Что такое разряжение в топке котла?

Что такое разрежение в топочной камере котла и как его нормализовать

Разрежение в топочной камере является основным и наиболее важным явлением, на котором строится функционирование котлов с естественной тягой через дымоход. При недостаточном разрежении горение сильно затрудняется или прекращается вовсе, в помещение попадают токсичные продукты сгорания. При чрезмерном – происходит перерасход топлива.

Читайте в статье

Что такое разрежение в топке котла

Разрежение в топке котла – это снижение в ней давления под влиянием разницы температур, вследствие чего в топочную камеру естественным путем осуществляется приток свежих воздушных масс, а продукты сгорания вытесняются через дымоход.

Схематическое изображение процесса разрежения в топке котла.

Простыми словами, плотность воздуха зависит от температуры: чем она выше, тем плотность воздуха меньше. Отсюда и термин «разрЕжение«, который часто путают с «разрЯжением«. Соответственно, к зоне низкой плотности (топке котла) осуществляется приток воздуха из зоны более высокой плотности (помещения), поскольку давление там выше. Нагретые воздушные массы и продукты сгорания стремятся вверх и дополнительно вытесняются свежими воздушными массами через дымоход. Иными словами явление называют естественной тягой котла.

Способы и единицы измерения

Единицы измерения разряжения в топке котла – Паскали (Па). Измеряется показатель приборами, принцип работы которых основан на чувствительности жидкостного или пружинного датчика давления: манометром или вакуумметром. Также применяются анемометры, измеряющие непосредственно силу естественной тяги .

Для бытового водогрейного котла с традиционным вертикальным дымоходом нормой считаются показатели 10-20 Па.

Причины падения разрежения в топке котла и способы решения проблемы

Критическим считается падение ниже минимального порога 9-10 Па, при нем могут наблюдаться проблемы с горением, попадание в помещение недожженного топлива, продуктов его сгорания. Если исключить ошибки в конструкции топочной камеры и самого котла, причины падения разрежения в топке котла обычно просты и легко исправимы:

  1. Засорение дымохода. Перекрывать отвод продуктов сгорания, усиливать трение и сужать диаметр дымохода могут как крупные объекты попавшие в дымоход с улицы, так и естественное сажеобразование, присущее не только твердотопливным, но и любым другим (газовым, жидкотопливным, комбинированным) котлам. Для устранения проблемы нужно хорошо очистить дымоход от сажи и золы с помощью металлического ерша на длинной проволоке, любых подходящих скребков, окружностей, практически соответствующих диаметру дымохода и других подходящих инструментов. Даже при нормальном техническом состоянии отопительного оборудования и благоприятных условиях эксплуатации, рекомендуется проводить ежегодную очистку дымохода перед началом отопительного сезона.
  2. Проблемы с теплоизоляцией. Недостаточная теплоизоляция дымохода или ее отсутствие приводят к сильному снижению разницы в температурах атмосферы и отходящих газов, что, соответственно, снижает и разницу в плотности воздуха (разрежении).
  3. Ошибки в проектировании дымохода. Чаще всего допускаются ошибки в определении высоты дымохода (общей и его уличной части). Для обеспечения нормальной тяги общая высота дымохода должна быть не менее 5 метров. Нормы по отношению к конку крыши дома указаны на фото ниже. Оптимальная высота дымохода согласно СНиП 41-01-2003.
  4. Повреждение дефлектора. Дефлектор на оголовье дымохода способствует более оптимальному направлению потоков ветра и отходящих газов, соответственно, при нарушении его конструкции свойства теряются.

Также важно понимать, что разрежение может быть нестабильным и недостаточным, если разница температур в топочной камере и атмосфере не столь существенна, например, в относительно теплые времена вне отопительного сезона при работе котлоагрегата в минимальном температурном режиме.

