обойтись. Они подбираются для:

  • группы безопасности котла, где температура теплоносителя наиболее высокая;
  • высших точек вертикальных стояков, куда поднимаются все газы;
  • распределительного коллектора теплых полов, где скапливается воздух из всех греющих контуров;
  • петель П-образных компенсаторов из полимерных труб, повернутых кверху.

При выборе устройства следует обратить внимание на 2 параметра: максимальная рабочая температура и давление. Если речь идет о схеме обогрева частного дома высотой до 2 этажей, то в принципе подойдет любой автоматический клапан для спуска воздуха. Минимальные параметры воздушников, предлагающихся на рынке, следующие: рабочая температура до 110 ºС, диапазон давлений, в котором прибор работает эффективно – от 0.5 до 7 Бар.

В коттеджах повышенной этажности циркуляционные насосы могут развивать более высокое давление, так что при подборе нужно ориентироваться на их показатели. Что касается температуры, то в сетях частных жилищ она редко превышает 95 ºС.

Совет. Специалисты – практики рекомендуют приобретать автовоздушники с выхлопным патрубком, направленным вверх. По отзывам аппарат с боковым выходом начинает протекать гораздо чаще. Кроме того, при установке необходимо строго соблюдать вертикальное положение корпуса.

Ручные воздухоотводчики систем отопления (краны Маевского) наиболее часто принимаются для монтажа на радиаторы. Более того, многие производители секционных и панельных приборов комплектуют свои изделия кранами для удаления газов. При этом воздушники бывают 3 видов по способу откручивания винта:

  • традиционные, со шлицами под отвертку;
  • со штоком в виде четырехгранника или другой формы под специальный ключ;
  • с рукояткой для ручного откручивания без всякого инструмента.

Совет. Третий тип изделий не стоит приобретать для дома, где живут дети дошкольного возраста. Случайное открывание ими крана может привести к серьезным ожогам от горячего теплоносителя.

Заключение

Такой простой, но очень важный прибор, как воздушный клапан на отопление, подобрать нетрудно. Особенно когда он идет в комплекте с другим оборудованием: группой безопасности, коллектором для теплого пола или отопительным радиатором. Если же приходится подбирать воздушник отдельно, то помимо выданных выше рекомендаций, не забывайте о качестве материала, из которого выполнен прибор. Остерегайтесь различных силуминовых подделок, имитирующих латунные изделия.

Принцип работы воздушного клапана в системе отопления

Воздушный клапан для отопления является неотъемлемой составляющей всех действующих отопительных систем, включая теплые полы. При его наличии удается вручную или в автоматическом режиме избавиться от воздуха, скапливающегося в трубах и радиаторах контуров закрытого типа. Правильно выбрать спускной клапан воздуха для системы отопления поможет знакомство с его устройством и принципом действия.

  1. Необходимость в клапане для стравливания воздуха
  2. Опасность воздушных пробок
  3. Виды воздушных клапанов
  4. Устройство и принцип работы
  5. Плюсы и минусы применения
  6. Особенности установки клапанов для стравливания воздуха

Необходимость в клапане для стравливания воздуха

Воздушный клапан необходим для повышения эффективности и увеличения срока службы системы отопления

Потребность в клапане для сброса воздуха из системы отопления или специальном воздухоотводчике объясняется следующими причинами:

  • необходимость в стравливании воздушных капель, по тем или иным причинам скапливающихся в отопительных системах (включая теплые полы);
  • исключение неравномерности прогрева радиаторов, возникающей вследствие образования воздушных «пробок»;
  • необходимость защиты проблемных участков трубопровода, прокладываемых в районе потолков помещений (на максимально возможной высоте).

В высоко приподнятых над полом точках вероятность образования воздушных пробок резко возрастает. Если не удалять их своевременно, это помешает нормальной циркуляции теплоносителя и создаст препятствие для качественного обогрева жилища.

Опасность воздушных пробок

Из-за воздушных пробок батареи прогреваются неравномерно

Воздушные капли небольшого размера, растворяясь в циркулирующем по трубам носителе, со временем способны вывести их из строя вместе с батареями и другими элементами оборудования. Коррозионное воздействие разложившегося на молекулы воздуха значительно возрастает из-за большого содержания кислорода. Появившиеся в трубопроводе и батареях газы ускоряют процесс коррозии и образуют воздушные пробки, мешающие нормальному функционированию системы отопления. В техническом плане это проявляется следующим образом:

  • Образовавшиеся в верхней части системы скопления превращаются в подобие «теплоизоляционного барьера», снижающего объемы тепла, создаваемого для обогрева помещения.
  • По той же причине снижается интенсивность циркуляция теплоносителя. В неблагоприятных условиях его перемещение по трубопроводу полностью блокируется, что вызывает быстрое охлаждение батарей и остановку работы всей системы.
  • Установленное в отопительном контуре насосное оборудование не всегда рассчитано на работу с носителем, в котором имеется большое количество молекул воздуха.

