Протекает шиферная крыша что делать?

Ремонт крыши из шифера: как обнаружить и исправить дефекты поверхности

Владельцы шиферных крыш нередко сталкиваются с необходимостью поточных ремонтных работ на кровельном покрытии. В статье рассказывается об особенностях ремонта шиферной крыши. Изложенный ниже материал познакомит вас с достоинствами и недостатками шифера и причинами появления дефектов поверхности. Вы узнаете, как обнаружить различные виды дефектов, какие популярные способы восстановления кровли из шифера существуют и как подготовиться к ремонту крыши.

О шифере

Несмотря на разнообразие современных кровельных материалов в частном секторе по-прежнему привычны двухскатные крыши, крытые шифером. Этот материал пользуется неизменным спросом при возведении жилых домов, садового жилья и хозяйственных построек благодаря следующим достоинствам:

  • Бюджетная стоимость. По цене шифер выигрывает у большинства кровельных материалов.
  • Долгий срок эксплуатации.
  • Простой монтаж и не вызывающая трудностей механическая обработка.
  • Низкая теплопроводность. В отличие от профнастила или металлочерепицы шиферное покрытие в солнечный день нагревается слабо.
  • Благоприятные физические свойства. Шифер негорюч, устойчив к влаге, хорошо поглощает шум во время дождя, достаточно твердый, чтобы выдержать вес человека.

Противники использования шиферного покрытия указывают на следующие недостатки:

  • Состав. Шиферные листы изготавливаются из смеси цемента и волокон асбеста. Волокна увеличивают прочность и огнестойкость материала, но, вместе с тем, доказано вредят здоровью человека (при попадании асбестовой пыли в дыхательные пути).

Причины появления дефектов

На крышах с пологими скатами срок службы шифера оценивается в 15 лет, с крутыми скатами — достигает четверти века. Но на практике оказывается, что ремонт крыше из шифера требуется гораздо раньше. Причиной большинства кровельных дефектов является низкая ударная прочность материала. После первых десяти лет эксплуатации на асбестоцементной поверхности видны следы времени: сколы, деформации и трещины, а иногда и пробоины. Неизбежность ремонтных работ обеспечивают следующие причины:

  • Низкое качество материала. Этим отличается шифер кустарного производства, изготовление которого велось с нарушениями рецептуры смеси и технологии.

Виды дефектов и как их обнаружить

Все эти неприятности рано или поздно приведут к необходимости ремонта кровли из шифера. Главной проблемой является своевременное обнаружение дефектов (обычно трещин), что не сложно в случае гладкой металлической крыши, но затруднительно на шероховатой неоднородной поверхности шифера. Не обнаруженные вовремя протечки открывают путь влаге в подкровельное пространство, теплоизоляция пропитывается водой и перестает выполнять свои функции, страдает стропильная система, а вас ждет серьезный ремонт.

Шиферная крыша (особенно после долгой службы) требует к себе внимательного отношения. Специалисты рекомендуют осматривать подкровельное пространство после каждого ливня. О наличии проблемы в самом начале может свидетельствовать запах сырости. Первый видимый признак — появление пятна плесени, которое явно указывает на место протечки. Если изнутри трещин не видно, дополнительно можно осмотреть на просвет места соединения листов шиферными гвоздями, воспользовавшись фонариком. Трещины на поверхности шифера нуждаются в разном ремонте, повреждения можно классифицировать следующим образом:

  • Небольшая трещина на верхней (выступающей) волне. Такой дефект часто возникает после сильных морозов. Его проще всего заметить при внешнем осмотре, поскольку под таким незначительным повреждением вода не застаивается, и протечка наблюдается только после сильного дождя. Это самый безобидный дефект, который легко поддается исправлению.

Видео описание

О заделке трещин на крыше гаража в следующем видео:

Виды ремонта

Несмотря на то, что шиферная кровля характеризуется низкой устойчивостью к повреждениям, большинство легко исправляется локальным ремонтом и незначительными денежными тратами. В целом ремонт шиферной кровли по степени вмешательства делится на три разновидности:

  • Мелкий. Успешно справляется с мелкими дефектами, трещинами или незначительными отверстиями. В таких работах хорошо зарекомендовали себя современные герметики и битумные мастики.
  • Частичный. В некоторых случаях (крупный пролом, длинная поперечная трещина) неизбежна замена испорченного листа. Сделать это несложно — шиферная кровля является ремонтнопригодной конструкцией, допускающей замену отдельных листов. Попутно можно проверить (и при необходимости улучшить) состояние слоев гидро- и теплоизоляции.
  • Капитальный. Проводится при обширных неисправностях, вызванных чаще всего почтенным возрастом крыши. Обычно он сопровождается не только заменой шиферного покрытия, но и выравниванием основания, полной или частичной заменой элементов стропильной конструкции.