Регулирование с помощью датчика

В бытовых целях постоянный контроль тяги не оправдан в виду дороговизны контрольно-измерительных устройств. В современных отопительных котлах для контроля показателя применяются представляющие собой несколько иное устройство датчики тяги . Однако в промышленных масштабах устанавливаются специальные датчики разрежения: АДР-0,125.4.1 или АДР-0,25.4.1; Метран-100-ДИВ-1310. Стоимость датчиков начинается от 5 тыс. руб.

Сантехнические работы Тюмень

Естественная тяга в газифицированных котельных

Работа котлов определяется условиями поступления воздуха к газовым горелкам и отвода продуктов сгорания в атмосферу. В зависимости от конструкции горелок воздух может поступать в топку при наличии в ней разрежения, т. е. давления ниже атмосферного, или подаваться дутьевым вентилятором. Поддержание в топке давления ниже атмосферного обеспечивает поступление всего необходимого для горения газа воздуха при использовании горелок диффузионного типа или только вторичного воздуха при использовании инжекционных горелок низкого давления. Кроме того, разрежение в топке исключает возможность выхода продуктов сгорания в помещение котельной через не плотности в обмуровке, запальные отверстия, гляделки. При недостаточном разрежении в топку будет поступать воздуха меньше необходимого его объема, что может явиться причиной химической неполноты сгорания и выброса продуктов сгорания в котельную. Избыточное разрежение приводит к поступлению в топку и в газоходы котла через не плотности в обмуровке излишнего количества воздуха. В ряде случаев избыточное разрежение является причиной отрыва или срыва пламени горелок, что приводит к неполноте сгорания газа, или к заполнению топки и газоходов газовоздушной смесью и к взрыву.

Для нормальной работы горелок в топке следует поддерживать разрежение, которое для данного котла указывается в режимной карте, составленной наладочной организацией по результатам испытаний. Исключением являются котлы с наддувом, в топках которых давление выше атмосферного. Наружная обшивка таких котлов должна обеспечивать полную их герметизацию.

В котельных малой мощности при отсутствии хвостовых поверхностей нагрева разрежение в топке и перемещение отходящих газов обеспечиваются естественной тягой. В случаях, когда естественная тяга оказывается недостаточной, что определяют соответствующим расчетом, применяют искусственную /механическую/ тягу. Удаление по вертикальным каналам дымовых газов или воздуха за счет естественной тяги широко применяется в зданиях различного назначения. При соблюдении определенных условий естественная тяга обеспечивает отвод продуктов сгорания по газоходам и дымовым трубам котельных. Температуру отходящих газов при расчете тяги определяют, как среднее арифметическое значение температуры газов на входе и выходе трубы. Температура на входе в трубу зависит от типа и количества работающих котлов, чистоты поверхностей нагрева, наличия «хвостовых» поверхностей и составляет – 150,0…..400,0 °С.

Для нормальной работы горелок в топке следует поддерживать разрежение, которое для данного котла указывается в режимной карте, составленной наладочной организацией по результатам испытаний. Исключением являются котлы с наддувом, в топках которых давление выше атмосферного. Наружная обшивка таких котлов должна обеспечивать полную их герметизацию.

При равной высоте кирпичной и металлической трубы, одинаковых температурах наружного воздуха и отходящих газов у основания труб естественная тяга в металлической трубе будет меньше, так как в ней газы охлаждаются сильнее, чем в кирпичной. Тяга должна быть больше суммы сопротивлений на отдельных участках газового тракта. Сопротивление участка газового тракта равно разности значений разрежения в конце и в начале этого участка по ходу газов. Разрежение в газовом тракте при естественной тяге увеличивается от топки к трубе.

В зависимости от конструкции газовых горелок разрежение в топках поддерживают в пределах – 20….30 Па. В топках с большой высотой может иметь место явление самотяги, при котором разрежение в верхней части топки меньше, чем в нижней, и может оказаться близким к атмосферному. Поэтому контролировать разрежение во время работы котла следует именно в этой части топки. Явление самотяги оказывает влияние на движение потока газов в вертикальных газоходах: в подъемных каналах самотяга облегчает, а в опускных затрудняет движение газов.