При наличии пробок циркуляция носителя по отопительному контуру сопровождается неприятными на слух булькающими звуками, утомляющими жильцов квартиры или дома.

Виды воздушных клапанов

По способу срабатывания все известные отводчики воздуха делятся на приборы, приводимые в действие вручную или стравливающие воздух в автоматическом режиме. В первом случае скопившиеся воздушные массы удаляются самим человеком. Автоматический клапан для стравливания воздуха из отопительной системы работает без человеческого вмешательства. Он срабатывает за счет наличия механизма, регулирующего объемы скопившихся воздушных пузырьков.

Кран Маевского является разновидностью отводчиков воздуха, предназначенных для ручного удаления его частиц. Кроме того, они монтируются в труднодоступных зонах трубопровода, где установка типового клапана по тем или иным причинам невозможна. По месту и способу размещения эти приборы подразделяются на следующие виды:

  • прямоточные;
  • угловые.

Прямые клапанные устройства по своему внешнему виду напоминают обычную свечу. Они устанавливаются вертикально на предназначенное место на участке трубопровода или в группе безопасности. Приборы второго типа отличаются от описанных наличием углового сопряжения, позволяющего более удобно и компактно разместить их на радиаторе. При монтаже особое внимание обращается на строго вертикальное положение отводящего участка (спуска).

Устройство и принцип работы

Автоматический прибор имеет очень простую конструкцию. Состоит из следующих основных частей:

  • корпус, изготовленный из прочного и не коррозирующего металла (чаще всего – бронзы или нержавейки);
  • крышка с калиброванным отверстием для стравливания скопившегося воздуха;
  • помещенный внутри корпуса поплавок.

Принцип действия автоматического воздушного клапана прост. Скапливающийся в системе воздух постепенно смещается в его сторону, где воздействует на расположенный в камере поплавок, чуть поднимая его. Выше по направляющим находится стравливающее отверстие, через которое воздушные пузырьки под давлением водных масс выходят наружу.

Специфика приборов состоит в том, что для нормального функционирования механизм стравливания следует располагать в самом высоком месте трубопроводной сети. В эту часть системы устремляется легкий в сравнении с водой воздух. При отсутствии такой точки автоматический клапан работать не будет. В указанной ситуации придется предусмотреть установку ручного воздухоотводчика типа крана Маевского.

Плюсы и минусы применения

Кран Маевского требует ручного управления

Преимущества установки воздушного клапана:

  • при его наличии снижается вероятность повреждения трубопроводов и батарей;
  • удается равномерно распределить тепло по элементам обвязки (радиаторным батареям, в частности);
  • влажность в обогреваемом помещении нормализуется, в нем практически не образуется конденсата;
  • снижается вероятность появления и размножения плесени и грибков.

Большинство из известных моделей удается смонтировать самостоятельно, что позволяет сэкономить на оплате услуг специалистов.

Наличие множества плюсов не исключает отрицательных сторон применения клапана для стравливания воздуха.

  • При сильных морозах некоторые модели промерзают и перестают нормально работать.
  • Ручные образцы клапанных механизмов нуждаются в постоянном вмешательстве человека.
  • При регулировке устройства в ручном режиме требуется учитывать слишком много факторов.
  • Некоторые модели автоматических приборов оснащаются не очень надежным электроприводом.
  • Расположение клапана не слишком удобно для его обслуживания.
  • При отсутствии специального фильтра в системе скапливается пыль и множество мелких частиц, ухудшающих ее работу.

Большинство недостатков удается избежать, если принять соответствующие предупредительные меры. Нередко они сводятся к приобретению автоматических клапанов, оснащенных сменными фильтрами тонкой очистки. При рассмотрении плюсов и минусов отмечается, что преимущества преобладают над легко устранимыми недостатками.

Особенности установки клапанов для стравливания воздуха

Группа безопасности котла отопления

При монтаже воздушного клапана обязательно учитываются следующие факторы:

  • Воздух в системах отопления скапливается в самых верхних точках схемы отопительного оборудования. Указанная особенность характерна не только для радиаторов, но также для коллекторов теплого пола и отопительных котлов различного типа.
  • При неправильном выборе места для установки воздушного клапана нарушается тепловой баланс, эффективность прогрева помещений резко снижается. Для системы теплый пол это нарушение сопровождается появлением зон с большим или меньшим прогревом.

Чтобы избежать нежелательных последствий ошибок, допущенных при монтаже, важно знать, что автоматические и ручные воздушные утепленные клапаны устанавливаются в следующих местах:

  • на коллекторах оборудования для теплого пола;
  • в районе насосно-смесительного блока отопительного котла;
  • на типовых батареях;
  • на другом вспомогательном оборудовании отопительных котлов (выбирается самая верхняя точка, находящаяся около расширительного бака);

Помимо этого местом, где устанавливается утепленный клапан КВУ, нередко становится гидравлическая стрелка.