8 способов заделать трещину в шифере на крыше

Несмотря на широкий ассортимент кровельных материалов, шифер на сегодняшний день пользуется не меньшей популярностью, чем еще пару десятков лет назад. Такой спрос на покрытие обусловлен сравнительно низкой ценой на него. При этом актуальность материала очень оправдана, если крыша имеет простую конфигурацию (1-2 ската).

Однако стоит знать, что со временем прочность шифера значительно снижается, что провоцирует появление на нем мелких и крупных трещин или дырок. Чем заделать трещину в шифере на крыше или как справиться с дыркой на нем.

Причины разрушений шифера

Чтобы не искать ответ на вопрос, чем заклеить шифер, стоит знать, что дырки или трещины в нем могут появляться по разным причинам, которые можно предотвратить. Но основными из них являются:

  • Износ покрытия с течением времени. Как правило, через 10-15 лет материал становится более хрупким, что провоцирует подверженность точечным ударным нагрузкам (падение обледенелой ветки, плода и пр.).
  • Склонность шифера скапливать влагу в затененных участках крыши. В этом случае там, где листы покрытия более увлажненные и при этом отсутствует прямой солнечный свет, разрастается мох. Как правило, это северная сторона крыши. Мох является разрушающим органическим веществом для асбестоцемента.
  • Неправильно собранная система водоотведения с крыши. При застаивающейся дождевой воде в определенных участках кровли прочность покрытия начнет снижаться, что приведет к появлению трещин или дыр со временем. Здесь стоит брать во внимание и несоблюдение условий эксплуатации шифера. То есть, если угол уклона скатов не соблюден, вода будет застаиваться на крыше.
  • Грубые нарушения при укладке листов шифера. В частности речь идет об использовании простых гвоздей без резиновых прокладок для фиксации листов кровли и о неверной укладке листов, при которой кровля теперь испытывает постоянное напряжение.
  • Несоответствие отверстий под гвозди и саморезы при укладке материла. Если они слишком маленькие, то со временем металл, склонный к сезонным расширениям, разрушит структуру асбестоцементного листа и на его поверхности появятся пробоины, которым потребуется восстановление.
  • Несоблюдение условий транспортировки и хранения покрытия. В этом случае маленькие микротрещины будут незаметны вначале, а потом придётся искать ответ на вопрос, как заделать трещину в шифере.

Важно: если все перечисленные возможные причины появления трещин на шифере не про вас, значит, вы приобрели некондиционный товар, который был произведен с грубыми нарушениями технологий. В частности могли быть нарушены пропорции компонентов, добавлены короткие волокна асбеста или была проведена некачественная конечная шлифовка/обработка покрытия с сокращение срока его отстаивания.

Выявляем дефекты на шифере уровень опасности трещины

Чтобы увидеть трещину на листе шифера, нужно воспользоваться специальным телескопическим оборудованием, поскольку подобные нарушения структуры АЦЛ (асбестоцементного листа) сложно заметить невооруженным глазом. Для того чтобы понять, нужно ли ремонтировать крышу из шифера и есть ли в ней дыры/щели/трещины, необходимо провести оценку чердачного перекрытия и стропильной системы изнутри. То есть, по внешнему виду утеплителя и дерева стропил можно судить о возможных протечках в крыше. О них будут свидетельствовать:

  • Влажное и подгнивающее дерево стропил;
  • Пятна и плесень на утеплителе или других компонентах кровельного пирога;
  • Пятна на полу чердака в определенном месте.

Если протечка выявлена, стоит определить и уровень опасности прорухи. Так, рассмотрим виды трещин:

  • Если трещина расположилась в нижнем гребне шифера крыши, значит, нужна срочная реставрация кровельного покрытия. Поскольку со временем вода просто прольется на голову жильцам дома. Ведь именно в нижних гребнях кровельного волнового материала вода скапливается в максимальном количестве.
  • Если проруха образовалась на верхнем гребне волны покрытия, это менее опасный вариант, но все же требующий задуматься, как проходит заделка трещин в шифере.
  • И, наконец, самой неприятной с точки зрения прогноза является трещина поперечная. Здесь проруха может перекинуться на соседние волны, что приведёт к ломке всего листа покрытия. Поэтому его лучше всего заменить полностью.

Важно: начиная ремонтные работы, наденьте защитную одежду. Поскольку волокна асбеста являются токсичными для здоровья человека.

Ремонт шиферного листа

Стоит знать, что любые ремонтные манипуляции с шифером нужно проводить только после его очистки от мусора и мха, тщательной мойки и просушки. Кроме того, следует обезжирить трещину или дыру ватой, смоченной в растворителе или ацетоне.