Читайте также  Расчет мощности кондиционера для серверной

Какой тип дымохода подойдет
для Вашего газового котла? +7-932-2000-535

На работу дымовой трубы могут оказывать влияние высокие строения, деревья или сооружения, расположенные выше линии, проведенной через верх трубы под углом – 45° к горизонтали. Такие преграды для потока воздуха, направленного в их сторону, способствуют созданию положительного давления /ветрового подпора/ в зоне расположения трубы, что будет препятствовать отводу газов.

Изменения естественной тяги возможны из-за повышения или понижения температуры отходящих газов, а также из-за колебания температуры и барометрического давления наружного воздуха. Понижение температуры отходящих газов может быть вызвано присосами в газоходы холодного воздуха через не плотности в обмуровке котла и стенки газоходов. Причиной понижения температуры может также служить наличие влаги в сборном газоходе, на испарение которой расходуется теплота отходящих газов. Влага в сборный газоход может попасть при высоком стоянии грунтовых вод, при нарушении плотности в подземных водопроводно-канализационных сетях. В отопительных котельных, особенно в осенне-весенний период, когда выработка тепла незначительна, а объем и скорость отходящих газов на выходе из дымовой трубы уменьшаются, возможны явления задувания ветром газового потока. Это также может привести к неустойчивому режиму разрежения в топке.

Отопление и водоснабжение – многогранный инженерный процесс,

требующий знаний и умений ПРОФЕССИОНАЛА.

Проясним Вашу ситуацию и ответим на вопросы бесплатно +7-9322-000-535

Сантехнические работы Тюмень

Что такое разряжение в топке котла?

Группа: Участники форума
Сообщений: 43
Регистрация: 25.7.2007
Из: Россия
Пользователь №: 10264

«Котельные установки и парогенераторы» Ю.М. Липов и Ю.М. Третьяков, с,39 и 40.
… «Контрольной точкой, обеспечивающей согласование работы дутьевых вентилятора и дымососа, является давление газов на выходе из топояной камеры. Здесь устанавливается и автоматически поддерживается небольшое разрежение, составляющее 30-50 Па (3-5 мм вод столба. Дутьевой вентилятор подает столько воздуха, сколько нужно для полного сжигания топлива, а регулирующее устройство дымососа (по сигналу указанного датчика) изменяет производительность дымососа так, чтобы в верху топки постоянно сохранять указное небольшое разряжение»….

Как регулировать дымосос (частотник или еще что) это уже есть разные варианты.

И еще! Уважаемый дипломник! На процесс горения разряжение в топке не влияет НИКАК. Процессу горения это по барабану, тем паче, что разряжение очень маленькое.

Ваш посыл в первом посте, что разряжением регулируется процесс горения – ПОЛНАЯ ЧУШЬ! Процесс горения это химия (стехиометрия). Поэтому процесс горения регулируется вентилятором и только им (см. мою выдержку выше по тексту). Вентилятор по определению не может создавать разряжение перед собой.
То, что тут писали о том, что чем больше разряжение, тем больше «вылетает в трубу тепла» — я чуть под стол не сполз от смеха! Смотрите не скажите этой фразы на своем дипломе: засмеют и выгонят!