Вариант ремонта 1

Если вы не знаете, чем заделать дырки в шифере, то самым простым и дедовским методом, с помощью которого можно заделать прореху, является использование битумной мастики. Раньше только ею замазывали любые отверстия в стенах дома или забора/кровли. Ее готовят просто в ведре на костре, расплавляя до вязкого состояния. Если ремонтные работы ведутся в холодную погоду (при минусах), то в массу битума нужно добавить около 10% отработки, чтобы мастика была пластичной. Готовой смесью понемногу наполняют трещину, выравнивая ее уровень вровень с листом.

Читайте также  Какой бесперебойник нужен для газового котла?

Важно: но стоит помнить, что такой способ заделать трещины на шифере не самый надежный. Дело в том, что битумная мастика имеет свойство расширяться при плюсовых температурах и снова сжиматься на холоде. В результате такой деформации через несколько циклов смены температуры дыра снова будет давать течь.

Вариант ремонта 2

А можно использовать цементно-песчаную смесь, если вы не знаете, чем и как заделать дырки в шифере. Для приготовления смеси нужно смешать названные компоненты в соотношении 1:2. Массу развести водой до консистенции густой сметаны. Полученным раствором замазывают дыры и трещины и оставляют сохнуть в тени. Готовый отремонтированный лист можно окрасить в нужный цвет.

Вариант ремонта 3

Также для герметизации кровель из шифера можно использовать готовый шпаклевочный раствор и не мучиться особыми изобретениями. Смесь можно купить в специализированном магазине. Перед ее нанесением поверхность трещины или дыры нужно хорошо прогрунтовать. Затем на проруху наносят шпаклевку и по истечении шести часов прикрывают ее куском стеклоткани. Сверху наносят еще один слой шпаклевки, и таким образом использование герметизирующей комбинации спасает шифер.

Важно: накладывать шпаклевочную смесь можно с помощью шпателя или пистолета. При этом ремонт лучше проводить в сухую погоду при сильной облачности, чтобы шпаклевка могла высохнуть не торопясь.

Вариант ремонта 4

А здесь для того чтобы замазать шиферную крышу, можно использовать смесь цемента, асбеста и клея ПВА. Такая масса является очень пластичной и хорошо укладывается во все стыки и зазоры шифера.

Итак, готовим смесь:

  • Сначала смешаем в равных частях воду и клей ПВА. Всё хорошо перемешаем до однородного состояния.
  • Теперь смешаем в отдельной емкости цемент и асбест в пропорциях 2:3.
  • Все компоненты смешиваем до состояния очень густой сметаны.
  • В отдельной емкости готовим ещё раствор ПВА из трех частей воды и одной части клея.
  • Готовую, обезжиренную и высушенную поверхность трещины замазываем полученной смесью из клея, цемента и асбеста. Сверху смазываем дополнительным раствором клея. И снова наносим сверху еще два слоя из асбестоцемента.

Вариант ремонта 5

А таким способом можно заделывать дыры от гвоздей, которые со временем раскрошились и теперь пропускают воду. В этом случае нужно взять кусок алюминиевой фольги и вырезать из нее латку по нужному размеру дыры. Фольгу смазывают универсальным клеем и сажают латку на дыру.

Важно: отверстие под саморез в этом случае придётся теперь сделать в другом месте листа.

Вариант ремонта 6

Тут, чтобы починить большой пролом или дыру от гвоздя, можно для латки использовать жесть. Из нее вырезают кусок, сворачивают в трубочку и, сминая, заталкивают в дыру. Необходимо так затрамбовать жесть, чтобы она максимально заполнила собой отверстие. Теперь в жестяной пробке сверлят отверстие под саморез и фиксируют шифер на крыше с использованием качественной резиновой прокладки. В этом случае вода не будет протекать под крышу.

Вариант ремонта 7

Ремонту отверстий в шифере также поможет обычная монтажная пена. Мастера используют ее для заполнения трещин и щелей в шиферной кровле. Это хороший вариант ответа на вопрос, как отремонтировать и герметизировать шиферный лист. Смесь наносят на чистый и обезжиренный ремонтопригодный участок, и таким образом заделывают прореху. Затем после высыхания обрабатывают трещину герметиком и все смазывают эпоксидной смолой.

Вариант ремонта 8

Часто мастера заклеивают трещины в АЦЛ бутил-каучуковой лентой. Она, кстати, хороша под покраску, что позволит вашей крыше не иметь вид латанной. Ленту укладывают на трещины в шифере после их чистки и обезжиривания. Хорошо прижимают, а после высыхания окрашивают в любой цвет.

Важно: лист шифера с заделанными дырами и трещинами прослужит еще максимум 3-5 лет. Поэтому при первой же возможности лучше смените лист покрытия. В противном случае затраты на восстановление сгнившей стропильной системы могут быть куда большими, чем траты на новый шифер и работу по его замене.

Как сделать ремонт шифера – чем заделать дыры и трещины

Кровля из шифера еще недавно пользовалась популярностью благодаря универсальному применению. Прочный и неприхотливый материал был доступен большинству потребителей. Однако даже прочные асбестовые волокна плохо выдерживают механические нагрузки, которые становились причиной образования мелких трещин, пропускающих воду. Несмотря на то, что шифер не подвержен коррозии, как металлические покрытия, ремонт такой кровли все-таки необходимо делать. Поэтому многие задают вопрос, как отремонтировать шифер.

Причины разрушения шиферной кровли

Повреждение хрупкого шифера происходит в следующих случаях:

  • Под действием ударной нагрузки или при неаккуратном передвижении по крыше.
  • В результате падения веток деревьев образуются микротрещины.
  • На поверхности шифера происходит образование мха и лишайника, которые способствуют разрушению кровельного материала.
  • Временное разрушение, процесс которого начинается уже после 10 лет эксплуатации.
  • В местах скопления дождевой воды может происходить разрушение материала. Такие слабые места чаще всего наблюдаются вокруг трубы или чердачного окна.
  • Если наклон ската не соответствует шиферной кровле, то также может наблюдаться застаивание воды.
  • Использование для монтажа шифера обычных гвоздей без резиновой прокладки может стать причиной образования трещин.
  • Перевозка и хранение по несоответствующим правилам. Последствия такого нарушения могут быть выявлены только в процессе эксплуатации.
  • В результате резкой смены температуры на шифере также образуются микротрещины.
  • Если крепежные элементы не соответствуют отверстию. Место для крепления должно немного превышать размеры гвоздя, чтобы при его сезонном расширении не произошло разрушение шифера.
  • Шероховатая поверхность шифера является причиной постоянного скопления снега в зимний период. Под воздействием первых весенних лучей происходит таяние снежного покрова, в результате этого вода направляется вниз. Однако над карнизом, где кровля всегда холоднее, снег тает медленнее, и стекающая вода вновь застывает. Образующаяся наледь медленно разрушает кровельный материал.

Стоит отметить, что появление трещин обусловлено не только воздействием природных явлений.

Большую роль в этом процессе играет неправильная технология изготовления, при этом нарушение может быть выявлено на любом этапе:

  • Некоторые материалы взяты в меньшем количестве, чем требуется по заводской рецептуре.
  • Использование коротких асбестовых волокон.
  • Обработка готового материала, несоответствующая требованиям качества.
  • Отклонения от основных технологических правил.

Способ обнаружения дефектов шифера

Визуально обнаружить трещины на шиферной крыше довольно сложно, чего нельзя сказать о профнастиле. Однако контролировать процесс эксплуатации все-таки нужно, поэтому при осмотре шиферной крыши необходимо обратить внимание на следующий момент.

Одним из признаков повреждения кровли становится запах сырости в чердачном помещении. Незначительные трещины в шифере дают возможность дождевой воде попадать на стропила и теплоизоляцию. В результате деревянная стропильная система и утеплитель напитываются влагой и начинают портиться. Следовательно, настало время ремонта шиферной крыши. Чтобы определить дефект на ранней стадии, необходимо посещать чердак после каждого дождя, и проверять состояние кровли.

Определение «болезни» по трещинам на шифере

Наличие трещин на выступающих волнах требует наложения заплат и сверху, и снизу.

Если трещины образовались в нижних волнах, то ремонт предстоит более сложный. Герметичность этого места становится невозможной из-за постоянного скопления воды.

На сложность ремонта шифера влияет непосредственное расположение трещины:

  • Проще всего увидеть трещину, проходящую по верхней волне, которая считается самой безобидной. В этом месте вода не застаивается, поэтому протеканий быть не должно. Ремонтные работы подразумевают использование оцинкованного железа и специальной кровельной ленты. Железо необходимо выгнуть по форме волны и подложить под шифер, а лентой накрывают трещину сверху.
  • Наиболее опасной является трещина, идущая в нижней волне. Именно она становится причиной протечек. В этом случае для решения проблемы, чем заделать дырки в шифере, следует запастись герметиком, латкой и согнутым листом оцинковки.
  • Самые серьезные проблемы возникают в том случае, когда обнаруживается трещина поперек листа. Со временем такой дефект становится шире и постепенно переходит на другие волны.

Чем заделать трещины и дыры в шифере — правила ремонта крыши

Прежде, чем заделать дырку в шифере на крыше, необходимо осуществить процесс подготовки поверхности. Он подразумевает очистить крышу от мусора, мха и лишайников, и хорошо промыть ее струей воды под сильным напором.

Читайте также  Устье скважины что это такое?

Для решения вопроса, чем заделать трещину в шифере на крыше, можно ознакомиться с несколькими способами, которые подразумевают использование доступных материалов и новинок строительного рынка.