Необходимость разряжения связана совсем с другим. Как тут абсолютно верно писали нельзя создавать избыточного давления в топке, т.к. газы выбиваются в помещения, окружающие котел, и травят персонал (ведь это же дымовые газы со всеми полагающимися NOx, SОx и т.д.). Таким образом и появляется необходимость разряжения в топке. Его создает и поддерживает дымосос. А вот величина этого разряжения – большой вопрос. Ведь чем больше разряжения, тем больше наружного «холодного» воздуха попадет в тракт дымового котла. Холодный воздух захолодит горячие дымовые газы. Т.к. теплообмен излучением зависит от температуры среды в 4 степени, то из-за присосов резко снижается теплоотдача излучением. Возрастающий объем газов за счет присосов приводит к некоторому повышению скорости течения дым. Газов в тракте, что несколько увеличивает конвективный теплообмен. Однако, конвект. Теплообмен возрастает пропорционально степени 0,8 от скорости, а теплосодержание потока возрастает пропорционально степени 1. Таким образом присосы приводят к росту температуры отходящих газов, а следовательно повышают потери тепла с уходящими газами (тепло q2 в общепринятой терминологии), а значит КПД котла снижается.
Таким образом большого разряжения создать нельзя,а малое опасно для здоровья. Вот и выбирают указанную выше цифру, которая обусловлена лишь скоростью реакции (регулирования) газовоздушного тракта дымососом.
Кроме прямых потерь q2 есть еще один аспект: за счет присосов объем дымовых газов может в энергетических котла ТЭС возрастать до 20% (. ). Таким образом объем затрат электроэнергии на дымососы резко возрастает на те же 20% (а то и больше, т.к. газы то горячие). Это еще один существенный минус, увеличивающий затраты на собственные нужды котла (электропривод дымососа). Это написано в той же книжке.

С появлением соответствующих технологий стали делать газоплотные трубные экраны котла. За счет этого газам неоткуда выбиваться и травить персонал. Соответственно появились котлы которые работают вообще без дымососа. Соответственно, в топке появилось не разряжение, а избыточное давление. При этом горение ничуть не пострадало. Это способ в отличие от вышеописанного (с уравновешенной тягой) называется способом работы под наддувом. Здесь существенная экономия и в КПД и электроэнергии на привод высоконапорного вентилятора.
Учитывая, что газоплотные экраны со временем все равно дырявятся, сейчас используют комбинированный способ: газоплотные экраны и работы с дымососом (под уравновешенной тягой). Присосов в этом случае нет и экономия энергии существенная.

Тяга и дутье

Тяга и дутье

Для организации процесса горения в топку парового или водогрейного котла необходимо подавать воздух и удалять образующиеся продукты сгорания. Подача воздуха и удаление продуктов сгорания могут быть осуществлены двумя способами: созданием в топке и газоходах разрежения, т. е. давления, меньшего чем давление окружающего воздуха, и созданием избыточного давления по отношению к окружающему воздуху.

Котлоагрегаты, работающие с разрежением в газовом тракте, могут иметь тягу и подачу воздуха естественную или искусственную. Под естественной тягой понимают такую, при которой разрежение в топке и газоходах создается дымовой трубой и вследствие этого под действием разности давлений (окружающего воздуха и продуктов сгорания) в топку поступает воздух, необходимый для горения. При искусственной тяге разрежение в топке и газоходах создается за счет работы дымососа, а подача воздуха производится вентилятором.

Схема действия естественной тяги и эпюр разрежений по газовому тракту показаны на рис. 12-1.

Тяга и дутье в дымовой трубе при работе котельной установки возникает следующим образом. В сечении дымовой трубы со стороны входа продуктов сгорания создается давление окружающего воздуха, имеющего плотность ра. Внутри дымовой трубы находятся продукты сгорания, которые, имея плотность р, также оказывают давление на сечение. Давление столба воздуха на сечение, соответствующее высоте дымовой трубы Н, будет Hgpa, а продуктов сгорания Hgp, где g — ускорение свободного падения, м/с 2 . Однако плотность продуктов сгорания р меньше плотности окружающего воздуха. В результате этого на селение будет действовать разность давлений, которая и создает тягу.

Тяга и дутье (Па) может быть определена по формуле

Из уравнения ясно, что тяга и дутье, создаваемые дымовой трубой, тем больше, чем больше высота трубы и разность плотностей воздуха и продуктов сгорания. Эта разность будет возрастать с увеличением температуры продуктов сгорания в дымовой трубе и уменьшением температуры окружающего воздуха.