Устранение дефектов с помощью песка и цемента

Для работы понадобятся сухой цемент и песок в пропорции 1:2. Компоненты хорошо перемешивают и добавляют воду до нужной консистенции. Приготовленный раствор вымешивают и заделывают им трещины или отверстия. Отремонтированный участок оставляют до полного высыхания раствора, затем окрашивают в нужный цвет.

Применение бутил-каучуковой ленты

Иногда решить проблему, чем заделать трещину в шифере, помогает использование специальной ленты. Верхняя часть материала сделана из нетканого материала, что во многом облегчает процесс окрашивания.

Процесс ремонта шифера в этом случае протекает в следующем порядке:

  • Участок, подлежащий ремонту, обезжиривают обычным бензином
  • Удаляют с ленты защитную полоску.
  • Клейкой стороной прикладывают ленту к поврежденному участку и приклеивают.
  • Готовый участок красят в подходящий цвет.

Ремонт горячим битумом

Заделать трещины можно с помощью ленты-серпянки и расплавленного битума. Для этого необходимо нанести на поврежденное место жидкий битум, затем приклеить ленту-серпянку и вновь нанести битум. Чтобы расплавить битум, понадобится костер, старое ведро и два кирпича.

Разжигают костер и по бокам укладывают кирпичи. На них ставят ведро с кусочками битума. В процессе расплавления можно добавить в битум немного отработки, чтобы раствор стал более эластичным. Такой мастикой можно пользоваться даже при очень низкой температуре.

Применение битумной мастики

С помощью битумной мастики для шифера очень легко заделать трещины в шиферном листе. Для этого поверхность очищают и покрывают слоем грунтовки. Далее с помощью шпателя наносят слой мастики. Для лучшего растекания мастики можно добавить немного воды, но допускается использование в неразбавленном виде. Наносить можно неопределенно количество слоев, важно, чтобы каждый слой хорошо высох. Опытные мастера рекомендуют наносить мастику в два слоя толщиной не меньше 1 мм.

Использование замазки из асбеста, цемента и ПВА

Чтобы приготовить замазку, необходимо взять цемент и асбест в соотношении 2:3. Также понадобится раствор из клея ПВА и воды, которые взяты в равных пропорциях. Из всех компонентов готовят смесь и перемешивают. Раствор должен иметь густоту сметаны.

Наносить замазку нужно на предварительно очищенную и просушенную поверхность. Смесью заполняют дырки в шифере и обрабатывают раствором, приготовленным из 1 части клея и 3 частей воды. Затем наносят еще два слоя замазки.

Ремонт готовой шпаклевкой

В строительном магазине можно приобрести готовую смесь для шпаклевания. Эти растворы содержат гидроизоляционные материалы, поэтому могут использоваться для ремонта шиферной крыши.

Процедура ремонта подразумевает выполнение следующих действий:

  • Поверхность тщательно очищают.
  • Ремонтируемый участок обезжиривают растворителем или ацетоном и оставляют для просыхания.
  • Наносят слой жидкой грунтовки.
  • Поверх грунтовки наносят шпаклевку, используя специальный пистолет или обычный шпатель, и оставляют на 6 часов.
  • По истечении этого времени проблемное место накрывают стеклотканью и наносят еще один слой шпаклевки.

Все ремонтные работы рекомендуется проводить в сухую и пасмурную погоды, чтобы высыхание компонентов протекало в естественных условиях.

Применение пены и эпоксидной смолы

Устранение проблемы, чем заделать дыры в шифере, с помощью пены и смолы выглядит следующим образом:

  • Место ремонта хорошо очищают и обезжиривают.
  • Трещину заполняют монтажной пеной и оставляют для высыхания примерно на сутки.
  • Поверх пены наносят герметик и покрывают ремонтируемое место эпоксидной смолой.

Смолу вполне можно заменить жидким пенопластом, но стоит помнить, что он быстрее разрушается под воздействием солнечных лучей.

Накладка жестяных заплаток

Проблема, чем заделать дыры в шифере на крыше, актуальна для многих людей. Дефект в виде больших дыр и трещин можно устранить с помощью жестяной заплатки. Для этого делают следующее:

  • Из куска жести вырезают заплатку и сворачивают в трубочку.
  • Заталкивают ее в дыру и делают отверстие посередине.
  • В это отверстие вставляют болт, имеющий прокладку, и прижимают.
  • Имеющиеся зазоры заполняют герметиком.

Ремонт трещин с помощью олифы и мела

Олифу и мел хорошо перемешивают, полученную смесь наносят на предварительно очищенную поверхность. После высыхания ремонтируемый участок красят масляной краской.

Применение влагостойкого клея

Использование такого способа возможно только на идеально чистой поверхности, поэтому прежде, чем заклеить шифер на крыше, его хорошо промывают, протирая жесткой щеткой. После высыхания каждый дефект заклеивается куском плотной ткани, промоченной влагостойким клеем.