Читайте также  Нужен ли теплоаккумулятор для твердотопливного котла?

Паровые и водогрейные котлы, в которых топка и газоходы находятся под избыточным давлением по отношению к окружающему воздуху, называются работающими под наддувом. В этих агрегатах подача воздуха и удаление продуктов сгорания производится под действием вентилятора, т. е. принудительно.

Современные промышленные паровые и водогрейные котлы имеют сложный профиль воздушного и газового трактов вследствие применения развитых хвостовых или конвективных поверхностей нагрева, что приводит к увеличению общего аэродинамического сопротивления тракта. Одновременно уменьшение температуры уходящих газов снижает тягу, создаваемую дымовой трубой. По этим причинам промышленные котлы производительностью более 2 т/ч имеют, как правило, искусственную тягу и дутье. Дымовая труба при этом служит не для создания разрежения, а для выброса загрязняющих атмосферу продуктов сгорания (летучая зола, сернистый ангидрид, оксиды азота) в более высокие слои атмосферы.

При работе газового тракта под разрежением через неплотности в обмуровке и других элементах агрегата происходит присос атмосферного воздуха в топку и газоходы, что увеличивает энтальпию уходящих газов и потерю теплоты с ними, а также приводит к излишней загрузке дымососа и, соответственно, росту расхода электроэнергии на его привод. В то же время через неплотности не происходит выброса продуктов сгорания в помещение цеха.

В паровых и водогрейных котлах, работающих под наддувом, нет присоса холодного воздуха в газовый тракт, что заметно повышает их экономичность, а отсутствие дымососа упрощает установку. В то же время конструкция газового тракта агрегата усложняется и удорожается.

В тех случаях когда сопротивление решетки и слоя топлива или горелки преодолевается за счет работы вентилятора, разрежение в топке близко к нулю и тяга, создаваемая дымососом, называется уравновешенной. Кроме того, Тяга и дутье может быть косвенной, когда в дымовой трубе создается разрежение за счет струи воздуха или пара, подаваемой с большой скоростью. Такая струя эжектирует поток продуктов сгорания.

Каналы, по которым движутся продукты сгорания, называются газоходами. Каналы, по которым движется воздух, подаваемый в топку для организации процесса горения, называются воздухопроводами.

Каналы для прохода продуктов сгорания и воздуха в современных парогенераторах и водогрейных котлах имеют прямые участки и различные фасонные части (повороты, изменения сечения, тройники и т. д.). Кроме того, поверхности нагрева в каналах могут работать при различных условиях обтекания их потоком продуктов сгорания или воздухом.

Для регулирования потока в каналах располагают устройства, называемые шиберами. Посредством шибера изменяют сечение канала, по которому протекает поток.

Регулирование разряжения в топке котла

Топки котлов должны работать под небольшим разрежением, равным 20-40 Па в верхней части топочной камеры. Этим достигаются отсутствие выбивания топочных газов в помещение котельной через неплотности в обмуровке и минимальные присосы. Поддержание разрежения в топке в заданных пределах возлагается на регулятор разрежения. Регулятор разрежения РР получает контрольное воздействие по разрежению в верхней части топки Sт и воздействует на органы, регулирующие отвод продуктов сгорания. Схема регулирования показана сплошными линиями.

При изменениях нагрузки котла изменяются расходы воздуха и топлива, соответственно изменяется и количество образующихся продуктов сгорания. Для улучшения работы регулятора разрежения на него от регулятора воздуха РЗ через устройство динамической связи ДС вводят дополнительное воздействие, возникающее лишь в момент включения регулятора воздуха.

Дополнительное воздействие от РВ на РР показано пунктиром. Если изменится нагрузка котла, то одновременно с изменением подачи воздуха подается дополнительное воздействие от регулятора воздуха через устройство динамической связи на регулятор разрешения, приводящее к соответствующему изменению отвода продуктов сгорания и уменьшению отклонений разрешения в топке в переходных режимах. Регулятор разрежения воздействует на органы, изменяющие количество отводимых продуктов сгорания, дроссельные заслонки (самый дешевый метод), направляющие аппараты, или на устройства, изменяющие частоту вращения дымососа (например, на гидромуфту).

Рис. Схемы регулирования: а) разряжения в топке; б) подачи первичного воздуха в шахтную мельницу.

Для котлов с шахтными мельницами, когда приготовленная в мельницах пыль непосредственно вдувается в топку, регулятор тепловой нагрузки воздействует на подачу топлива в мельнице. Если нагрузка котла, например, возрастает и давление пара начинает падать, то регулятор тепловой нагрузки увеличивает подачу топлива в мельницу.

Однако если количество воздуха, вентилирующего мельницу, не изменяется, то вынос пыли из неё в топку и нагрузка котла увеличиваются медленно, так как требуется определённое время для размола дополнительно поступившего топлива. Это вызывает большие колебания давления пара и затрудняет автоматизацию процесса горения.

Если одновременно с увеличением подачи топлива увеличить расход первичного воздуха, вентилирующего мельницу, то вынос пыли из мельницы увеличится быстрее и будет более точно соответствовать расходу топлива, поступавшего в мельницу. Это улучшает динамические свойства мельницы и учитывается при построении системы регулирования.

Регулятор тепловой нагрузки РТН котла воздействует на подачу топлива в шахтные мельницы и одновременно подает импульсы на регуляторы первичного воздуха РПВ. Последний получает обратное воздействие по регулируемому им расходу первичного воздуха. Таким образом, регулятор первичного воздуха поддерживает соотношение расхода топлива и воздуха, подаваемых в мельницу. С ростом расхода топлива увеличивается скорость воздуха, вентилирующего мельницу, и тонина помола ухудшается.

Энергосбережение в котельных. Основные энергосберегающие мероприятия для промышленных котельных установок в целях уменьшения потерь теплоты с уходящими газами. Преимущества перевода паровых котлов в водогрейный режим. Определение КПЛ парового и водогрейного котлов.

Среди факторов, увеличивающих расход топлива в котельных, можно выделить:

— физический и моральный износ котельных установок; отсутствие или плохую работу системы автоматики;

— несовершенство газогорелочных устройств; несвоевременную наладку теплового режима котла;

— образование отложений на поверхностях нагрева;

— неоптимальную тепловую схему;

В зависимости от типа котельной установки расход условного топлива на 1 Гкал отпущенной тепловой энергии составляет 0,159-0,180 т у.т., что соответствует КПД котла (брутто), равному 80-87 %. При работе котельных установок средней и малой мощности на газе КПД (брутто) может быть увеличен до 85-92 %.

Номинальный КПД (брутто) водогрейных котельных установок мощностью менее 10 Гкал/ч, используемых в том числе и в муниципальном секторе теплоэнергетики, при работе на газе составляет 89,8-94,0%, при работе на мазуте — 86,7-91,1 %.

Основные направления энергосбережения в котлах становятся очевидными при рассмотрении их тепловых балансов.

Анализ тепловых балансов существующих паровых и водогрейных кот­лов показывает, что наибольшие потери теплоты (10-25 %) происходят с уходящими дымовыми газами:

Снижению потерь с уходящими газами способствуют:

— поддержание оптимального коэффициента избытка воздуха в топке котла ат (рис. 6.10) и снижение присосов воздуха по его тракту.

— поддержание чистоты наружных и внутренних поверхностей нагрева, что позволяет увеличить коэффициент теплопередачи от дымовых газов к воде;

— увеличение площадей хвостовых поверхностей нагрева;

— поддержание в барабане парового котла номинального давления, обеспе-чивающего расчетную степень охлаждения газов в хвостовых поверхностях нагрева;

— поддержание расчетной температуры питательной воды, определяющей температуру уходящих после экономайзера дымовых газов;

Читайте также  Не работает кран Маевского что делать?