При этом важно, чтобы ткань выходила за края отверстия на 3-4 см. Поверх заплатки наносят еще один слой клея. Затем ремонтируемый лист переворачивают и дырку заполняют бетонным раствором. На немного схватившийся бетон накладывают еще одну заплатку и заливают клеем для шифера.

Устранение дефектов шифера с помощью алюминиевой фольги

Используя обычную алюминиевую фольгу, можно также устранить некоторые дефекты на шифере.

Для этого выполняют такие действия:

  • Удаляют старый крепежный элемент.
  • Вырезают заплатку из фольги.
  • Закрепляют фольгу на нужном участке и прижимают саморезом.
  • Если ремонт проводился на цветной кровле, то заплатку красят в аналогичный цвет.

Способы защиты шиферной крыши от дальнейшего разрушения

Если при визуальном осмотре обнаружились дефекты в разных местах крыши, то ситуация становится достаточно сложной. Чаще всего такое происходит в результате ошибок, совершенных в процессе монтажа кровельного материала. В этом случае простой ремонт может решить проблему только временно, поэтому важно остановить или свести к минимуму процесс разрушения.

Для достижения поставленной цели можно воспользоваться полоской плотной ткани, которую предварительно пропитывают краской. Полоской накрывают трещины, образовавшиеся на шифере.

Можно закрепить трещину еще одним способом: в трещине высверливают дырку и закручивают саморез. При этом отверстие дополнительно заделывают кровельным герметиком, который стянет края.

Как сделать полимерный герметик для крыши

Течь кровли может возникнуть независимо от возраста здания, здесь главную роль играет качество постройки. Но мы не ставим задачу разобраться в причинах данного явления. Цель другая: подсказать, чем быстро заделать щель, из-за которой течет крыша дома. Постараемся обойтись без посещения строительных магазинов и сделать герметик для крыши из подручных материалов – обычного пенопласта и бензина.

  • 1 Готовим материалы и место заделки
  • 2 Делаем кровельный герметик
  • 3 Устраняем течь на крыше
  • 4 Плюсы и минусы герметизирующего состава
  • 5 Заключение

Готовим материалы и место заделки

Чтобы сделать и нанести герметик на протекающую крышу частного дома, готовим следующие инструменты и материалы:

  • автомобильный бензин любой марки – А-92, А-80 и так далее;
  • ненужные куски пенопласта, например, из упаковки бытовой техники;
  • небольшая емкость с плоским дном, отлично подойдет стеклянная банка или ведерко из-под майонеза;
  • резиновый шпатель для нанесения клея на место дефекта;
  • узкая деревянная рейка – перемешивать ингредиенты и зачерпывать самодельный герметик;
  • тонкие резиновые перчатки.

Лучше брать емкость с плоским дном – из нее легче черпать загустевшую смесь

Примечание. Вместо автобензина можно применять другие растворители – ацетон, бензин «Калоша», разбавитель для краски, даже нитроэмаль.

Соотношение пенополистирола и бензина – примерно 1 : 10. Точные пропорции вы узнаете в процессе изготовления герметика, поскольку они зависят от типа растворителя и плотности пенопласта. Немного бензина оставьте про запас – вдруг понадобится отмыть руки.

Перед нанесением полистирольного клея-герметика очистите крышу вокруг трещины от пыли. Если нужно заделать крышу из металла – оцинковки или профнастила, то гладкие поверхности лучше обезжирить. Пористые шиферные листы обезжиривать необязательно.

Делаем кровельный герметик

Перед изготовлением клея-герметика насухо вытираем емкость и делаем контрольный замес, дабы освоить технологию всего процесса:

  1. Наливаем в ведерко буквально 100 грамм бензина, пенопласт ломаем на мелкие кусочки. Все работы производим на свежем воздухе.
  2. Погружаем куски пенополистирола в бензин, который их быстро растворяет. Для ускорения размешиваем субстанцию деревянной палочкой.
  3. По мере загустевания скорость растворения снижается. Добавляем пенопласт до тех пор, пока весь бензин не вступит в реакцию. Одновременно фиксируем соотношение материалов.
  4. Когда реакция сильно замедлится, оставляем раствор загустеть в течение 30–40 минут. За этот период остатки бензина испарятся, а пенопласта – растают.
  5. Если кровельный герметик получился слишком жидким, добавляйте еще полимер и хорошенько перемешивайте, потом дайте ему отстояться.

Справка. Технология основана на свойстве различных растворителей «разъедать» пластик. В результате полые гранулы пенопласта лопаются, оттуда выделяется газ, остается лишь чистый полистирол. Полимер сильно уменьшается в объеме, поскольку исходный материал на 90–95% состоит из пустот.