— перевод котлов с твердого или жидкого топлива на природный газ и др.

Очевидно, что изменение температуры уходящих газов на 20 °С в рассматриваемых условиях приводит к изменению КПД котла на 1 % (рис. 6.11).

Особенности глубокой утилизации теплоты дымовых газов (с конденсацией содержащихся в них водяных паров) рассмотрены ниже (см. гл. 8), Ниже также представлены некоторые из энергосберегающих мероприятий, приводящих к снижению затрат энергии в источниках теплоты, связанные со схемными изменениями и режимами эксплуатации.

В ряде случаев является целесообразным перевод паровых котлов в водогрейный режим , что позволяет существенно повысить фактические КПД паровых котлов типов ДКВр, ДЕ и др.

Работа паровых котлов на низких (около 0,1-0,3 МПа) давлениях отрицательно сказывается на устойчивости циркуляции, из-за снижения температуры насыщения и увеличения доли парообразования в экранных трубах наблюдается интенсивное образование накипи и увеличивается вероятность пережога труб. Кроме того, если в котельной установке используется чугунный водяной экономайзер, то при работе котла на давлении 0,1-0,3 МПа из-за низкой температуры насыщения его необходимо отключать, так как в нем может наблюдаться недопустимое парообразование. Эти и другие особенности приводят к тому, что КПД этих паровых котлов не превышает 82 %, а в некоторых случаях, когда трубы сильно загрязнены, КПД котла уменьшается до 70-75 %.

Переведенные на водогрейный режим паровые котлы в эксплуатации не уступают специализированным водогрейным котлам, а по ряду показателей и возможностям превосходят их, например в отношении:

— доступности для внутреннего осмотра, контроля, ремонта, улавливания шлама и очистки, благодаря наличию барабанов;

— возможности более гибкого регулирования теплопроизводительности в допустимых пределах (качественного по температуре сетевой воды и количественного по ее расходу);

— повышения КПД при переводе на водогрейный режим на 1,5-12,0 %.

Перевод на водогрейный режим требует внесения изменений в конструкцию котла.

Перевод котлов с твердого или жидкого топлива на природный газ приводит к снижению избытка воздуха в топке и уменьшению наружного загрязнения теплопередающих поверхностей. Снижаются затраты энергии на подготовку топлива. При переводе на газ котлов, работающих на мазуте, отпадает необходимость в затратах теплоты на распыление последнего с помощью паровых форсунок. При замене твердого топлива на газ удается избежать потерь с механическим недожогом и с теплотой шлаков.

Данное мероприятие применяется, если это целесообразно по экономическим и экологическим показателям.

При эксплуатации энергосбережению способствует рациональное распределение нагрузки между несколькими одновременно работающими котлами.

В состав котельной установки, как правило, входят несколько котлов, которые могут различаться по своим характеристикам, сроку службы и физическому состоянию.

С падением нагрузки ниже номинальной уменьшается температура уходящих газов, а значит, снижаются потери теплоты с уходящими газами. При малых нагрузках уменьшаются скорости истечения газа и воздуха, ухудшается их смешение и могут возникнуть потери с химической неполнотой сгорания. Абсолютные потери теплоты через обмуровку остаются практически неизменными, а относительные (отнесенные на единицу расхода топлива), естественно, возрастают. Это приводит к тому, что существуют режимы, которым соответствует максимальное значение КПД.

Поскольку зависимости КПД котлов, расходов условного топлива от производительности индивидуальны для различных типов, конструкций котлов, сроков их эксплуатации, то рациональным распределением нагрузки между двумя и более котлами можно влиять на суммарные энергозатраты котельной.

Для водогрейной котельной в качестве нагрузки принимают часовую теплопроизводительность Q, а для паровой — часовую выработку пара D.