Загустевший полимерный герметик становится очень липким, то есть, обладает высокой адгезией к любым кровельным покрытиям – из шифера, оцинкованной стали, профилированного листа, черепицы. Отсюда правило: заделывать крышу нужно сразу после приготовления герметизирующего раствора, иначе он сильно загустеет. Следующий замес делаем в нужном количестве.

Читайте также  Инфракрасно конвективный обогреватель что это?

Вариант второй: не насыпаем в емкость максимум пенопласта, а вылавливаем оттуда загустевшую массу палочкой и сразу наносим на трещину крыши. Как получается полистирольный клей и насколько он пригоден к использованию, смотрим на видео:

Устраняем течь на крыше

Технология нанесения герметика проста до безобразия:

  1. Зачерпываем клей, переносим на шпатель и замазываем щель.
  2. Толщина слоя – от 1 мм. Если наложите больше 3 мм жидкого полистирола, ничего страшного не произойдет, только период затвердевания увеличится.
  3. В труднодоступных местах крыши – щель вокруг трубы, в ендовах, местах примыкания кровли к вертикальной стене – состав можно наносить пальцами (желательно надеть перчатки).

Замечание. В случае попадания на открытые участки рук герметик легко смывается тем же бензином.

Когда требуется заделать щель возле дымовой трубы либо трещину в шиферной крыше, лучше наложить армирующий пластырь. Технология такая: намазываем участок вокруг дефекта герметиком, стелим кусок стеклосетки, сверху – еще слой клея. Вместо стеклосетки сгодится марля, тюль и подобные сетчатые ткани.

Нанесение клея-герметика на стык кровли, примыкающей к стене дома

Самодельный герметик застывает не сразу, отвердевание может занять от нескольких дней до месяца в зависимости от толщины слоя. Описанное свойство не является проблемой – после прилипания к поверхностям полимер уже не пропустит воду.

Плюсы и минусы герметизирующего состава

Самодельный полимерный герметик практически не уступает заводским аналогам, предназначенным для ремонта крыши в частном доме. Преимущества состава, сделанного из пенопласта:

  1. Цена клея-герметика стремится к нулю. Вы купите бензин, используете максимум 0.5 литра, остальное выльете в бак автомобиля либо примените в хозяйстве другим способом. Пенопласт подойдет любой, даже мелкие отходы.
  2. Кровельный герметик является морозостойким и годится для любых наружных работ. Можно заделывать течи крыши, щели на балконе квартиры, трещины между отмосткой и стеной частного дома.
  3. Если крыша дома потекла среди зимы, состав допускается наносить при отрицательной температуре.
  4. Высокая адгезия к различным поверхностям. Главное, убрать пыль.

Дополнение. Растворенный в бензине пенопласт домашние мастера используют в качестве клея для стыковки разнообразных материалов – дерева, пластика, металла.

Срок службы герметизирующего раствора ограничен. Спустя 1–2 года полимерная замазка может трескаться и отслаиваться по краям. Подобным недостатком страдают и заводские герметики, поэтому течь крыши следует ремонтировать капитально – менять треснувший шифер, перекрывать оцинковкой и так далее. Замазывание – временная мера.

Другие минусы самодельного клея-герметика:

  • в процессе приготовления и нанесения раствор издает резкий запах бензина, соответственно, заделывать щели внутри дома не рекомендуется;
  • состав нельзя приготовить заранее, поскольку он загустевает;
  • длительное отвердевание, после которого корка становится хрупкой;
  • приготовление жидкого полимера занимает время (30…60 минут);
  • после заделки место дефекта выглядит некрасиво.

Долгое застывание герметика не всегда является недостатком. Если щель «живая», например, стык металла и кирпича с разными коэффициентами теплового расширения, то эластичность только плюс. Как выглядят швы на крыше спустя год после ремонта, показано на видео:

Заключение

Чем возиться с бензином и пенопластом, проще приобрести готовый герметик для ремонта кровли. Но что делать, когда крыша течет, а строительного магазина поблизости нет? Полимерный состав успешно заменит заводской, качество герметизации примерно одинаковое. Единственное место, где нельзя его применять – кирпичные и металлические дымоходы, там требуется специальный высокотемпературный герметик.

Ремонт шиферной крыши самостоятельно

Если шиферная кровля после многих лет эксплуатации начала протекать, это означает, что пришло время взяться за ее ремонт. Не следует впадать в отчаяние, ведь зачастую ремонт шиферной крыши может быть с легкостью выполнен своими руками без привлечения дорогостоящих услуг профессиональных ремонтников для устранения причины протечки.

  1. Причины и методы устранения протечек шиферной крыши
  2. Устранение незначительных дефектов шиферной кровли
  3. Как выполнить замену листов шифера

Причины и методы устранения протечек шиферной крыши

Если кровля служила верой и правдой много лет, проблемы возникли только теперь, наверняка причина состоит в потере целостности шифера.

Зачастую можно обойтись без замены целых листов целиком, ограничившись наложением на проблемные места заплат. Если же повреждения обширны, также не следует волноваться – заменить некоторое количество поврежденных шиферных листов самостоятельно не составит большого труда.

Итак, рассмотрим по порядку, как отремонтировать шиферную крышу.

Устранение незначительных дефектов шиферной кровли

При обнаружении на крыше незначительных сколов или трещин на одном либо нескольких листах шифера после укладки шифера на крышу своими руками, следует попробовать их залатать. Делают это следующим образом:

  1. Прежде чем перейти непосредственно к ремонту, производят очистку требуемых ремонта участков крыши от грязи и мусора при помощи щетки, после чего промывают их водой из шланга.
  2. Во время просыхания вымытой крыши, выполняют приготовление ремонтного состава. Подготавливают клей ПВА, цемент марки М300 либо выше, асбест (натирают листовой на мелкой терке или берут уже готовый распушенный).

При работе с асбестом в обязательном порядке следует вооружиться респиратором, хотя при монтаже профнастила на крышу — это лишнее. Ремонтную смесь получают путем перемешивания 1-2 частей цемента с 3 частями подготовленного распушенного асбеста.

Далее в состав заливают смесь воды и клея ПВА в соотношении 1 к 1 и тщательно перемешивают. Получившаяся ремонтная масса должна обладать консистенцией, идентичной густой сметане.

Помните, что покраска шиферной крыши сразу после ее монтажа позволит продлить срок эксплуатации кровли в 2-3 раза.

  1. По окончанию приготовления смеси (готовить ее лучше маленькими порциями, т.к. максимальную эффективность смесь сохраняет в течение всего двух часов) приступают к ремонту шифера.
  2. Проблемные участки поврежденного шифера для начала грунтуют раствором клея ПВА, разведенного с водой в пропорции 1 к 3.
  3. Прогрунтованные места повреждений заполняют ремонтным раствором как минимум дважды таким образом, чтобы общий слой данного раствора составил более2 мм. Рекомендуется выполнять ремонт в пасмурную, но сухую погоду, так как смесь в подобных условиях высыхать будет медленнее, при этом сможет набрать максимальную прочность.

Устройство шиферной крыши таково, что во время ремонта обычно приходится наносить раствор в труднодоступных местах, поэтому чтобы к ним подобраться, при этом не раскрошив шифер, необходимо воспользоваться доской с поперечными брусьями, набитыми на нее.

Зацепив подобную доску за конек, можно свободно передвигаться по ней без излишнего давления, создаваемого на шифер.

Такой способ ремонта, как показывает практика, хорош также в случаях ремонта крыши гаража и даже балкона, так как покрыть крышу как профнастилом, так и шифером нужно грамотно.

Применением ремонтного состава, выполненного по данной рецептуре, можно продлить срок эксплуатации кровли как минимум на 5-7 лет.

Как выполнить замену листов шифера

При достаточно сильных повреждениях кровли, единственным выходом из ситуации служит демонтаж старого покрытия и покрытие крыши шифером заново новыми листами.

Выглядит процесс замены следующим образом:

  1. Вынимая шиферные гвозди, производят демонтаж старого покрытия в обратном порядке в сравнении с монтажом кровли.
  2. Оценивают состояние опалубки и стропил, по необходимости производят их замену либо ремонт.
  3. Чтобы обеспечить максимальную герметичность кровли, настилают поверх стропил слой рубероида либо другого изоляционного материала. По необходимости выполняют утепление шиферной крыши.
  4. После укладки рубероида приступают к настилу шифера. Листы шифера начинают укладывать с нижнего угла, передвигаясь по восходящей к противоположному углу кровли. Подобным образом обеспечивается геометрически правильная укладка шиферных листов с необходимым нахлестом.
  5. Нахлест обеспечивают такой укладкой листов, при которой крайняя волна одного листа укрывается крайней волной последующего.
  6. После укладки первого горизонтального ряда шифера, приступают к укладке следующего с напуском не менее чем в10 см.
  7. В местах выступа шиферных листов за пределы кровли либо при их упоре в дымоходную трубу их обрезают при помощи болгарки с установленным на нее алмазным диском.
  8. Листы шифера крепят к обрешетке посредством специальных гвоздей. Для предотвращения образования сколов и микротрещин в листе, гвозди вбивают в гребень шиферной волны, предварительно просверливая отверстия под гвозди и при этом не забывая делать от края достаточный отступ.
  9. Для обеспечения максимально надежной фиксации листов шифера применяют гвозди достаточно большой длины. При этом длина гвоздей прямо пропорциональна сроку существования конструкции без смещений шиферных листов.
  10. В завершении ремонт шиферной крыши предполагает обеспечение защиты изломов и конька крыши. Их герметичность обеспечивают посредством специальных пластиковых, металлических либо металлочерепичных накладок.